Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Новый стандарт в руинах?
eurekanext

Осенью 2011 года в рамках мониторинга была получена информация об информационной оснащенности школ. На сегодняшний день уже понятно, что сами по себе данные по изменению школьной инфраструктуры или материальной обеспеченности школы не являются надежным индикатором изменений.

Так, в исследовании, проведенном в рамках проекта НФПК «Мониторинг общеучебных достижений основной школы» в 2006 году было обнаружено, что дефицит физической инфраструктуры (оснащенность зданий и их материальное состояние) положительно связан с успешностью в решении задач (Мониторинг общеучебных достижений выпускников основной школы. / Под общей ред. Поливановой К.Н. – М., Университетская книга. 2006.). Тем самым авторы утвреждают, что довольно часто бывает так: чем хуже оснащена школа, тем лучше дети решают задачи. Авторы исследования выдвинули предположение о том, что такие результаты отражают приоритеты администрации школы, которая вкладывает все силы либо в обновление здания, либо в качество образовательного процесса.
Вместе с тем эти данные позволяют косвенным образом судить именно о формировании универсальных учебных действий, в особенности связанных с самостоятельным поиском информации и работой в информационной электронной среде (упомянутый мониторинг не был нацелен на диагностику этих компетентностей). В рамках данного мониторинга исследовались следующие параметры: оснащенность образовательного процесса компьютерами, доступность интернета в учебном процессе, наличие современной библиотеки, использование Интернета и электронных дидактических материалов в образовательном процессе. В мониторинге приняли участие все общеобразовательные школы Российской Федерации. 

А. Оснащенность образовательного процесса компьютерами
По этому показателю отдельно рассматривалось количество образовательных учреждений и количество детей, в доступе у которых есть компьютеры.
В результате по каждому региону была вычислена доля общеобразовательных учреждений, в библиотеках которых можно работать на стационарных или переносных компьютерах, а также доля учащихся, которые имеют возможность работать на стационарных или переносных компьютерах в библиотеке общеобразовательного учреждения. Все образовательные учреждения были разделены на четыре группы в зависимости от процентного содержания школ (во втором случае – учащихся), оснащенных компьютерами.



Наибольший процент составляют регионы, от 50 до 75% школ в которых предоставляют возможность детям работать на компьютерах. Относительно небольшую часть представляют регионы, где от 75 до 100% школ оснащены компьютерами.
Для образовательных учреждений наименьшую часть составляют регионы, в которых возможность работать на компьютерах предоставляют лишь до 25% школ. При этом и регионов, в которых в большинстве школ есть компьютеры, немного (до 10%). Наибольший процент составляют регионы, от 50 до 75 % школ в которых предоставляют возможность детям работать на компьютерах. Относительно небольшую часть представляют регионы, где от 75 до 100% школ оснащены компьютерами.

С детьми ситуация несколько более благополучная: видно, что доля регионов, где от 75 до 100% детей могут работать на компьютерах в школах, доходит до 25%. Это означает, что большая часть детей занимается в компьютеризированных школах. Разница в показателях достигается за счет неравномерного распределения детей по школам: очевидно, что в малокомплектных школах меньше возможностей пользоваться компьютерами. При этом очевидно, что до полной оснащенности компьютерами пока еще далеко.

Б. Доступность интернета в учебном процессе
По этому показателю также по каждому региону были подсчитаны доли общеобразовательных учреждений, в библиотеках которых обеспечен доступ в интернет, а также доли учащихся, которые имеют возможность доступа в интернет в библиотеках общеобразовательного учреждения.



В 25% регионов только четверть школьных библиотек имеет доступ к сети интернет в учебном процессе. Регионов, где большинство школьных библиотек оснащены интернетом, только 5%.
Наибольшее количество – 40% – составляют регионы, где от 25 до 50% школ оснащены интернетом. По детям картина лучше: вдвое больше регионов, где подавляющее большинство детей имеют доступ к интернету в школе, столько же и регионов, где только до 25% детей имеют такой доступ.
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным интернетом (не менее 2 Мб/с), от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях невысока: в среднем по регионам она составляет 26%, но разброс тут очень большой: от практически нулевых показателей в Еврейской автономной области и Чукотском автономном округе до 67% в Саратовской и Свердловской областях (хотя регионов, приближающихся к лидерам, немного). Доля общеобразовательных учреждений, имеющих широкополосный интернет (не менее 2 Мб/с) – 17, 35%.

