?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Законопроект «Об образовании» подводит итог реформам Андрея Фурсенко
eurekanext
В системе образования очень слабо работают регуляторы. Попытки «навести порядок» какими-то мерами кроме карательных, как правило, неэффективны. Это видно на примере общефедеральных усилий по интернетизации школ, по нормативному финансированию, по оценке качества, по введению ЕГЭ, по системе оплаты труда учителя. Система почти полностью разбалансирована: и по вертикали (стандарты и ЕГЭ – федеральные, деньги для школ – региональные, сами школы и учителя – муниципальные), и по горизонтали – собственно образовательные правила и нормы имеют в регулировании жизни школы минимальное значение.

Для отрасли гораздо более значимы нормы межбюджетных отношений, а не «профильное» законодательство. Пожалуй, самый яркий пример последнего времени – партийный проект «Единой России» по увеличению зарплат учителей: даже правящая партия и ее лидер, возглавляющий правительство, не могут напрямую направить деньги из федерального бюджета в фонд оплаты труда муниципальной школы, межбюджетное законодательство не разрешает им этого сделать. Поэтому деньги идут сначала в регион, там превращаются в региональный финансовый норматив, оттуда по субвенции попадают в муниципалитет, а уже из районного бюджета через субвенцию – в школу. Финансирование школ и вообще образовательных учреждений также регулируется не образовательными правилами.

Как бы ни возмущались правоверные педагоги термином «образовательная услуга», но именно это далеко не педагогическое понятие регулирует объем ассигнований на школу. И поскольку посчитать стоимость этой услуги крайне сложно, это и тормозит рост финансирования школы.

Институциональная, нормативно-правовая, законодательная разбалансировка российской системы образования не только делает невозможным эффективное управление образованием, но и приводит к бессмысленности увеличения финансирования. Как ни парадоксально это прозвучит, но чем больше денег вкладывать в систему в ее нынешнем виде, тем хуже будет качество образования. Потому что противоречивые требования, нормы и правила (например, показатели эффективности расходования бюджетных средств, или результативности работы учителя, или качества оказания образовательной услуги) гасят друг друга.
Вывод из этого простой: для того чтобы в школе было больше денег и чтобы это привело к улучшению качества образования, надо срочно, как можно быстрее, менять законодательство об образовании и всю нормативно-правовую базу, причем менять комплексно, увязывая нормативные акты разных ведомств – от пожарных до финансистов.

В новом законопроекте нет ничего революционного. Фактически в нем речь идет о юридическом урегулировании уже существующей практики – применении новых образовательных технологий в форме дистанционного обучения, кредитно-модульного обучения, регулировании экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, нормативно-подушевом финансировании.

В то же время в законопроекте есть ряд принципиальных как содержательных, так и юридических новелл. В частности, к содержательным новеллам можно отнести расширение круга организаций, осуществляющих образовательную деятельность за счет дополнения его коммерческими организациями, возможность получения бюджетных средств негосударственными образовательными организациями, регулирование сетевых форм получения образования и регламентацию дополнительного образования. Новый законопроект предполагает более системное регулирование вопросов образования в целом. Сейчас они разбросаны по разным нормам. Закон «Об образовании» был принят в 1992 году, с тех пор постоянно менялся, и все происходило абсолютно бессистемно, отрывочно, без учета влияния изменений на общую ситуацию. Законопроект более полно отражает статус обучающихся и педагогических работников и предполагает более детальное урегулирование образовательных правоотношений в целом (сейчас в законодательстве отсутствует даже само понятие «образовательные правоотношения»).

Говоря юридическим языком, законопроект идет в русле современных тенденций – он придает больше свободы субъектам правоотношений, нормирует процесс реализации прав и свобод.

Предыдущая версия закона регулировала в основном отношения между учреждениями и органами управления. Новый законопроект направлен на регулирование отношений граждан и институтов образования. Я бы предложил анализировать и оценивать этот законопроект с позиции удобства и полноты возможностей граждан, учащихся и их родителей, получения качественного образования. Качественного и – где предусмотрено Конституцией – бесплатного.
Александр Адамский