Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа взаимодействия
eurekanext

«Китеж» – профессиональное сообщество приемных семей, объединившихся для того, чтобы создать наилучшие условия для развития, воспитания и обучения приемных детей. Поселок располагается в Барятинском районе Калужской области, состоит из 15 деревянных домов для приёмных семей, а также здания школы, столовой, фермы, столярной мастерской и церкви.
Сообщество было создано в 1992 году историком, востоковедом, комментатором международного отдела «Маяка» Дмитрием Владимировичем Морозовым, вокруг начинания которого постепенно сформировался профессиональный коллектив.
Сейчас в «Китеже» 26 взрослых, педагогов, психологов и других специалистов, которые одновременно являются и приёмными родителями, и учителями в школе, и наставниками для детей. А ещё сами строят дома, работают на ферме, ведут хозяйство. Словом, занимаются абсолютно всем, что необходимо для существования посёлка. В «Китеже» дети обучаются в государственной аттестованной и лицензированной школе, оборудованной по самым современным образовательным стандартам. Во внеурочное время дети участвуют в разнообразных игровых, творческих, трудовых проектах, многие из которых задумывают и осуществляют сами, при помощи взрослых.
«Китеж» активно сотрудничает с вузами и школами страны, реализует различные проекты и просто воспитывает профессионалов. Подробно о том, как устроен сообщество приемных семей «ВО» рассказал директор Китежской школы Максим Владимирович Аникеев.




– Максим Владимирович, расскажите, пожалуйста, о проекте «Китеж», какова его идея, цель?
– Наш проект – создание и развитие профессионального сообщества приемных семей, важная часть которого – обучение и воспитание приемных детей в собственной школе на базе поселка приемных семей.
 Идея этого проекта была очень проста и сложна одновременно – выстроить целостный мир для того, чтобы дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, смогли осваивать целостный социальный мир, построенный на основе позитивных ценностей уважения, взаимопомощи, труда. В таком микросоциуме дети получают возможность заново выстроить собственную жизненную перспективу. Очень часто дети именно этой категории страдают от того, что не могут преодолеть неудачный опыт ранних лет жизни и выстроить позитивные модели выхода из трудностей, с которыми они встретятся в самостоятельной жизни.
Реабилитация ребенка в «Китеже» начинается с восстановления доверия фигуре взрослого человека, приемного родителя.
В целом же приемный родитель в сообществе одновременно может выступать и наставником, и учителем школы, и лидером социальной группы. Эта полифункциональность позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности – трудовой, учебной, социально значимой.

– Есть ли определенная модель воспитания, образования детей? В чем главная особенность Вашей школы?
– Первоначальный, базовый этап, для ребенка, попавшего в «Китеж» – это адаптация в семье. Далее на этой основе становится возможным освоение социального мира – через ролевые игры, через общение со старшими и младшими ребятами, через понимание своей роли и положения в нашем сообществе.
Значимое место в этом микросоциуме занимает школа. Главная особенность нашей школы в том, что общение между учителями и учениками – неформальное, демократическое, и авторитет учителя масштабом его личности, а не исполняемой им роди.
Педагог на основе искреннего интереса к преподаваемому предмету может «заразить» ребенка интересом не только к этому предмету, но и вообще к познанию окружающего мира. Очень часто травма ребенка закрывает путь реализации его познавательным способностям, талантам, поэтому на первом этапе необходимо помочь ребенку познать окружающий мир, например, через предмет. Это первый этап.
В дальнейшем необходимо по мере возможности следовать за интересом ребенка, поддерживать в нем проявления инициативы, самостоятельности, поддерживать его сильные стороны и таланты. Они могут реализоваться не только в обучении в школе, но и в той или иной области внешкольной жизни. Начиная работать в столярке вместе с нашими волонтёрами, ребенок учится английскому языку как средству коммуникации и общения. Общаясь со старшим наставником, который является учителем истории, ребенок постигает суть исторических отношений, учится видеть причины и следствия, закономерности на историческом материале. Так происходит включение ребенка в культурный контекст через его личный опыт.