В. Наличие современной библиотеки



Таким образом, в среднем по регионам только четверть детей имеет доступ к библиотекам, соответствующим современным требованиям.
Подведем итог анализу полученных данных по созданию условий для информатизации школ. Разумеется, эти данные пока не полны: в перспективе введение вопросов о развитии информационной среды школы – сайтов, электронной документации – в частности, паспортов школы, журналов и дневников. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что для обеспечения требований стандарта по формированию ИКТ-компетентностей в настоящее время условий нет. Без современной библиотеки дети не научатся работать с потоками информации, без широкополосного интернета не получится организовать дистанционные курсы, элективность и пр. атрибуты современного образования. Уже в следующем году, когда по ФГОС начнут учиться второклассники всей страны, эти факторы начнут тормозить реализацию реформы. Будет ли при таком уровне реализован стандарт или нет?..

Г. Использование электронных образовательных ресурсов.
В опросе выяснялось, какова доля учителей, использующих электронные дидактические материалы при проведении занятий
  • чаще, чем раз в неделю
  • реже, чем раз в месяц    

В среднем по регионам педагогов, использующих ЭОР чаще, чем раз в неделю, 43,49%. Разброс – от 11% в Республике Дагестан до 100% в Ненецком автономном округе.
Педагогов, использующих ЭОР реже, чем раз в месяц, 17% в среднем по регионам.



По каждому параметру было выделено четыре группы регионов: где до 15%  педагогов использует ЭОР часто или редко, где таких педагогов от 15 до 30%, от 30 до 55 и выше 55%.
В результате получилась следующая картина.
Выделился один регион (Республика Дагестан), где совсем мало педагогов, часто использующих ЭОР (11%), но и регионов, где таких педагогов более 55% также немного (таких регионов всего 18). В подавляющем большинстве регионов чаще раза в неделю использует ЭОР от 15 до 55% учителей.
Соответственно, довольно много регионов, где часть учителей, редко использующих ЭОР, меньше 15%. Всего в шести регионах количество педагогов, редко использующих ЭОР, составляет до 30 до 55%. В Дагестане ЭОР используются реже, чем раз в месяц более, чем 67% педагогов.

Д. Использование сети Интернет в образовательном процессе

Доля учителей, использующих Интернет-ресурсы в ходе образовательного процесса

  • чаще, чем раз в неделю
  • реже, чем раз в месяц    




По каждому параметру было выделено четыре группы регионов: где до 15%  педагогов использует Интернет-ресурсы часто или редко, где таких педагогов от 15 до 30%, от 30 до 55 и выше 55%.
В результате получилась следующая картина.
Выделился один регион (Республика Дагестан), где совсем мало педагогов, часто использующих Интернет-ресурсы (9%), но и регионов, где таких педагогов более 55% также немного (таких регионов всего 4). В подавляющем большинстве регионов (в 78-ми) чаще раза в неделю использует Интернет-ресурсы от 15 до 55% учителей.
Соответственно, в 23-х регионах доля педагогов, использующих Интернет ресурсы реже, чем раз в месяц, достигает всего 15%. Всего в шести регионах количество педагогов, редко использующих ЭОР, составляет до 30 до 55%. В Дагестане ЭОР используются реже, чем раз в месяц более, чем 67% педагогов. В 49 регионах реже, чем раз в месяц, Интернет-ресурсы использует от 15 дол 30% педагогов, это довольно высокий процент.

Е. Создание электронных дидактических материалов в образовательном процессе



Разумеется, эти данные пока не полны: в перспективе введение вопросов о развитии информационной среды школы – сайтов, электронной документации – в частности, паспортов школы, журналов и дневников. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что для обеспечения требований стандарта по формированию ИКТ-компетентностей в настоящее время условий нет. Без современной библиотеки дети не научатся работать с потоками информации, без широкополосного Интернета не получится организовать дистанционные курсы, элективность и прочие атрибуты современного образования. Уже в следующем году, когда по ФГОС начнут учиться второклассники всей страны, эти факторы начнут тормозить реализацию реформы. По результатам анализа данных мониторинга по использованию Интернет-ресурсов и ЭОР можно сказать, что  они не вошли в образовательную практику в полной мере.

Аналитическая группа ИПОП «Эврики»


  • 1
Из отдельных мазков кисти картина не складывается... Сначала Образ целого, который по выражению Маркса должен "витать в сознании исследователя", а потом уже его поэтапная детализация. Иначе за "деревьями" "леса" не видно... Как называется этот "лес"? Может быть Детство? Иначе ребенок куда-то выпадает как главная ценность.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account