?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дать зарплату и лидерство
eurekanext

Предвыборная программа действующего премьер-министра Владимира Путина сильно отличается от программ его оппонентов – она очень подробная, и об образовании в ней, пожалуй, написано больше, чем у других.
Пресс-секретарь Дмитрий Песков утверждает, что над этим документом премьер работал собственноручно. Причем, по мнению Пескова, «это персонифицированное мировоззрение лично Путина как личности и как политика, которое он аргументировано излагает».
На самом же деле большая часть предвыборных тезисов составлена на основе единоросской «Программы народных инициатив», которую в СМИ и обществе прозвали «Народной программой», потому что она основана на предложениях более полутора миллионов россиян – «авторитетных экспертов, профессионалов из регионов России и всех граждан, неравнодушных к судьбе нашего Отечества», пишется на сайте «Единой России» (http://er.ru/news/2011/10/23/programma-narodnyj-iniciativ/).
Кстати, во всей предвыборной программе нет ни единого упоминания о партии ЕР (www.putin2012.ru). СМИ полагают, что таким образом Владимир Путин демонстративно дистанцируется от партии, которая успела скомпрометировать себя. В начале января газета «Известия» (http://izvestia.ru/news/511427) сообщила со ссылкой на источники в штабе Путина, что в своей избирательной кампании премьер будет использовать лишь организационные ресурсы партии, а свои связи с единороссами подчеркивать не будет. По словам источника, бренд ЕР слишком плотно ассоциируется у людей с недовольством итогами думских выборов, результатом которых стали массовые уличные выступления и митинги в Москве и других городах.
Помимо предвыборной программы, в центральных изданиях еженедельно появлялись авторские статьи Владимира Путина. С начала года вышло семь статей на самые разные темы – о «брошенных России вызовах» (в «Известиях»), о национальной политике (в «Независимой газете»), о развитии демократии (в «Коммерсанте»), об экономическом развитии (в «Ведомостях»), о социальной политике (в «Комсомольской правде») и об обороне (в «Российской газете»). Последняя – о международных отношениях – вышла 27 февраля в «Московских новостях».
Поскольку предвыборную программу кандидата Путина нельзя рассматривать в отрыве от семи опубликованных статей, я так или иначе буду к ним обращаться. Тем более что в них больше конкретики.
Но если уж говорить о программе, то она состоит из пяти разделов. В начале премьер подводит итоги десятилетия, на протяжении которого он находится у власти, подчеркивая, что за это время были не только испытания, но и успехи. В разделе «Наши ценности» Путин говорит о приоритетах духовности и единства российского народа и призывает опираться на регионы, называя при этом образование одним из главных приоритетов государственной политики.
Тем не менее программа и предвыборные статьи сильно отличаются друг от друга. Может, в силу того, что жанры разные.
А вообще предвыборная программа Владимира Путина, так же как и предвыборные программы других кандидатов в президенты, полна различных обещаний и пафосных лозунгов.
Цитата. «Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур».
 
Зарплатный проект: продолжение следует
В главе «Достойная жизнь – гражданам великой страны» Путин обещает, что работающий человек в России не будет бедным. Более того, «высококвалифицированные специалисты, работающие в бюджетной сфере, будут получать заработную плату, превышающую средний уровень по экономике региона». Напомним, что Владимир Путин был инициатором зарплатного проекта, который стартовал 1 апреля 2011 года и который предполагал повышение заработных плат учителям до уровня средней зарплаты по экономике. Кстати, во многих регионах такое повышение реально произошло, некоторые даже перепрыгнули порог средней зарплаты по экономике.
Путин уверен, что учитель должен получать достаточно, чтобы не искать заработков на стороне: «Не выполним это условие – все усилия по изменению организационно-экономических механизмов, по обновлению материальной базы этих секторов уйдут в песок». Причем зарплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда, а механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно, необходимо учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника.
Повезет и преподавателям вузов – Путин обещает, что если он станет президентом, уже с 1 сентября 2012 года их зарплата будет повышена до размера средней зарплаты по региону, а в течение 2013–2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике.
Студенты тоже не останутся в стороне. В статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» Путин пишет о том, что стипендия должна достигнуть прожиточного минимума, особенно на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки.
 