Этому способствуют разнообразные интерактивные средства, которые помогают ребенку включаться в обучение, в том числе и ролевые игры, имеющие мощный воспитательный потенциал. В этой игре у ребенка формируется представление о позициях ученика и учителя, о нормах и правилах взаимодействия с людьми в мире –обществе, о том, что обществом одобряется и что делать нежелательно.
Ребенок переходит на следующую игровую ступень в тот момент, когда начинает осознавать ответственность за собственные поступки, поведение. Игра позволяет фиксировать достижения ребенка, позволяет ему самому отслеживать изменения в себе, свои достижения. Важным этапом роста становится тот момент, когда ребенок становится наставником для младших ребят.
В этом смысле мы очень близки к понятию тьюторов в образовании и воспитании, то есть помощников, посредников, через которых осуществляется связь социального и образовательного пространства.



– Расскажите, подробнее о проектах, которые Вы реализуете в «Китеже»?
– Наша школа – это социально-педагогический комплекс, который очень плотно взаимодействует с социальным окружением, с приемными семьями. Все наши проекты – это одновременно и школьные проекты, которые воплощают в жизни один и тот же детско-взрослый коллектив «Китежа».
Целевые группы этих проектов, во-первых, это дети, оставшиеся без попечения родителей, приемные семьи из Калужской области, из Москвы. У этих детей нередко возникают проблемы в адаптации в приемной семье, проблемы в обучении, выстраивании детско-родительских отношений. В этом случае «Китеж» выступает в качестве консультационного центра, оказывая таким семьям психолого-педагогическую поддержку в разных формах: в виде консультаций, тренингов, семинаров, где специалисты помогают родителям-опекунам понять специфику того ребенка, который к ним попал, и выстроить собственную родительскую позицию.
Другие проекты направлены на преодоление изоляции детей-сирот и детей, которые побывали в кризисной ситуации. Мы приглашаем московские и калужские школы для совместного участия в лагерях самой разнообразной тематики. Например, сейчас проходит английский музыкальный лагерь с участием иностранных волонтеров, многие лагеря проводятся в форме ролевых игр. Ребята из московских школ, приезжая в «Китеж» и мы, выезжая к ним, учимся взаимодействовать, показываем друг другу, что какой бы ни был прошлый опыт ребенка, самое важно, что он личность, и он может достичь в жизни успеха и счастья.
Отдельно стоит остановиться на педагогических проектах. В последние годы мы проводим специальные программы для студентов педагогических, психологических специальностей; есть возможность для них проходить у нас педагогические практики. У нас сложился хороший контакт со студентами тьюторского отделения МПГУ. Прохождение у нас практики даем студентам возможность освоить наши педагогические практики, которые мы апробируем и совершенствуем в течение 20-ти лет, а также и просто пообщаться поучаствовать в жизни нашего коллектива. Такие приезды очень полезны для наших детей: они на практике, в режиме неформального общения, учатся понимать, что такое жизненный выбор, профессиональная ориентация, насыщаются новыми образами, которые им помогут впоследствии в жизненном самоопределении.
Алена Шадрина

  • 1

«Китеж» – уникальный проект

Татьяна Ковалева, профессор кафедры педагогики МПГУ, руководитель магистерской программы "Тьюторство в сфере образования"
– Тьюторы – это специалисты в сфере образования, главная стратегия и специфика деятельности в том, что они не навязывают, не формируют, а поддерживают, создают условия для раскрытия ребенка, пространство для проб и опыта.
Тьюторская методика разработана и обоснована в теории, и мы искали возможности реализовать ее в реальной педагогической практике. Перед нами стояла сложная задача – найти место, где студенты могли бы пройти действительную тьюторскую практику. Это было непросто, потому что даже в самой прогрессивной школе, где современные технологии и продвинутые учителя, они все равно остаются учителями, которые думают о ЕГЭ и т.д. И вот, читая в очередной раз новости, я обнаружила статью о «Китеже». Этот проект крайне заинтересовал меня. Вскоре я туда съездила, после чего сомнений не осталось – это правильное место. «Китеж» – уникальный проект, удивительные люди, дети и атмосфера.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account