Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Каким быть российскому образованию?
eurekanext

28 февраля в Общественной палате России состоялся круглый стол «Будущее российского образования: как избежать катастрофы (взгляд кандидатов в президенты РФ)». В дискуссии участвовали кандидаты в президенты России Сергей Миронов и Владимир Жириновский, а также представители Владимира Путина и Михаила Прохорова.

Первым свое видение будущего российского образования представил Сергей Миронов. По его мнению, образование в нашей стране должно основываться на трех базовых принципах: бесплатность, доступность и фундаментальность. Угрозой бесплатности и доступности, с точки зрения Сергея Миронова, является принятие 83-го Федерального закона, которое, как отметил кандидат в президенты, «привело к закрытию во многих школах бесплатных кружков и секций». Фундаментальности российского образования угрожает ЕГЭ, который лидер «Справедливой России» намерен отменить в случае своего избрания президентом. Единый госэкзамен, по мнению Сергея Миронова, только увеличил коррупцию в образовании: дети из отдаленных регионов, поступающие в столичные вузы, на самом деле являются представителями местных элит, а значит, роста мобильности не происходит. Другая причина необъективности ЕГЭ заключается в том, что никто не заинтересован в его объективности – от результатов экзамена сейчас зависит будущее учителей, школы, местных органов управления образованием. Решить проблемы ЕГЭ Сергей Миронов предлагает, сделав его полностью добровольным и независимым как от администрации школы, так и от местной власти. На основании этого добровольного экзамена должно проходить и зачисление в вузы. Появятся ли наравне с этим экзаменом еще какие-либо принципы набора, уточнить, к сожалению, не удалось.
Проблему несоответствия сегодняшнего образования потребностям рынка труда Миронов предлагает решить следующим образом: все предприятия и бюджетные учреждения должны каждый год сообщать о своих кадровых потребностях. На основании этих заявок предлагается составить план по подготовке определенных специалистов. С бессмысленным всеобщим высшим образованием Сергей Миронов собирается бороться, создавая систему среднего профессионального образования и места для квалифицированных рабочих. Кандидат в президенты, кроме того, заявил о том, что вступление в Болонский процесс было ошибкой, снизившей конкурентные преимущества российского инженерного образования и сократившей возможности россиян для бесплатного обучения в вузах. Если в бакалавриате большинство мест бюджетные, в магистратуре учатся в основном за плату, – утверждает Сергей Миронов.
Возвращение школам воспитательной функции представляется лидеру «Справедливой России» важной задачей. Он, в частности, предлагает сделать для всех школьников обязательным преподавание основ четырех традиционных для России религий: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Такой курс должен решить существующие в стране проблемы с толерантностью.
Работа с одаренными детьми – еще одна проблема, волнующая Сергея Миронова. Его программа предусматривает создание специальных учебных заведений для талантливых школьников и системы отбора одаренных детей со всей России. Наконец, важной проблемой отечественного образования Миронов считает положение учителя. Он предлагает в 4–5 раз увеличить учителям зарплату, для того чтобы сделать педагогическую профессию более престижной.
Ведущая круглого стола Тина Канделаки задала Миронову вопрос о том, откуда предполагается брать средства для увеличения зарплаты учителям. Кандидат в президенты сообщил, что у руководства страны нет политической воли для того, чтобы увеличить доходы бюджета, в частности ввести прогрессивную шкалу подоходного налога и государственную монополию на производство этилового спирта.
После Сергея Миронова выступил заведующий кафедрой политологии и социологии РЭА им. Плеханова Владимир Бурматов, представлявший образовательные инициативы Владимира Путина. Прежде всего он охарактеризовал основные достижения нынешней власти в области образования – это увеличение зарплаты учителей до средней по экономике. В будущем предполагается увеличить зарплату преподавателей вузов и стипендии студентам. ЕГЭ, по мнению Владимира Путина, является несомненным достижением. Несмотря на все несовершенство механизма, уже сейчас выпускники сельских школ учатся в столичных вузах. Образованию возвращена функция социального лифта. Кроме того, действующий премьер-министр считает, что можно говорить о снижении коррупции – по крайней мере в вузах.
В то же время наряду с достижениями есть и проблемы, угрожающие российскому образованию целой серией катастроф. Это прежде всего несоответствие структуры образования структуре рынка труда, отсутствие связи между образованием и наукой. Для решения этой проблемы Владимир Путин предлагает несколько мер. Прежде всего это подключение работодателей к процессу подготовки квалифицированных рабочих и техников, «заточенных» под конкретное рабочее место. Не только образование должно соответствовать рынку труда, но и экономика должны обеспечить спрос на подготовленных в рамках системы образования специалистов – поэтому Путин планирует создать рабочие места в промышленности. Кроме того, проблему подготовки массы не способных найти себе работу по специальности экономистов, менеджеров и юристов предлагается решить, проведя проверку качества вузовских образовательных программ по общественным дисциплинам.
