Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как сделать так, чтобы стандарт работал?
eurekanext

9 апреля в Перми состоялся брифинг с представителями региональных СМИ, в котором приняли участие заместитель министра образования Пермского края Раиса Кассина, начальник государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края Галина Гутник, представитель Рособрнадзора Марина Данилова, научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский и эксперты ИПОП «Эврика» Ольга Шиян и Роман Селюков.

В Пермском крае сложилась определенная система оценки качества образования, которая включает в себя ЕГЭ, мониторинговые исследования и проект «Ступени», когда по окончании года учителя по результатам своей работы получают существенные премии, если их школы вошли в сотню лучших по каждой ступени образования. Есть и международные исследования, которые включены в систему общей оценки качества образования детей: они помогают понять и сопоставить отличия системы образования на мировом уровне.
Понятно, что с введением новых стандартов принципиально должна измениться оценка качества образования. Встает вопрос: как сделать так, чтобы стандарт по-настоящему работал? Как сделать так, чтобы оценивались не только знания и умения, но и то, что предписано новым стандартом? Кроме того, в оценке качества образования должны участвовать не только педагоги, но и родительское сообщество, другие институты.
В течение трех дней все эти вопросы обсуждались на семинаре по выработке процедуры оценки качества основного общего образования и по содержательным аспектам оценки качества, который проводил Институт проблем образовательной политики «Эврика». В рамках семинара прошел брифинг для СМИ, на котором эксперты ознакомили представителей прессы с самыми актуальными на сегодня вопросами образования.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», отметил, что Пермь традиционно считается родиной многих инноваций и вообще это регион, который очень динамично изменяется. Немаловажно и то, что Пермский край является родиной попечительских советов, которые потом переросли в советы управляющие. 
Александр Адамский выделил несколько основных сюжетов. Во-первых, по его мнению, шкала оценки детских достижений в школе не соответствует шкале достижений в жизни. Такое несоответствие очень беспокоит образовательное сообщество, и введение стандарта еще раз это проявило, потому что в стандарте прописаны современные результаты, а система обнаружения и выявления результатов и, соответственно, оценки отстает от прописанных результатов.
Еще один сюжет заключается в необходимости связать систему оценки качества с организационно-финансовыми механизмами и с социализацией ребенка. Очень важно, считает Александр Адамский, что в Пермском крае активно продвигается проект «Учительский дом»: "Он здесь родился, здесь его идеи впервые реализовались, и качественное образование в маленьких сельских школах — это очень серьезная задача".
Помимо этого, важна связь с организационно-финансовыми механизмами. Необходимо, чтобы система оценки качества обосновывала те деньги, те ресурсы, те ассигнования, которые нужны для достижения результатов.
Ольга Шиян, эксперт Института образовательной политики «Эврика», в свою очередь обратила внимание на то, что в стандартах нового поколения заявлены принципиально новые образовательные результаты — метапредметные:
— Это результаты, призванные отследить, как ребенок меняется в своей компетентности. Результаты эти заданы как сквозные, то есть они формируются и в начальной школе, и в основной, и должны формироваться в старшей школе. Само их содержание очень понятно, оно необходимо в мире, который постоянно меняется и в котором знания катастрофически устаревают: это умение учиться, умение взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми, умение работать с информацией. Понятно, что ни в коей мере эти новые результаты не отменяют результатов предметных. Более того, они как раз обеспечивают предметные знания, потому что человек, умеющий учиться, может освоить любой новый вид знаний и построить в нем свою деятельность.
На вопрос журналистов о том, насколько существующие нормы заданы сегодня на уровне Федерации, насколько они позволяют на уровне самого субъекта принимать собственные системы оценки качества образования и задавать вектор развития системы оценки качества, эксперты ответили, что у регионов полная свобода действий. Они могут самостоятельно определять инструментарий оценки.
— Я считаю, что в последние годы, по крайней мере, за период существования нашей инспекции, произошли колоссальные изменения, обновилась нормативно-правовая база в образовании. Мы уверенно движемся к новому интегрированному закону. Что касается самой процедуры контрольно-оценочной деятельности, она достаточно четко обозначена и по уровням, и по этапам, все алгоритмизировано. Отстает инструментарий, измерители. Но я бы не стала драматизировать ситуацию. У нас есть мощная группа экспертов, знающих, как оценивать уже новые результаты, есть опыт участия в международных обследованиях, есть опыт ЕГЭ, наконец. Важно все это собрать воедино, посмотреть, что мы имеем, и не отказываться от того, что уже сделано. Надо двигаться дальше, — рассказала Раиса Кассина, заместитель министра образования Пермского края.
— Страна перешла к бюджетированию, ориентированному на результат, — отметил Роман Селюков, эксперт Института проблем образовательной политики «Эврика». — При этом школа осталась оплотом старой схемы бюджетирования — по факту исторически сложившихся затрат.
Главная задача, по его мнению, — определить, сколько стоят результаты, которые дети получают в школе по ФГОС, и уже на основе стоимости этих результатов рассчитывать объемы ассигнований. "Пока не возникнет связки со стоимостью результатов, мы не ответим на вопрос, сколько средств нужно системе образования для реализации стандарта", — подытожил эксперт.
В завершение обсуждения Галина Гутник выразила уверенность, что изменение представлений о качестве образования, связанное с введением нового стандарта, должно отразиться и в модели контрольно-надзорной деятельности.
А Марина Данилова отметила, что к 2015 году планируется создать всероссийскую систему оценки качества образования. 
Алена Шадрина

?

Log in

No account? Create an account