?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Современный урок
eurekanext

Что такое современный урок? Чем он отличается от  традиционного («несовременного»)? Как его подготовить и провести? Поиском ответов на эти непростые вопросы мы занимались в разных педагогических коллективах в ходе конференций, семинаров и тренингов.

Есть известное логическое правило: чтобы найти существенные признаки явления, нужно исключить все случайные, без которых оно не теряет своего базового качества. Выводы разных аудиторий были единодушны: современным урок делают вовсе не использование информационных технологий, не установка новейшего оборудования и даже не изменение содержания изучаемого материала.
Конечно, мультимедийные доски, ноутбуки для учеников, скоростной интернет в школах и учителя, теоретически подготовленные для внедрения нового ФГОС, – это приметы времени, но степень современности урока определяется другими факторами. В качестве основных характеристик школьного занятия XXI века учителя называют: 1) новый тип отношениймежду учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач. Далее следуют еще два признака: 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем).
Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный ученикам и родителям, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату. То есть перестает быть «уроком» в классическом смысле: парты рядами, доска впереди, учитель возле нее «глаголет истину», ученики получают знания. Заходя в учебные кабинеты многих школ, мы все чаще оказываемся в иных – ненормативных – пространствах,  где мебель свободно конструируется под конкретные задачи, и за одну перемену возникают мобильные рабочие зоны, конференц-площадки или уголки релаксации…
При этом – поскольку все чаще главными для уроков выступают метапредметные задачи – одно занятие может плавно перейти в другое, следуя за общим интересом и логикой решения. Рамки урока-исследования или урока-дискуссии расширяются, и наоборот, достигнутая цель означает досрочное завершение работы и смену деятельности.
Очевидно, что первый (самый главный) из выделенных выше признаков предполагает развитие индивидуализации. В рамках современного урока ученик, взрослея, учится ставить себе учебные задачи, определять ресурсы, необходимые для их выполнения, и брать на себя ответственность за качество результата. Педагог же оценивает адекватность выбранных сроков и способов работы, способность привлекать различные ресурсы, умение планировать и действовать самостоятельно (или в команде).
Значит, современный учитель в ходе урока действует не как агент взрослого всезнающего мира, а скорее как «сталкер», выводящий к желаемой цели, но всегда оставляющий за учеником право главного выбора.
Школьное обучение все больше организуется по индивидуально проектируемым учебным целям и режимам жизнедеятельности. Возрастающая рефлексивность процесса (сама учебная деятельность становится объектом исследования ученика) позволяет школьнику самостоятельно работать с информацией, превращая ее в знания, необходимые для решения проблем.
Анализ опыта самых эффективных школ и педагогов позволяет выделить ряд трендов, задающих рамки становления современного урока:
  • выбор учениками «пространства» действия (классный кабинет, мастерская, библиотека, лаборатория и т.п.);
  • гибкий подход к срокам освоения отдельных тем и курсов («опережающие» графики, основанные на интенсивных методах обучения и самостоятельной работы);
  • выбор учащимися форм и способов контроля и оценки (из нескольких вариантов);
  • работа во временных разновозрастных коллективах, сформированных под конкретные образовательные задачи;
  • проектные технологии как основа школьных занятий и самоподготовки;
  • интерактивные, социально-моделирующие типы занятий;
  • практика шефства и поддержки старших учеников-тьюторов;
  • расширение основных учебных программ в дополнительные – практико-ориентированные и творческие;
  • организация «тренажеров социального опыта» – проектов и акций, имитирующих реальные взрослые практики и приносящих конкретный общезначимый результат (школьных фирм, мастерских, агитбригад, творческих коллективов и др.).
Открытым остается вопрос: когда же современный урок – такой, каким он описан здесь и каким его видят разработчики ФЦПРО и ФГОС – станет не ориентиром, а фактом реальной массовой практики? То, что сегодня задается в качестве образца и существует лишь в отдельных «прорывных» примерах, может ли превратиться в обычный формат, посильный для каждого выпускника педагогического вуза? И что для этого мы с вами должны сделать сегодня? Надеюсь, что мои вопросы не останутся риторическими...
Из блога Марии Калужской на умной школе.рф

  • 1

Именно - НЕМАССОВОСТЬ

Уникальность урока-давно мечта каждого ученика и серьёзный труд для преподавателя! пора немного изменить унификацию, даже в ключе обязательного использования интерактивных досок на каждом уроке...

  • 1