Отмена ЕГЭ стала едва ли не главным лозунгом этой предвыборной кампании. Не обошел проблему госэкзамена и Владимир Путин. Его программа предполагает дальнейшее совершенствование механизма общенационального тестирования в сотрудничестве с экспертным сообществом.
О проблеме ЕГЭ много говорила Ирина Прохорова, представлявшая на круглом столе кандидата в президенты Михаила Прохорова, чья программа предлагает отмену ЕГЭ, как и программа Сергея Миронова. Однако если лидер «Справедливой России» хочет сделать ЕГЭ необязательным, Михаил Прохоров предлагает усовершенствовать экзамен. Его представительница специально пояснила – сама идея ЕГЭ не вызывает у кандидата в президенты протеста. Однако контрольно-измерительные материалы должны лучше отражать специфику каждой дисциплины. Кроме того, ЕГЭ должен стать независимым от школы и местной администрации.
Михаил Прохоров считает, что российская школа должна сформулировать ответ на один вопрос – каким ценностям должно соответствовать наше образование? Сейчас можно выделить две тенденции развития отечественной школы. С одной стороны, провозглашаются ценности гуманизма, индивидуального подхода, открытости. С другой стороны, появляются новые идеологические дисциплины, в школу возвращается милитаризм. Для Михаила Прохорова очевидно, что российское образование должно стать более гуманитарным, гуманистическим. Для этого он предлагает усилить преподавание гуманитарных дисциплин в начальной школе и, возможно, ввести большее количество гуманитарных факультативов в вузах. Гуманитарные курсы помогут воспитать человека, способного учиться всю жизнь, без чего невозможно стать конкурентоспособным на рынке труда. Кроме того, по мнению Прохорова, нужно прекратить идеологизацию школы. Отвечая на вопрос Бориса Старостина, учителя из Екатеринбурга, о патриотическом воспитании, Ирина Прохорова особо подчеркнула, что патриотизм проще всего воспитать на уроках литературы и истории. России нужны грамотные специалисты. Нельзя в ущерб математике преподавать идеологию – такова позиция кандидата в президенты Михаила Прохорова.
Другой принципиальный пункт программы Прохорова – улучшение положения учителя. Возможности системы образования ограничены учителями, в ней работающими. Михаил Прохоров предлагает повысить зарплату учителям и изменить принципы их аттестации. Отвечая на вопрос министра образования Республики Татарстан Альберта Гильмутдинова, Ирина Прохорова отметила, что, по ее личному мнению, сегодняшняя аттестация слишком бюрократична и не проверяет качества работы учителя.
Последним выступал кандидат в президенты Владимир Жириновский. Он считает необходимым продлить школьное образование до 12, возможно, 13 лет, причем последние три года посвятить профориентации. Кроме того, нужно отменить ЕГЭ и любые вступительные экзамены, предоставив выпускникам поступать куда угодно и свободно переводиться с факультета на факультет. Выявлять не способных учиться Владимир Жириновский предложил в ходе первых сессий. Вузам, куда будет приходить слишком много студентов, можно разрешить проводить вступительное собеседование.
Особое внимание Владимир Жириновский сосредоточил на перегруженности школьников. Он полагает, что нужно ее сократить, отменив обязательное преподавание иностранных языков, а также языков, имеющих статус официальных в республиках, входящих в состав Российской Федерации. Изучение этих языков, по мнению Жириновского, способствует межнациональным конфликтам. Это заявление вызвало возражения со стороны Альберта Гильмутдинова, указавшего на противоположный опыт Татарстана.
Владимир Жириновский также предлагает ввести три типа школ – мужские, женские и смешанные – и отменить преподавание обязательных дисциплин в вузах, оставив только курсы по выбору. Эта мера также должна способствовать решению проблемы перегруженности учащихся, которая, по мнению лидера ЛДПР, является корнем множества бед сегодняшней России.
Четыре кандидата в президенты представили очень разные мнения о развитии российского образования. Однако, как можно заметить, их представление о проблемах нашей образовательной системы во многом схоже. Все обещают так или иначе усовершенствовать ЕГЭ; все собираются привести структуру образования в соответствие со структурой рынка труда; все намерены вернуть школе воспитательную функцию. Можно заметить, что все кандидаты придерживаются мнения о том, что школа не может быть лучше учителей, в ней преподающих. Наиболее принципиальные расхождения касаются скорее идеологических позиций: «левый» Сергей Миронов считает нужным усилить преподавание религий в школах, «правый» Михаил Прохоров хотел бы убрать их вовсе. Другое важное различие: отношение к индивидуализации образовательных траекторий. Можно отметить, что программа либерала Прохорова в большей степени находится в русле сегодняшней образовательной политики, тогда как в программе Миронова нет ничего о развитии индивидуального подхода и профильной школы. Представляется, что в нашем обществе реально существуют две тенденции развития образования – модернизационная и консервативная. Недавние битвы за стандарт показали это противоречие даже ярче сегодняшних дебатов. Какая стратегия победит, покажет время. Однако не может не радовать тот факт, что абсолютно все кандидаты обещают улучшить положение учителя и привести образование и рынок труда в соответствие друг с другом.
Екатерина Рылько

