Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
«Школа Сколково» – концепция будущего
eurekanext

10 октября 2011 года был объявлен международный конкурс концепций по созданию «Школы Сколково», организаторами которого выступили фонд «Сколково» совместно с Министерством образования и науки РФ и компанией «Майкрософт».
Целью проекта стала разработка и ввод в действие передовой отечественной модели школы, которая впоследствии получила бы широкое распространение, т.е. послужила прототипом массовой российской школы в наступающем десятилетии.
В рамках конкурса группы специалистов из разных регионов России, а также зарубежные специалисты представили свои идеи по созданию школы. Победителем конкурса концепций «Школы Сколково» стал консорциум ряда известных, в том числе международных, образовательных структур. Головной организацией консорциума является Московский институт открытого образования. Об особенностях концепции консорциума рассказал ректор института академик Алексей Семенов.

 
– Алексей Львович, расскажите, пожалуйста, об особенностях вашей концепции. Почему, как вы считаете, победила ваша команда?
– Самым важным мне кажется то, что наша концепция не «придумана в голове» какого-то одного «выдающегося ученого в области педагогики». Во-первых, она соответствует основному направлению развития отечественного и всего мирового образования. Во-вторых, она отражает огромный практический опыт участников консорциума.
То общее направление развития, о котором я говорю, включает пересмотр основных приоритетов общего образования, в том числе в направлении метакогнитивных, метапредметных, общеинтеллектуальных. Этот пересмотр согласуется с вариативным, индивидуализированным построением образовательного содержания и процесса. Он базируется на достижениях мировой педагогики и психологии многих веков и стран, но особенно на достижениях российской психолого-педагогической школы, Выготского (которого мы рассматриваем как пророка цифрового века школы), Гальперина, Леонтьева, на опыте их реализации в развивающем обучении Эльконина–Давыдова, Занкова. Современная педагогика в России представлена вальдорфской педагогикой, педагогикой открытия нового Константинова, продуктивным обучением Башмакова, школой сотрудничества Тубельского, гуманной педагогикой Амонашвили, практикой отдельных школ и учителей, в мире – это педагогическая философия конструкционизма, одним из источников которой также являются работы Выготского. Многое важное в наших подходах было заложено коллективом (тоже консорциумом) «Школа» под руководством Е.П. Велихова еще в 1986–1989 годах.
 
