Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Началась эпоха погромов?
eurekanext
От редакции «ВО»


Марк Дугган

В «старой доброй Англии» – погромы. Два года назад нечто подобное было в «прекрасной Франции». Двадцать лет назад полыхали кварталы Вашингтона. Неожиданная варварская жестокость всегда ошеломляет – особенно когда трагедия случается «на пустом месте», без всяких видимых причин.
Европа за свою историю знала сотни, тысячи подобных актов – и куда более кровавых. Жуткие по жестокости карательные экспедиции римлян, крестовые походы против еретиков во Франции, Испании, Германии, не говоря уже об ужасах прошлого века, – но чтобы в наше просвещенное время? В стране с семисотлетними демократическими институтами?! Это кажется невероятным.
Теперь надо постараться понять, какие механизмы так грубо и зримо срабатывают в модернизированных обществах, кто или что их создает и приводит в действие. Задача затрудняется тем, что и под походы на еретиков, и под еврейские погромы начала прошлого века, и под эксцессы военного коммунизма или национал-социализма были «подстелены» доктрины, манифесты и протоколы, из которых, по крайней мере, была видна мотивация палачей. Здесь же – в Британии, во Франции – ни строчки! И поэтому неудивительны определения британских должностных лиц: «бессмысленное хулиганство», «чистый криминал, совершаемый умалишенными бандитами и дебилами».



Чтобы понять сложное событие или явление, мудрецы древности советовали задаваться вопросом: «Кому это выгодно?». Глядя на эти рукотворные пожары, можем ли мы однозначно и уверенно ответить на этот вопрос?
Фото Boston.com


И если происходящее – лишь начало «эпохи погромов» (а судя по всему, это так), то нужно как можно более глубоко разобраться, что за люди эти погромщики, что ими движет, каковы причины, порождающие таких людей и их мотивацию. И, наконец, возможна ли профилактика подобных «эксцессов»? Тем более что у нас, россиян, здесь есть не только теоретический, но и острый практический интерес: симптомы не этой ли самой болезни проявились в Кондопоге и на Манежной площади? И то, что происходит в Лондоне или Ливерпуле, не есть ли в основе своей наши родные «манежки», только получившие «свободное развитие»?
И начнем с уже зафиксированного факта: этим выступлениям не предшествовало никакой декларации, разъясняющей позицию «гражданских мятежников». Нельзя утверждать категорически, но велика степень уверенности в том, что никакого «концептуально-теоретического центра», способного артикулировать цели и задачи «организации», не существует. И самой организации, похоже, пока еще нет. Если так, то это означает полную неосмысленность (иррациональность) в действиях «рядовых участников» беспорядков. Иными словами, мотивы их поведения не заданы никакой «высокой» целью, а само поведение – исключительно ситуативно.



На улицах Тоттенхэма в ночь с субботы на воскресенье
Фото с сайта fototelegraf.ru

Но если у этих сотен бандитов нет осознанной причины для насилия и вандализма, то у них (или по крайней мере у зачинщиков) должен быть повод, «легитимизирующий» (в их собственных глазах) затеваемую акцию. Именно возникновение такого «причинного повода» срабатывает как сигнал к «тотальной мобилизации», как набат или, если угодно, как спусковой крючок. И мы уже знаем (в том числе и по «манежке») , какое событие выступает в этом качестве: это факт насилия над кем-то из «своих» – над членом (неважно – формальным или неформальным) какого-либо (неважно – формального или неформального) сообщества (этнического, субкультурного, асоциально-радикального и пр.). Совершенно тот же принцип-детонатор сработал и в Лондоне: убийство 29-летнего Марка Дуггана, не подчинившегося приказу полицейского остановиться. При этом существенно, что никто из погромщиков, задержанных в других кварталах Лондона (не говоря уже о других городах), даже не слыхал этого имени и понятия не имел, кто это такой.
Складывается впечатление (и, видимо, оно не обманывает), что сотни, тысячи людей (преимущественно подростково-молодежного возраста) живут в состоянии постоянной «боевой готовности» в ожидании некоего «часа икс», чтобы вылиться на улицы и начать громить магазины, жечь и переворачивать автомобили, бить полицейских и случайных прохожих. Они живут буквально сладострастным ожиданием покушения на своё «стайное», «роевое», «сворное» коллективное тело. Именно тогда наступает миг торжества их стаи, роя или своры. У них появляется очевидный, безусловный, открытый враг, который «сам напросился», который «первый начал» и с которым они теперь имеют «законное право» расправиться «по полной программе».
Причем формально эти сотни и тысячи могут быть никак не связаны друг с другом и совершенно не знакомы. Но связь существует – в противном случае они не выходили бы на улицы в едином порыве и не делали бы одного общего «дела». И вот природа этой «несуществующей связи» и представляет самый актуальный интерес. Поэтому сразу признаюсь, что употребление «животной» терминологии (рой, стая, свора) допущено здесь не в публицистическом задоре, а в строго научном смысле. Дело в том, что такой стиль поведения основан на вполне естественном животном инстинкте самосохранения. И человеку он свойственен в полной мере. Но в условиях социальной нормы (имеется в виду хотя бы то общество, которое мы на бытовом уровне считаем «цивилизованным» или «культурным») этот инстинкт срабатывает «в чистом виде» лишь в экстремальных обстоятельствах. И в сообществе должно произойти что-то очень деструктивное, чтобы его члены ощутили себя в плотном окружении враждебной стихии – тотальной, неструктурированной и бескомпромиссной. Уличные погромы – реакция именно на такую стихию: уничтожается все.
Этих людей (от подростков до, казалось бы, вполне зрелых «брейвиков») можно называть «распоясавшимся хулиганьём», «деклассированным элементом», «социальными маргиналами» – и в каждом из этих определений будет большая доля правды. Кто-то, имеющий представление об античности, кивнет на Древний Рим эпохи упадка и скажет, что практически то же самое происходило там уже почти две тысячи лет назад –  жгли, переворачивали, убивали. И добавит что-то в том смысле, что история развивается по спирали и что все повторяется на новых витках (впрочем, это отмечал еще библейский Экклезиаст).