  • 1

Не права Ирина Прхорова

Как раз немного в этой статье заострено внимание на той теме, которую я пытался обсудить с И.Прохоровой. Если образование - передача опыта, то опыт "кто кого кинет" достаточно нахлебались мы в 90-е, несформированная нравственность у новоиспечённых капиталистов, которых, видимо и представляла эта Госпожа - привела к ситуации "выживает сильнейший". Но мы - ЛЮДИ, и поэтому должны иметь мысли не только о себе , но и о тех, кто рядом и вокруг. Заработать миллиарды и сбежать в "незагнивающую и цивилизованную Европу" - это вызывает уважение, жить среди людей и разделять их проблемы и чаяния - это смешно, стыдно и неудобно. Передача опыта, коим и является по задумке своей образование - это передача и нравственных установок, среди которых ПАТРИОТИЗМ, который, конечно не профессия, а скорее качество человека. Патриотизм - в заботе и любви к близким, ответственность за тех кто и кого тебе доверили, ответственность за свои поступки, слова и дела. Читая толстого можно научиться чему угодно, если рядом нет учителя, который направит твои мысли, не спросит о мнении, не поспорит. каждый в конце концов вправе выбирать - "успех" в его современном понимании или мораль, а может и совместить. Но без идеологии, коей может и являться патриотизм (как ощущение себя человеком ответсвенным за всё в своей Стране, семье, классе)добиться серьёзных результатов уже не удастся. Кстати, во многих Школах США именно с поднятия флага начинаются: учебный год, вручение degrees, выпускные вечера. и никто не спорит с этим "Взвейтесь и развейтесь".

Re: права Ирина Прхорова

слова, лишенные смысла. Без напряженья.
что дышло.
Продолжать ли множить..?

