Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
СОКО за Байкалом
eurekanext

В Забайкальском крае с 2005 года ведется активная работа по созданию системы оценки качества образования. Это совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку качества деятельности образовательных достижений учащихся, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг. Проректор, директор КЦОКО Людмила Скиданова рассматривает региональную систему оценки качества образования как составляющую часть общероссийской системы оценки качества, которая основана на подсистемах — нормативно-правовой, информационно-диагностической и экспертно-аналитической.

— Какова цель региональной системы оценки качества образования?
— Обеспечение объективного контроля за качеством образования, совершенствование управления им, а также предоставление всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о качестве образования в регионе. Методологическим основанием построения региональной системы оценки качества образования (СОКО) служит системный подход, именно он позволяет учесть ее основные свойства — целостность, синергичность, иерархичность, определить состав входящих в нее элементов. В основу функционирования СОКО положены принципы интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования, изоморфности в подотчетности систем оценки качества образования, реалистичности требований, норм и показателей качества, профессионализма, периодичности, открытости, прозрачности процедур оценки качества образования и другие.
Объектами СОКО Забайкальского края являются:
— региональная система образования;
— муниципальные системы образования;
— образовательные учреждения;
— условия организации образовательного процесса;
— образовательные программы;
— деятельность педагогов;
— индивидуальные достижения учащихся.
Предусмотрены четыре уровня оценки качества образования: индивидуальный уровень, уровень ОУ, муниципальный уровень и региональный уровень.
Система оценки качества условий, процессов и результатов образования складывается из нескольких аспектов: это, во-первых, качественная и количественная оценка, а во-вторых, оценка эффективности и результативности.
Практическая значимость создаваемой в крае независимой системы оценки качества образования повысилась в связи с апробацией Регистра качества, созданием элементов краевого мониторинга образовательных достижений выпускников начальной школы, первых классов, остаточных знаний по русскому языку и математике учащихся 5-х и 10-х классов, готовности детей к обучению в школе, ЕГЭ, ГИА 9-х классов в новой форме.

— Что такое регистр качества образования?
— Это единая система сбора и обработки информации, которая объединяет сведения о качестве услуг в образовательных учреждениях, муниципальных и региональной системах образования на условиях объективности, прозрачности и достоверности. Основная цель создания регистра — управление качеством образования на основе мониторинга, объектами которого выступают учащийся, образовательное учреждение, педагог. Информация собирается по трем направлениям: условия, процессы, результаты. Это позволяет моделировать различные комбинации форм анализа в зависимости от потребностей регионального органа управления образованием (общее образование, воспитательная система, здоровьесберегающая деятельность, состояние муниципальной системы управления образованием). Проанализировав данные регистра, можно определить качество предоставляемых потребителям услуг, прогнозировать тенденции развития системы образования как на уровне образовательного учреждения, так и на муниципальном и региональном уровнях, принять конкретное управленческое решение для улучшения качества образования.
Информационное обеспечение потребителей образовательных услуг осуществляется через ежегодный аналитический доклад о состоянии, тенденциях, проблемах и перспективах качества образования в Забайкальском крае, публичный доклад муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений, проведение традиционных (ежегодно с 2005-го) международных научно-практических конференций по качеству образования; кроме того, информация появляется на сайте www.egechita.ru и в различных СМИ, выпускаются информационно-методические сборники.

— Какие направления в развитии региональной системы оценки качества образования вы считаете особо значимыми?
— Во-первых, осуществление государственной политики в сфере образовательного пространства региона и создание единой информационно-технологической основы системы оценки качества образования в крае; разработка и сертификация оценочных материалов на единой концептуально-методологической базе и реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования; учет при совершенствовании региональной СОКО достижений и положительного опыта в оценке качества образования прошлых лет.
Во-вторых, обеспечение гарантий в реализации требований к качеству подготовки выпускников ОУ, заложенных в ФГОС и образовательной программе; создание мотивации к повышению качества образования среди руководителей и коллективов ОУ.
В-третьих, создание системы адресного обеспечения статистической и аналитической информацией на уровне образовательного учреждения, на муниципальном и региональном уровнях; сравнение качества образовательных услуг, реализуемых в различных регионах РФ, образовательных учреждениях и муниципальных образовательных системах; поддержание устойчивого развития региональной образовательной системы и обучение специалистов муниципальных органов управления образованием, администрации и коллективов школ управлению качеством образования, выстраиванию системы оценки качества образования.

— Для чего нужен мониторинг?
— Он позволяет получить объективную информацию об образовательных достижениях учащихся разных ступеней обучения, о проблемах развития школы.

— Какие трудности есть в СОКО?
— Основные проблемы в региональной системе оценки качества образования — это недостаточная готовность педагогических работников работать в новых условиях, отсутствие единого подхода к оценке качества образования (на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательного учреждения), недостаточное количество программ для внутришкольного и внутриклассного оценивания, отсутствие системного мониторинга в ОУ и слабая аналитическая деятельность, проблема подготовки педагогических кадров в деятельностно-компетентностной парадигме по вопросам управления качеством образования, отсутствие школьного планирования расходов на повышение качества образования. Не урегулированы вопросы адекватного повышения заработной платы при проведении аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационную категорию, недостает материально-технического обеспечения для функционирования единой информационной системы оценки качества образования в крае, отсутствует кейс заказа на проведение исследований. Стоит отметить и недостаточную готовность родителей принять новые образовательные результаты (ключевые компетентности, социальный опыт).
Таким образом, на региональном уровне необходимо корректировать нормативно-правовую базу СОКО в соответствии с современными требованиями, создать банк данных оценочных процедур, совершенствовать базу данных по экспертам, использовать внутреннюю и внешнюю общественную оценку. Планируется и в дальнейшем проводить социологический опрос «Удовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг», «Экспресс-оценки состояния системы менеджмента качества образования в общеобразовательных учреждениях», краевой конкурс «Внутришкольные системы обеспечения качества образования», научно-практические конференции, выполнение заказа со стороны органа исполнительной власти на основе оценочных процедур. Кроме того, нужна активизация органов государственно-общественного управления, родительской общественности в принятии решений, связанных с оценкой качества образования.

— Расскажите, как собираются данные? Правда ли, что муниципалитеты дают данные лучших школ? Как сделать так, чтобы оценка была независимой?
— При проведении мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся используется автоматизированная программа сбора данных, созданная в КЦОКО ЗабКИПКРО, или федеральная программа обработки статистических данных ЕГЭ, ГИА 9-х в новой форме, мониторинга реализации НОИ «Наша новая школа». При проведении внутришкольного мониторинга некоторые школы используют свои программы. Если в мониторинговых исследованиях участвует система общего образования Забайкальского края, результаты представляют все ОУ, при репрезентативной выборке — только часть школ — участниц мониторинга. Муниципальные органы управления образованием заинтересованы в том, чтобы показать лучшие результаты. Особенно это заметно, когда проведение мониторинга образовательных достижений учащихся делегируют МОУО. Если в исследовании участвуют независимые эксперты, результат, как правило, хуже. Чтобы оценка была независимой, при внешнем аудите нужно привлекать профессионально подготовленных экспертов и общественность. Кроме того, необходимо сопоставление образовательной статистики и результатов мониторинга.
Олеся Салунова


?

Log in

No account? Create an account