Кто-то мог бы предложить к этой фотографии подпись: «Социализация по-лондонски». Но это было бы не просто цинично, но и глубоко неверно. Перед нами – общая трагедия. И обе стороны-участницы понимают, что ими – вольно или невольно – сеются «зубы дракона». И жертвами этих зубов станут со временем и эти дети, и те, которые сейчас спят в теплых уютных кроватках по всей «доброй старой Англии»
Фото Boston.com


Но почему и как в обществе возникают эти «полости», состоящие из деклассированных элементов и социальных маргиналов? Потому, что если общество не озабочено самопрофилактикой, в нем неизбежно начинают развиваться процессы дегуманизации. Первый их этап – появление своеобразных «застойных зон», характеризующихся резким замедлением (а то и остановкой) социального лифта или хотя бы минимальной социальной успешности для людей, фактически оказавшихся в «экзистенциальной западне». Второй этап – превращение этих зон в стихийные и интенсивно наполняемые «накопители», по объемам невостребованного «человеческого материала» соизмеримого с обитателями благополучного социального пространства. Третий этап очень важен, поскольку именно здесь находится точка фуркации: либо среди обитателей этого гетто находится «культурный герой» типа горьковского Данко, который находит выход в «большое общество» в качестве его системной составной части (причем само «большое общество» делает взаимные шаги навстречу), любо этого не происходит и обитатели «накопителя» социально деградируют и превращаются в «несистемную оппозицию» всему и вся. Лондонские события наглядно демонстрируют, до какой стадии дошла болезнь.



Фото с сайта dannycarr.files.wordpress.com

Какие категории населения попадают в зоны дегуманизации? Ответ лежит на поверхности – вспомним прежде всего горьковское «На дне». В эпоху промышленной революции в этой зоне находились миллионы пролетариев (в широком смысле этого понятия). В последние десятилетия ее пополняют десятки миллионов мигрантов, отличающихся от упомянутых пролетариев своей принадлежностью к совершенно иному «культурному коду»: языку, религии, традициям, представлениям о самих себе и о «принимающем обществе».
Было бы несправедливым утверждение, что все это время Европа ничего не делала для снятия закономерно возникающих барьеров. Но, как видно, эти усилия оказались далеко не такими эффективными, как рассчитывали архитекторы мультикультурализма. Идущему ему на смену интеркультурализму приходится начинать в исключительно сложной обстановке. Градус этнофобий в Европе высок как никогда. И самое страшное, что демонстрируют погромщики – это уже состоявшееся исключение ими всех «других» из системы моральных отношений. Вернее сказать, они сами из нее вышли. В этом проявился конечный признак дегуманизации.
А что наша «манежка»? На мой взгляд, это событие, как и ранее случившаяся периферийная Кондопога, – уже не те ласточки, которые не делают весны. Правда, в отличие от наших западных соседей по континенту, наша «весна», к счастью, еще не наступила. Нам просто исключительно повезло с мигрантами – они все «бывшие наши» или дети «бывших наших». Они помнят сами (чаще уже по рассказам взрослых родственников) о дружбе советских народов. Они знают (правда, все хуже) разговорный русский язык. Они (в абсолютном своем большинстве) неагрессивны. Они едут к нам с надеждой. С надеждой хоть как-то поддержать своих родителей и большие семьи, оставшиеся дома. Они молоды и, естественно, влюбляются и женятся. И их дети идут в российские школы.
А теперь вопрос на засыпку. Чего мы больше хотим: чтобы наши дети дружили и, став взрослыми, жили бы дружной евразийской семьей или чтобы время от времени в наших городах горели кварталы, а наши внуки считали доблестью «отомстить чужому»? Что мы реально делаем для того, чтобы реализовался все-таки первый сценарий? Давайте внимательно отнесемся к нынешнему европейскому опыту: как бы он не стал нашим «воспоминанием о будущем».



