Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Муниципальное задание
eurekanext

С 1 июля 2012 года все общеобразовательные учреждения будут работать в условиях 83–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Основной целью закона является создание правовых механизмов, способствующих повышению качества и доступности образовательных государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых школами, а также повышение эффективности деятельности общеобразовательных школ.
Мотивацией, обеспечивающей качество и доступность услуг, должны стать: формирование для каждого общеобразовательного учреждения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг с установкой показателей объема и качества его выполнения, обеспечение контроля за выполнением задания, установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждений.
Учреждение приобретает больше экономической самостоятельности, и соответственно возрастает ответственность руководства учреждения за финансовые результаты его деятельности.
Необходимо отметить, что задание и соглашение являются основными документами, которые регламентируют взаимоотношения между учредителем и общеобразовательным учреждением в ходе выполнения школой задания на оказание услуг.
Задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя (далее – учредитель), и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Объем задания становится переменной величиной и зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг.
Со стороны учредителя важно однозначное определение перечня услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета.
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ общего образования).
Так как размер субсидии прямо связан с объемом оказываемых услуг, бюджетное и автономное учреждение мотивировано в увеличении этого объема, а также спроса на услуги за счет повышения их качества. В связи с тем, что субсидия предоставляется бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения задания, сформированного на основании натуральных показателей, у учредителя должны появляться новые инструменты и направления контроля, ориентированные на результат деятельности подведомственных учреждений.
В случае, если общеобразовательное учреждение является муниципальным, то полномочия по осуществлению контроля качества образования со стороны учредителя (муниципалитета) отсутствуют. В соответствии с существующим законодательством (п. 6.1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999).
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 29. Закона об образовании, контроль за качеством образования осуществляет региональный орган с соответствующими полномочиями.
При формировании ведомственного перечня услуг муниципалитеты прописывают услуги, направленные на реализацию программ начального, основного и среднего (полного) общего образования. Возникает некоторое противоречие: школа должна реализовать федеральный государственный образовательный стандарт, что является обязательным требованием выполнения задания (невыполнение стандарта является невыполнением задания), при этом показатели, которые описывают качество предоставляемой услуги, формулируются муниципалитетом и в основном не учитывают требования ФГОС.
Анализируя муниципальные задания для общеобразовательных учреждений, становится очевидным, что показатели качества предоставляемой услуги в муниципальных заданиях не только не отражают результаты, требования к которым прописаны во ФГОС, но и никаким образом не связаны с ООП школы.
Второе противоречие заключается в том, что контроль за реализацией ФГОС – полномочия регионального органа, а формирование задания и контроль за его исполнением – полномочия муниципалитета. Согласно статистике, 97% школ Российской Федерации – муниципальные, а не государственные.
Учредителем могут использоваться дополнительные характеристики качества оказания услуги или результата оказания услуги, что сейчас и происходит. Мы проанализировали 47 муниципальных заданий школ в различных муниципалитетах и субъектах РФ. В 35% в муниципальных заданиях формулируется одна услуга: «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», в 8% происходит разделение услуг по ступеням начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, то есть прописываются три услуги. И только в 4% муниципальных заданий прописываются и финансируются дополнительные образовательные услуги. При определении одной услуги в показателях качества описываются такие критерии, которые обязывают учреждения организовывать питание, дополнительное образование, то есть выполнять те работы или услуги, на которые общеобразовательные учреждения должны получить отдельное задание. В муниципальных заданиях есть такие показатели качества оказываемой услуги, например, как: доля выпускников школы, поступивших в высшие учебные заведения, доля педагогов с высшим образованием, доля детей, приступивших к занятиям, обеспеченность компьютерной техникой и др. Данные показатели не отражают качество образования, а скорее качество условий, но не в полном объеме, что существенно сказывается на достижении результатов, требования к которым указаны во ФГОС.
Анализ муниципальных заданий свидетельствует о том, что на сегодняшний день показатели качества предоставляемой услуги, прописанные в муниципальных заданиях, не задают каких-либо новых требований к реализации образовательной программы. С одной стороны, такое муниципальное задание не обязывает школу к решению новых задач – изменению содержания образования и достижению результатов в соответствии с ФГОС, с другой стороны, учредителю удобнее финансировать именно такое качество, не требующее больших финансовых вложений.
Необходимо констатировать, что в настоящее время в муниципальных заданиях школ взаимосвязь между объемом и качеством услуг и их финансированием не очевидна. Скорее всего, в органах исполнительной власти был сформирован не детализированный перечень услуг, а слишком общий, что не позволило в полном объеме рассчитать их стоимость, установить нормативные затраты на реализацию образовательных программ всех ступеней. Например, в муниципальных заданиях, в разделе «Наименование услуги», пишут: «Предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», тем самым не происходит финансирование образовательных программ по ступеням. Хотя мы понимаем, что стоимость образовательной услуги по предоставлению начального общего образования в связи с введением нового ФГОС дороже. Уровень детализации должен быть оптимальным, во-первых, для того, чтобы отделить ее от других аналогичных услуг, во-вторых, для обеспечения возможности расчета нормативных затрат на ее оказание. Очевидно, что если перечень услуг не будет детализирован и не будут выделены ступени образования, то стоимость услуги будет везде одинакова, что не позволит реализовать ФГОС основной школы и получить результаты, требования к которым прописаны в стандарте.
Федеральным законом предусмотрена и персональная ответственность руководителя (вплоть до увольнения) за результаты деятельности школы, тем не менее можно с уверенностью утверждать, что существующий порядок формирования муниципального задания не повысил уровень их ответственности перед учредителем и потребителем услуг.
Таким образом, важнейшей задачей реализации ФГОС является создание условий и механизмов, обеспечивающих взаимосвязь объемов и качества услуг, оказываемых общеобразовательным учреждением в рамках задания, и объемов финансового обеспечения его выполнения.
Наталья Шадрина

?

Log in

No account? Create an account