Социальные лифты
Премьер утверждает, что в России должна быть сформирована система социальных лифтов, потому что работают они с большими перебоями, начиная от системы образования. Решение проблемы, по Путину, – в поддержке детей из бедных семей. Дети не должны быть заложниками социального статуса своих семей, пишет премьер в статье о социальной политике. Это значит, что нужно обеспечить социальное равенство в получении образования.
Да, мы привыкли к тому, что отбор детей в престижные школы начинается даже задолго до первого класса. Привыкли и к тому, что только лучшие школы получают гранты и дополнительное финансирование. Но при этом школы с низкими результатами обучения никуда не исчезают. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Таким школам надо помогать, считает Путин.

Семьи
В своей предвыборной статье Владимир Путин говорит, что будет усилена государственная поддержка семей с детьми: размер детских пособий вырастет, а проблема дефицита мест в детских садах будет решена в течение трех лет. Про детские пособия непонятно – насколько вырастет их размер. До уровня прожиточного минимума? Пока даже в Москве на ребенка от трех лет размер такого пособия составляет около 1000 рублей, а в регионах и того меньше.
Что касается детских садов, проблему давно надо было решить. А то демографической ситуацией премьер доволен, а нормальных условий для воспитания детей у женщин нет.
В этом же пункте говорится и о реальных гарантиях для женщин, которые выходят на работу после декретного отпуска – они получат новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. Что это означает? Какие возможности? Где, когда и кто их будет обучать? Пока очень туманно выглядит такая перспектива.
 
Современная школа
В документе отмечается, что в российском школьном образовании еще остаются проблемы, но за последние годы школы стали современнее. «Мы вернем российскому образованию лидирующие в мире позиции. Приведем качество образования в соответствие с требованиями XXI века. Увеличим заработную плату учителей, отремонтируем школы и оснастим их инвентарем», – обещает Путин.
«Нельзя не согласиться с оценкой Владимира Владимировича о состоянии системы образования, – говорит Ханафи Гулиев, директор школы № 2, г. Тырныауз (Республика Кабардино-Балкария). – Она действительно осовременилась и внешне, и внутренне. Большинство педагогических работников видят сейчас свою миссию не в том, чтобы дать ребенку основы наук, а в том, чтобы развивать учащегося, стремясь создать максимально благоприятные условия для самореализации, опираясь на его потенциал, ресурсы социума».
 
Как совершенствовать ЕГЭ?
Владимир Путин в предвыборной программе обещает усовершенствовать систему Единого государственного экзамена, «чтобы избежать злоупотреблений и в полной мере обеспечить возможность учиться в лучших вузах».
В статье, опубликованной в «Комсомольской правде», Путин пишет о том, что ЕГЭ критикуют справедливо, претензии действительно есть – в частности, к прозрачности проведения ЕГЭ и к тому, насколько он сам отражает способности и знания выпускника школы.
Кстати, в качестве методов усовершенствования ЕГЭ премьер предлагает методическое и организационное обновление, а также привлечение к контролю общественных независимых наблюдателей.
По мнению директора школы Ханафи Гулиева, ЕГЭ – один из главных козырей оппонентов премьера. Если это так, то почему же тогда никакой конкретики по поводу его усовершенствования? Что кроется за фразой «методическое и организационное обновление»?
И снова об обновлении говорится в предвыборной статье Путина в «Комсомольской правде». Но об обновлении программ и методов работы школы, где мы, утверждает премьер, серьезно отстали. Он даже не скрывает того, что у нас серьезные проблемы с качеством образования. Не вдаваясь в подробности, премьер уверяет, что новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника пяти-шести профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков. Но о том, какие это пять-шесть профилей, ни слова. Значит, четкого понимания, скорее всего, нет.
Вполне возможно, один из профилей – математический. Потому что дальше в статье Путин говорит о том, мы можем поставить задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. Задачу-то поставить можно, главное – чтобы миссия оказалась выполнима. А пока это попахивает политическим клише «догнать и перегнать».