Наконец, все это направление сегодня становится массовой реальностью благодаря использованию инструментов информационных и коммуникационных технологий в работе ученика и учителя, выходу в открытое и контролируемое пространство источников информации, погружению образовательного процесса в цифровую информационную среду.
«Школа Сколково» создается тогда, когда вся российская школа вступает в свой цифровой век, когда по стране начата реализация Федерального государственного образовательного стандарта – стандарта информатизации.
Отсюда и логика нашего консорциума. В него вошли, в частности, представители головного в российском образовании Федерального института развития образования – именно его директор, академик А.Г. Асмолов, «несет ответственность» за выражение в стандарте тех образовательных целей, о которых говорилось выше. В консорциуме представлены уникальные, на мировом уровне силы. Более чем 130-летний опыт развития технологического образования в 60 странах мира (начиная с России) – это капитал Всемирного союза ОРТ. Признанные в мире достижения российского математического образования (московская школа № 57 – С.Л. Менделевич и Московский центр непрерывного математического образования – И.В. Ященко), базирующиеся на отечественной педагогике открытия нового Н.Н. Константинова. Современные подходы к естественно-научному образованию, новая концепция социальной сети, «настроенной» на исследовательскую педагогику – это вклад Международной лаборатории ILAET и резидента Сколково ГлобалЛаб (Б.С. Беренфельд).Центр профориентации и профильного обучения «Полигон Про» российского идеолога «трогательных музеев» – «эксплораториумов» С.А. Ловягина, обеспечивающий школьников профориентацией: средой и педагогикой удивления и удовлетворения любопытства, самостоятельного открытия и соприкосновения с современными технологиями и университетской жизнью, Институт продуктивного обучения М.И. Башмакова, активно включенный в образовательную реформу ряда стран мира – от Германии до Пакистана, автор самых массовых в мире интеллектуальных соревнований для школьников, в ряде российских ПТУ реализовавший концепцию «Город как школа», как нельзя более соответствующую «духу Сколково», Центр образования «Технологии обучения» А.А. Ездова, уже несколько лет существующий как «Школа информатизации» – «Цифровая школа», обеспечивающий оптимальную инклюзию сотен детей, которые не могут ходить в школу по состоянию здоровья и учатся дистанционно – в информационной среде.
Образовательная среда – информационная и материальная современной школы – «Школы Сколково» – очень непростой элемент школьного дизайна, тонко увязанный с педагогикой. Как педагогика строится на классно-урочной системе, но далеко выходит за ее границы и начинает ее отрицать, так же и школьные классы и здания школ выходят в открытые пространства, трансформируемые, многофункциональные помещения. То же происходит и со «школьным оборудованием и ТСО», реализуется задача включения в образовательный процесс всех органов чувств и способов восприятия. И здесь, несмотря на успех последних лет (в частности – в Москве) в формировании образовательной среды, нам нужно прямо опираться на мировой опыт. Существенный практический опыт в создании архитектурной и информационной среды был накоплен за последние годы в Великобритании, в Консорциуме он представлен компанией LookRed, с проектными результатами которой можно познакомиться в ряде английских школ (вероятно, возможность для такого знакомства будет у победителей Конкурса Сколково из различных регионов России). Материальная среда начальной школы Германии во многом сформировалась в ходе деятельности Ф.-Й. Куна (SpectraVerlag) и (особенно для коррекционной педагогики) –Dusima, в области высокотехнологичного материального оснащения школ мы опирались на разработки компании Huettinger. Они тоже вошли в консорциум. Естественно, в проектировании школы очень существенную роль будут играть отечественные архитекторы. Нашим консультантом на этапе концепции согласилось стать ООО «Гинзбург Архитекстс».
Своеобразие образовательной ситуации «Школы Сколково» связана и с социальной ситуацией в городе. Школа действительно должна стать Школой для всех, в не меньшей степени, чем московская школа Ямбурга – 109, школа Пинского – 1066, школа Тубельского. Эти все – дети – жители Сколково с ограничениями здоровья, дети, в семьях которых не говорят по-русски, дети, которые приехали в Сколково всего на пару лет (и даже меньше) и т. д. Для всех этих детей Школа Сколково – это образование с оптимальной инклюзией.
Также из социальной ситуации Сколково вытекает необходимость (и мы надеемся – реальность) очень тесного взаимодействия школы с гражданами и организациями Сколково – от инновационных компаний, ученых и профессоров университета до бабушек и дедушек, городской власти.
 