Re: права Ирина Прхорова

стояли на плоскости с переменным углом отраженья....

Re: Не права Ирина Прхорова

Эта госпожа 20 лет издает один из самых "заботливых" о передаче нравственных установок и пищи для мысли журналов - "Новое литературное обозрение". Уже 20 лет издает. И учителя литературы (те, которые продолжили читать книжки после пединститута), помогающие направлению мысли учеников в море смыслов Л.Н.Толстого (и не только его)этот журнал читали, читают и читать будут. После поднятия флага попробуйте и Вы, Борис, полистать страницы "НЛО";)
И вот еще что)
Patriotism is the last refuge of a scoundrel
Л. Н. Толстой, наряду со многими другими перлами англоамериканской эссеистики, включил афоризм в «Круг чтения» (в редакции: «Последнее прибежище негодяя — патриотизм»[10]), после чего о нём узнали в России. В наше время отечественные авторы нередко его Толстому и приписывают[11]. При этом Толстой понимал афоризм, в соответствии со своим общим негативным отношением к «злу патриотизма», о котором он писал:

Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.[12][13][14]

Re: Не права Ирина Прхорова

Я думаю что атака столь культурных и образованных личностей весьма похвальна. Патриотизм - последнее прибежище негодяя... Ну что ж, тогда понятно, почему в последние 20 ЛЕТ, даже с журналом с меткой "НЛО", образованные и честные люди скатывались вниз по лестнице благосостояния и общественного уважения. Моё право иметь точку зрения, а Вам, Госпожи советую придти в провинциальную Школу с 50 процентами мигрантов, отбиваться от наркоторговцев и алкоголиков - выгоняя их с территории Школы и только после этого давать мне советы как и что читать))).

Re: права Ирина Прхорова

Вы зря думаете, что мы не из школ.
Просто не надо путать патриотизм с лозунгами и передергиванием. Зачем? Ответ Вам И. Прохоровой, по-моему - очень достойный. Об уроках литературы и истории. О гуманизме - именно о том, чего, по-моему, кричаще, поосто кричаще не хватает в школе. Гуманизм как уважение к человеку. Особенно ребенку. Которого так не хватает в школе и нехватка которого потом так и воспроизводится в обществе. И об уроках математики тоже.
Гуманизм - не в "идеологии", не в словах и лозунгах. В деле. По-моему, она именно об этом.

Re: права Ирина Прхорова

А по-моему не об этом или не поняла вопроса в принципе показав как всегда свою исключительность. Я говорил о коллективизме Я ответственен за тех кто ВОКРУГ, я с ними - одна команда. Индивидуализм - Я ИСКЛЮЧИТЕЛЕН, лучше чем тот кто рядом, это в каждом слове Ирины Дмитриевны. Против падения нравственности со времён СССР ничего не было придумано..тогда остаётся одна религия - религия коллективизма..пусть даже скаутского, красные флаги никто не собирается одевать! А если патриотизм-пристанище негодяев..чтож, примкну к числу негодяев, как в своё время Пастернак, Ахматова, Лермонтов и др.

Re: права Ирина Прхорова

Вы передергиваете, по-моему. И ее слова, и позицию перечисленных. И слова Толстого. Религия коллективизма как раз и была в СССР и погубила лучших.
А что нравственнее уважения к каждому человеку? И признание исключительности каждого?
Да, команда, да, человек не может быть вне общества. Но все ж задача общества - взрастить каждого, дать ему максимально вырасти, развиться. И это, кстати, в американских школах так воплощено в практику, как нам и не снилось. А уж о "мигрантском контингенте" и говорить не приходится - насколько он там разнообразнее...

Re: права Ирина Прхорова

Я как раз полгода учился в американской Школе...знаю насколько там мусорно... элитные есть..но для единиц. ну не идеализируйте! лучшие умы и были выращены в СССР, кстати Госпожа Прохорова - великий издатель тоже))).