Фото с сайта fototelegraf.ru

  • 1

Борис Бим-Бад, академик РАО

Борис Бим-Бад, академик РАО:
- Я думаю, что беспорядки в Англии имеют множество причин, связанных с несовершенством современного мира. Мир наш проходит этапы неизбежной глобализации. Отсюда - многие мучения. Но в числе множественных и взаимосвязанных причин подростковых боев есть одна собственно образовательная.
Грабежи, поджоги, убийства и избиения в сегодняшней Англии обнажили многие пороки общества, среди них - кризис массового государственного образования.
Газета "Дейли Мейл" сегодня в обширном комментарии пытается нарисовать психологический портрет участников лондонских криминальных акций. Для участников грабежей и поджогов происходящее было развлечением, делавшим жизнь полней и интересней, пишет газета. У этих людей нет морального компаса. У большинства нет ни работы, ни стремления учиться.
Они неграмотны и не знают ничего, кроме комьютерных игр и своих мобильников "Блэкберриз"... "Дейли мейл" видит выход лишь в новом типе образования для этих подростков, в котором бы участвовали не только учителя и школа, но и политики, судьи и полиция. (http://www.svobodanews.ru/content/article/24292762.html ).
Я уверен в правоте Филиппа Кумбса: кризис образования имеет мировой охват.
Нам надо делать вывод: события в Англии - предупреждение для всех школ, в частности, и для российской.

Григорий Громыко, инженер-технолог по парному обучени

Григорий Громыко, инженер-технолог по парному обучению с 1988 года, Германия:
- Когда я вижу "вот такое", то всегда думаю лишь о том, что всего этого могло бы не быть, если бы люди умели бы хорошо понимать речь друг друга. Когда Бог разрушил Вавилонскую башню, то он ещё "смешал языки", - до этого все люди говорили на одном языке. Так написано в Библии.
Я лично противостою таким варварским поступкам, как в Лондоне, Осло, Нью-Йорке, тем, что продвигаю в школы всего мира технологию парного обучения - www.pedsovet.org/forum/forum315.html - она обеспечивает высокое качество коммуникации между любыми, очень разными по культуре, людьми.

Владимир Суходоев, учитель информатики

Владимир Суходоев, учитель информатики, Ершовская средняя общеобразовательная школа им. Фабричнова, с. Новошихово, Московская область:
- Я в этих событиях вижу естественное развитие неестественной ситуации, когда "пирамидальная" иерархия социумов венчается формами, антисоциальными настолько, что уже приходится сомневаться, "а из нашего ли они курятника".
Антисоциальность эта возрастает с возникновения государства как инструмента регулирования, поддержания общества в сбалансированном состоянии. Современная иерархия не только во многом паразитическая, как и подавляющее число предыдущих государственных форм, но и "кормится" уничтожением своих нижних этажей, то есть сознательно ведёт процесс к уменьшению объёма социума, к возврату к количественным характеристикам этого социума, когда пределы роста этого количественного объёма были неразличимо далеки.
Когда любой живой форме не предоставляется место в будущем, она начинает применять всё более разнообразные средства для своего сохранения. Поскольку объективно естественные тенденции намеренно искажаются вплоть до обратных, разумные решения становятся всё более неприменимы, ситуация переходит в разряд неразрешимых.
Когда живая система не имеет и не может иметь правильного решения, она может надеяться спастись «статически», предпринимая любые, самые непредсказуемые и, видимо, ранее не применявшиеся, не приводившие ещё к неуспеху действия.

Re: Владимир Суходоев, учитель информатики

Может быть, это тот случай, когда надо действовать на локальном уровне, какой бы ни была глобальная причина, порождающая?..
У читающего это неравнодушного учителя, директора школы - не опустятся ли руки что-либо менять, влиять там, "где руки дотягиваются"((с) В.Редюхин)?