– Каким образом будет осуществляться набор учителей?
– Найти учителя (притом что Россия учителей «перепроизводит») безумно сложно. Я только что несколько месяцев искал учителя в хорошую и хорошо расположенную начальную школу в Москве и так и не нашел. (Конечно, это началось уже после 1 сентября – но видно, что так просто и быстро ничего не получится.)
Мы планируем следующие факторы, которые нам помогут учителей найти, заинтересовать, привлечь, дать им возможность себя попробовать в школе и школе присмотреться к ним. Это хорошие условия работы в школе, школьная среда должна быть удобной и дружественной не только для детей, но и для взрослых. Это режим и условия оплаты труда: мы планируем, что основной состав учителей будет работать только в Сколково 36 часов в неделю, а классная нагрузка будет от 16 до 24 часов, оплата будет выше, чем в хорошей московской школе. Необходимо и служебное жилье – для 20% педагогов и их семей и гостиница для тех, кто приезжает на короткий срок, чтобы поработать с детьми и учителями школы и (или) чему-нибудь научиться в ней. Наконец, нам кажется очень важным уже сейчас начать набирать учителей для работы «Школы Сколково» в дистанционном формате. Хорошо известны категории детей, для которых оправдано дистанционное обучение – по всей школьной программе или по отдельным курсам. Это, в частности, одаренные дети, дети-инвалиды и т. д. Мы предлагаем учителям начать работу в этом направлении, обеспечиваем инфраструктуру и оплату труда. Навыки, которые они приобретут, наверняка пригодятся им в дальнейшем, в том числе и если они перейдут на работу в «Школу Сколково». С другой стороны, и руководство школы будет знакомиться постепенно с потенциальными учителями. Возможно и проведение летних лагерей для учителей и разных категорий детей и т.д. Постепенно будут набираться и ученики школы. Кто-то из будущих работников Сколково может уже сейчас записать своего ребенка в школу там. Он может совмещать учебу в школе, где он учится сейчас, со «Школой Сколково», или целиком туда перейти, пока – на дистанционное обучение.
 
– Расскажите о взаимодействии с другими «сколковскими школами» в регионах.
– Наше представление об этом вытекает из уже сказанного. С одной стороны, не только модели и представления организаций Консорциума во многом согласуются друг с другом, но и большинство концепций других регионов отражают то основное течение в мировой педагогике, о котором я говорил. С другой стороны, как уже было сказано, существенная часть жизни школы Сколково будет идти дистанционно. Это открывает широкие возможности для сотрудничества между «сколковскими школами». Возможны и лекции, которые будут слушать ученики в большой аудитории школы в Сколково (синхронно и синтопно), ученики из других сколковских школ по регионам (синхронно и дистанционно). Их могут послушать, в том числе – в записи, и ученики многих других школ, все, кому интересно. Но есть и более тонкие формы сотрудничества. Вспомним для примера организацию Международного бакалавриата (кстати, мы считаем, что идея А.М. Кондакова, отраженная в проекте стандарта старшей школы его коллектива, о внесении элементов МБ в российскую школу, заслуживает внимания и должна найти отражение и в «Школе Сколково»). По системе МБ работают школы в десятках стран мира, и им легко между собой договариваться. Нечто в этом роде – общая платформа, общие критерии качества, использование общего педагогического ресурса в аттестационных процедурах – хотелось бы реализовать и в «сколковских школах».
Мы надеемся, что члены нашего консорциума познакомятся и с другими концепциями и что будет издан сборник всех концепций, получивших одобрение жюри. Насколько я понимаю, эта идея поддержана Фондом «Сколково».
 
– Расскажите об инфраструктуре здания и о том, каким образом в нем будет организовано школьное пространство? Какова, на ваш взгляд, роль информационной среды в школе сегодня?
– Пространство школы организовано по ступеням, в соответствии с образовательными задачами и основными видами деятельности детей. Для младенцев это – освоение мира, его правил, во взаимодействии с ним, для дошкольников это – игра по правилам. В начальной школе – соответствие ожиданиям взрослого, порождение и удовлетворение любопытства, строительство, развитие речи, коммуникации, математики и логики. Основная школа – сделать что-то, интересное другому, вместе с ним… проекты в областях в целях самоопределения. Старшая школа – укрепление выбора, соотнесение своих достижений с внешней оценкой, деятельность в городе, в частности, участие в движении «Достижения молодых». Ступени образования автономны и преемственны, педагоги участвуют в жизни соседних ступеней.
Ученик (как, конечно, и учитель) может и прийти в школьное здание в любой день до восьми вечера, там его встретят и помогут ему. Ему будут обеспечены все условия для работы, в частности, для выполнения «домашних заданий» (дома и в школе хронометрируемых и ограничиваемых по времени), для шумного общения и совместной деятельности, спокойной индивидуальной работы, питания.
Дополнительное образование он получает по широкому спектру программ в соответствии со своей потребностью – здесь легко и органично используется мотивационный ресурс и формируются универсальные учебные действия. Профессиональная ориентация становится общим полем урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования, взаимодействия школы и социума.
В школе будет просторно, но ее пространства и плоскости будут функциональны и трансформируемы. Информационная среда, как и физическая организация школьных зданий, делает школу прозрачной, понятной и привлекательной. В этой среде планируется и регистрируется деятельность учащегося и учителя, участие в ней родителя и тьютора. В ней хранятся индивидуальные «портфели» – портфолио образовательных достижений учеников и учителей, ее частичками являются приобретшие совершенно новый формат электронные журналы и дневники. Информационная среда образовательного процесса сопровождает ученика повсеместно и постоянно. Он может поделиться своим наблюдением с товарищем и учителем в любой момент. Если учитель не ответит сразу, то отреагирует в течение суток.