Re: права Ирина Прохорова

Мусорно? Это Вы о людях?
Жаль, что за полгода дальше флага не разглядели....

Re: права Ирина Прохорова

разглядел чуть дальше флага, и фанатом США не являюсь))). Мусорно -о порядках, чистоте, правилах поведения итд. Хотя ..каждый волен думать в меру своих комплексов и фрейминга.

Re: права Ирина Прхорова

Я в курсе что такое Хан-академия, спасибо...)))

Re: права Ирина Прхорова

Всё же почему тогда самыми успешными в работе с "трудными" ( уж извините за термин) подростками остаются Школы либо с религиозным уклоном либо сильной гражданско-патриотической составляющей? (кадетские корпуса,Школы при силовых ведомствах итд). Придумано разве что либо другое для массовой Школы? нет. За конкретным делом, которое мы выполняем, находя в каждом "золотую песчинку", нужно иметь и понятие для чего ты это делаешь. Западный индивидуализм, как бывает во главу угла ставит прибыль, либо личные интересы. Моё, привитое с детства понятие коллективизма - интересы тех, кто живёт со мной рядом и так же поможет в трудную минуту. Поэтому , уж извините за вопрос Ирине Дмитриевне... понимаю, задал "не тот" вопрос... ))) Или всё же каждый волен спрашивать что захочет?

Ирина Прохорова и её брат наиболее серьёзно подошли к

Странно читать неаргументированные утверждения :(
Чего конкретно Вы нахлебались в 90-е, boris_starostin?
Лично я прожил эти 90-е полностью. Были и торговые операции с 200% честной прибылью, было и "киданье" теми, кого считал друзьями. А нечего было быть лохом, "в кругу друзей не щёлкай клювом".
Ох, у эти мне "ля-ля тополя" :(

Образование тем или иным является не "по задумке", а по а) естественному стремлению человека осваивать мир; б) по необходимости самореализации.
Про патриотизм - совершенно бессмысленный набор слов. Значит, если я в заботе и любви к ближним увезу их за бугор - я патриот?

Re: Ирина Прохорова и её брат наиболее серьёзно подошли

Ваша позиция - она ваша. я предпочитаю иметь свою. Позволите?)

Re: Ирина Прохорова и её брат наиболее серьёзно подошли

Конечно же. Как и другим :)

И всё ж таки, хотелось бы ответа на конкретный вопрос - Чего конкретно Вы нахлебались в 90-е, boris_starostin?

Edited at 2012-03-07 04:15 am (UTC)

Re: Ирина Прохорова и её брат наиболее серьёзно подошли

Я учился в школе тогда, и половина моих одноклассников умерло от наркотиков, а моему отцу и маме(они были военные) по 10 месяцев не платили зарплату и месяцами мы ели только квашёную капусту. Цыгане в открытую торговали наркотиками в Школе а учителя массово уходили...достаточно или продолжать?)))

↑ Л. Н. Толстой Христианство и патриотизм
↑ Л. Н. Толстой. Патриотизм или мир?
↑ Л. Н. Толстой. Патриотизм и правительство - это 12,13,14:)

кстати да, стоит почитать)

почем опиум для народа

только что оттуда. Из более чем провинциальной школы. И за одной партой сидели армянин с азербайджанцем. И читали Толстого. Настоящее чувство России - это то, что за флагом и гимном. Язык, литература, музыка, живопись, кино. Это, как улитка свой панцирь, человек несет повсюду на себе. ПОВСЮДУ. И ВСЕГДА. Память, понимание, слух. Чу! Слышите, в раковине шумит Россия...И это можно слушать вместе. Без обид. Если бы Вы посоветовали почитать что-то, я благодарила бы.

Странно, но ваш спор ради спора... вы же заявили "патриотизм -пристанище для..." - не противоречьте себе, любого патриота через вас можно считать негодяем!))) и через вашу риторику!А вы Бог, чтобы решать что есть настоящее чувство?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account