Сергей Андреев, программист-аналитик

Сергей Андреев, программист-аналитик ЗАО "НеоАрт", г. Москва:
- Можно дать массу объяснений происходящему. То, что рост социальной напряженности в Европе растет - это вполне очевидно. Что является причиной этого - непонятно. Возможно, дело в пересмотре политики мультикультурности в Европейских элитах, что стало влиять на политику, и граждане это почувствовали в ухудшении уровня их жизни. В таком состоянии низы достаточно реакционны, поэтому они фактически ждут повода для возражения власти.
В Англии, насколько я понял, начиналось все с обычного протеста по поводу убийства полицейскими какого-то молодого человека. В России подобный инцидент вызвал события на Манежной площади - это мы ещё пока помним.
С другой стороны, мир в последнее время "взорвался". Например, события на Ближнем Востоке по изменению правящих режимов. Они похожи друг на друга, как братья-близнецы. Все начиналось после пятничной проповеди. Видимо, в исламском мире появился некий "пророк" (по крайней мере, такая идеология). Не удивлюсь, что европейский кризис - это дело "его" рук.

 0[I |C tBf;cdV6J4K,B)zFƋLS ~$cM*u^eAd

Светлана Болдырева, замдиректора по воспитательной работе МОУ "СОШ №6", г. Саратов:
- Необходимо для начала знать, кто грабит и мародерствует. Мне кажется, что в основном это мигранты, которых "приютила" Старая Англия. Ведь количество их растет, практически никто из них не работает, между тем имея неплохой прожиточный уровень. Согласно закону стран ЕС, беженцев обеспечивают пособиями. Они не работают, да и не хотят. Такое в Европе повсеместно. Думаю, не за горами такие столкновения будут в каждой стране. Мусульманское население будет преобладать над коренным и вытеснять его с родины. Небольшой повод будет провоцировать беспорядки ужаснее с каждым разом. Ведь протестовать против убийства друга не значит грабить и мародерствовать.


Edited at 2011-08-16 05:39 am (UTC)

Re: Светлана Болдырева, замдиректора по воспитательной

Добрый день!
Во-первых, не согласен с употреблением тут слова "мусульманское". Не религия и тем более не вера виной. В этой связи мне очень понравилась статья Ханафи Гулиева в первом электронном номере Вестника http://eurekanext.livejournal.com/2011/07/20/#post-eurekanext-2184 .
Во-вторых, вопрос: что дальше делать с этим знанием замам директоров школ по воспитательной работе?

Петр Токарев, сотрудник «Медиаресурсы для образования

Петр Токарев, сотрудник информационного отдела Научно-производственная организация «Медиаресурсы для образования и просвещения», г. Брянск:
- Многое неизвестно о ситуации в северном Лондоне: детали событий, сложившийся образ жизни этих преимущественно иммигрантов, например. К тому же, в основном приходится изучать общественное мнение, поэтому трудно ответить на вопрос объективно. Можно только предполагать, основываясь на новостях, жизненном опыте и ориентируясь на события в мире. Из данных СМИ следует, что долговой кризис + нестабильность (например, революции и боевые действия в арабских странах, голод и обострение напряженности в Сомали, насилие в Синьцзян-Уйгурской провинции Китая, признание Южного Судана, перераспределение средств для помощи бывшим Советским республикам) очень сильно влияют на миграцию и положение тех, кто уже мигрировал.
Тем не менее, ситуация выглядит типичной для так называемых «молодёжных бунтов» Европы 2000-х (Греция, Франция, Италия, Испания, Норвегия, Германия и, хоть и с натяжкой, но Молдавия). Если верить мнениям в СМИ, то чёткая организующая сила бросается в глаза, оттеняя предполагаемые причины (хотя бы потому, что никому, скорее всего, нет дела до наркоторговца с обрезом в машине – в иммигрантских кварталах это, наверное, обычное явлением).
Вряд ли это случайные события. Хотя, конечно, в связи с современным уровнем мобильности и вообще глобализацией беспорядки тоже должны были перейти на новый уровень.
Есть сведения, что деструктивный цикл Земли научно доказан, и даже проверен математическими исследованиями землетрясений в Японии. Считают, что всё это влияет на людей, ведь магнитные бури, к примеру, давно не вызывают у большинства сомнения.

Дмитрий Шишкалов, ассистент профессора

Дмитрий Шишкалов, ассистент профессора, Технион (Израильский технологический университет), г. Хайфа, Израиль:
- Организованность действий молодёжи говорит о том, что за этими беспорядками стоят какие-то серьезные люди.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account