Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Голландская сказка
eurekanext

Институт проблем образовательной политики «Эврика» совместно с госкорпорацией «Росатом» организовали и провели стажировку в школах Нидерландов для победителей и финалистов конкурсов в рамках проекта «Школа Росатома».

Впечатлениями о поездке поделилась Анна Лопаткина, директор школы № 110, г. Трехгорный:

– Впечатления от поездки, от страны, от Голландии, от Европы очень сильные и необычные. На протяжении семи дней мне казалось, что все, что происходило, происходило не со мной. Это чувство появилось с момента, когда я, находясь на борту самолета международного рейса, не только оказалась выше облаков, но и сняла на камеру телефона эту красоту…
Какое-то чувство неполноценности от того, что ты не владеешь английским языком, сопровождало меня на протяжении всего путешествия, начиная с процедуры прохождения паспортного контроля в аэропорту.


Начальная школа Далтон в Девентере.
Русские и голландские учителя совместно с детьми делают новогодние свечи


Сказать, что я побывала в сказке – ничего не сказать. Это нужно увидеть, прочувствовать, ощутить… Программа была достаточно насыщенной: на протяжении четырех дней мы находились в школах разных типов разных городов Голландии: в средней школе г. Девентера, в средней школе с самым сложным названием (De Waerdenborch – «дер Варденборх») в поселке Холтен. Там же посетили мемориал канадским и нидерландским воинам–освободителям Голландии от фашистских завоевателей. Посетили среднюю школу Oostvaarderscoleg города Алмера – самого молодого города в Нидерландах. 50 лет назад на месте этого города было море. Сделали насыпь, потом на этом месте построили город. Сама школа работает по системе Монтессори. Необычным было то, что директор для установления более тесного контакта с нашей делегацией в качестве переводчика пригласила свою русскоговорящую ученицу, которая и проводила экскурсию по школе.
Еще мы побывали в двух начальных школах, одна из которых работает по системе Монтессори, другая – по системе Дальтон-план.


Начальная школа Далтон в Девентере. Урок ИЗО. Подготовка к новому году

Система образования в Голландии сложна и проста одновременно. Обучение детей начинается с рождения. Матери не имеют декретных отпусков, поэтому в зависимости от возможностей могут находиться дома до достижения ребенком четырех лет или же отдать ребенка в детский сад практически с двух месяцев. Оплата детского сада – пять евро (200–250 рублей) в час. С четырех до 12 лет – начальная школа. С 12 лет начинается предпрофессиональное образование, которое делится на три уровня в зависимости от возможностей и успехов ребенка, который оканчивает начальную школу: 1-й уровень –профессиональное образование (ребенок готовится к получению рабочей специальности), 2-й уровень – техно-профессиональное образование (ребенок, перенося на нашу систему, готовится к поступлению в колледж) и 3-й уровень – предуниверситетское образование (ребенок готовится к поступлению и продолжению образования в университетах).
Школы работают в режиме пятидневки. В среднем нагрузка на ученика – 32 урока в неделю, уроки по 50 минут, перемены – 15–20. 10-бальная система оценивания.


Дети делают индивидуальные карточки для праздничного стола

30% занятий – уроки – лекции, инструкции, подача материала; 50% – самостоятельная работа, 20% – занятия по выбору, дети сами выбирают курс, тему для изучения. В зависимости от интеллектуальной подготовки обучающихся занятия проводятся для учащихся двух уровней, но есть уроки, где дети разных возможностей работают вместе.
50% педагогического персонала – мужчины. Зарплата учителей – 5000 евро (210 тыс. рублей) в месяц, но высока доля налогов: 50% зарплаты (2500 евро); на коммунальные услуги уходит 1000 евро; страховка – 200 евро; в месяц содержание машины – 500 евро, 1 литр бензина – 1,5 евро. Таким образом, на еду и покупки остается около 800 евро (33–34 тыс. рублей.). В Голландии в основном проживает средний класс, нет ни бедных, ни богатых. Но жизнь достаточна дорога: 30-минутная поездка в трамвае – 2,5 евро (около 100 рублей).
Отношения учителей с учениками строятся на взаимоуважении. Главный принцип обучения: «Помоги мне это сделать самому». Учащиеся дисциплинированны. В классах царит атмосфера взаимосотрудничества, раскрепощенности, творчества, познания…  


Подготовка к празднованию Нового года на уроке ИЗО

В стенах школы внеурочной деятельности нет. Вся она – за пределами школы. Дополнительное образование (секции, кружки, клубы) – платные, за счет родителей.
Голландия – страна тюльпанов, но не только. Символами Нидерландов являются куколки с тюльпанами, ветряные мельницы, посуда из дельфтского стекла.
Несмотря на то, что я побывала в Голландии зимой (температура +3,10), тюльпаны я видела на цветочном рынке. Их виды многообразны, но вывозить цветы, на корнях которых земля, из страны запрещено. Поэтому я привезла семена (луковицы) тюльпанов.


Урок музыки в средней школе в Девентере

Города Нидерландов – шедевры средневековой архитектуры, соединяющие в себе величественные соборы, живописные каналы, старинные дома, церкви-ратуши и современные сооружения, чистые улицы, безопасность, улыбающиеся лица… Нидерланды – это центр мирового цветоводства, ветряных мельниц, велосипедов. Аренда велосипеда стоит в районе 10 евро в день и 30 евро в неделю. Около школ организованы стоянки для велосипедов.
Со всем этим у меня ассоциируется эта страна. Несмотря на то что в других городах и странах Европы я не была, убеждена, что Нидерланды – одно из самых живописных государств Западной Европы.


Участники стажировки вместе с голландскими коллегами. Город Холтон.

?

Log in

No account? Create an account