  • 1
Алексей Алимович Бабетов, директор гимназии № 210 «Корифей», г. Екатеринбург:
– Так как основной идеей нашей концепции является мобильность, то и работать будут две смены, одна из которых приезжая. Сейчас у нас уже набрана половина команды, и это не только те, кто проживает в нашем городе, но и люди из других регионов России. Из других городов будут приезжать как учителя, так и дети, это позволит обеспечить динамику процесса. Это некий тендер совместного образования, где все время что-то происходит. Так же, как и любая другая школа «Сколково», наша будет школой ступеней от 0 до 18, начальной, средней и старшей ступени.
Вообще наш проект находится под опекой министерства, и сейчас ведется работа по поиску участка и формированию рабочей группы. На сегодня предложено уже семь участков, из которых мы выбираем наиболее подходящий. Уже планируем дорабатывать проект, идеи будут детализированы, механизмы отработаны. Следующим, очень важным шагом является поиск денег на реализацию проекта. Во всяком случае, намерения министерства образования Свердловской области очень серьезные. С нами уже связывалось министерство образования Ульяновской области с предложением открыть школу «Сколково» по нашей концепции у них в регионе. Мы связались с фондом «Сколково», но пока проводится процедура присвоения авторских прав. Пока решается, сколько можно построить таких школ, на совете было сказано, что количество таких школ ограничено на ближайшие три года.
Мы обязательно будем анализировать концепции наших коллег, по крайней мере во время конкурса мы уже отметили для себя много интересных идей. В дальнейшем будем решать, каким образом можно использовать идеи наших коллег, и с удовольствие поделимся своими. Вообще было решено сделать все школы «Сколково» сетью и организовать некую циркуляцию идей.

Надежда Владимировна Муха, заместитель директора по научно-методической работе школы «Эврика-развитие», г. Томск:
– Наша концепция предполагает создание условий для достижения каждым участником среды максимального прогресса в любой интересующей его сфере, возможности разносторонней индивидуальной профилизации в старшей школе. Большое внимание уделяется дошкольному и школьному детству, так как это адекватный период для развития в человеке готовности к продуктивной деятельности. Школа и все ее ресурсы будут открыты городскому и региональному сообществу.
Планов у нас очень много. Начался проект по строительство здания для школы, это будет не просто школа, а объект городской инфраструктуры. То есть в нем будет все: и спортивный центр, и театр, бассейн, она так устроена, что там будут проходить всевозможные форумы, фестивали, культурные события. Примерный макет того, как это будет, уже сделан. Наша первая задача в этом году – это готовность всей проектной документации, чтобы все было запроектировано. Мы уже привлекаем разные организации для партнерства в проектировании, потому что проект этот региональный, и он будет модельной пилотной площадкой. Подготовка инициативных студентов, стажировочная площадка для профессионального педагогического сообщества России и зарубежья, городская научно-образовательная среда – все это будет школой «Сколково» в Томске.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account