Вузовская конкуренция
«Надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования», – пишет в статье Путин. Безусловно, надо. Но как? Ответ есть: надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад. Неприемлемо зачислять на бюджетные места таких абитуриентов, которые по уровню своих знаний не смогут учиться по выбранной специальности. Кстати, в Сорбонне так не считают и зачисляют всех желающих, отсеивание происходит после первого года обучения. Естественный отбор.
Кроме того, премьер намерен усовершенствовать и систему распределения бюджетных средств между вузами, финансируя прежде всего те высшие учебные заведения, которые дают наиболее качественное образование. Финансирование государством программ подготовки специалистов как государственными, так и лучшими негосударственными вузами представляется разумным шагом. Вузы должны конкурировать за получение бюджетных средств на подготовку специалистов. «Вместе с тем мы не можем сохранять положение, когда выпускник вуза заведомо не находит (а часто и не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина этого – несоответствие структуры бюджетных мест и реальных потребностей рынка труда. Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей».
«На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний». В этом виноват, по мнению премьера, Рособрнадзор – он действует неэффективно. И реальное предложение от премьера – в 2012– 2014 гг. силами ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь – по экономике, юриспруденции, управлению, социологии.
А вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Такое наказание. И процесс уже пошел.

Образовательный драйв молодежи
Путин также уделяет в программе большое внимание молодежи, которая, по его мнению, обладает огромным творческим, созидательным потенциалом, а значит, достойна поддержки. Что подразумевается под поддержкой?
В первую очередь планируется создать стимулы для участия бизнеса, будущих работодателей в деятельности учреждений профессионального образования. Во-вторых, предполагается более тесная интеграция с промышленными предприятиями и другими организациями, что позволит не только готовить кадры, отвечающие потребностям работодателей, но и даст учащимся гарантии будущего трудоустройства. В-третьих, премьер считает, что необходимо в обязательном порядке создать условия для прохождения практики по специальности учащимся профессиональных учебных заведений, привлекать к преподаванию тех, кто работает на производстве. Более того, «в новых формах и более широких масштабах может быть восстановлена система заказа для подготовки специалистов». Путин призывает научиться использовать «образовательный драйв» молодого поколения.
Но без продуманной системы поддержки молодежи и значительных вложений все может остаться лишь благими пожеланиями.

Цензурный интернет
Глава правительства в предвыборной программе также заявил, что будет бороться с пропагандой жестокости, национализма и курения в СМИ и интернете. «Мы не позволим низкопробным продуктам массовой культуры калечить нравственное и психическое здоровье наших детей и будем поддерживать создание и продвижение качественных отечественных программ и передач», – говорится в документе.
Главное, чтобы под видом борьбы за защиту нравственности не появилась цензура с очередным Главлитом и ему подобным органами, считает Владимир Риттер. Поэтому вся деятельность в этом направлении должна проводиться исключительно в рамках Конституции.
Ханафи Гулиев тоже считает, что цензура не решит всех проблем, надо быть рядом с ребенком, вести диалог, знать то, что нельзя говорить и показывать. «С мыслью можно бороться только мыслью», – говорил академик Сахаров. Такой точки зрения придерживается и директор тырныаузской школы. При этом надо особое внимание уделить не только классическому нашему наследию, уверен он, а тому, что создается сейчас в стране и в мире, каковы основные линии развития мировой культуры. «У нас и специалистов таких нет, учителя просто перестали читать или игнорируют современную литературу и искусство», – говорит Ханафи Гулиев.
По мнению ректора Московского государственного областного университета Павла Хроменкова, в предвыборной программе Путина «и конкретные вопросы дополнительных финансовых вливаний в образовательные структуры, и вопросы воспитания». В «Независимой газете» Хроменков пишет о том, что сохранение российского образования – во многом заслуга Путина в бытность его президентом. «В том, что в России были созданы условия для сохранения образовательного и интеллектуального потенциала, принципиальна заслуга возглавлявшего ее в этот период политического лидера. Это в данном случае констатация, исторический факт», — пишет он.
По мнению директора школы № 2 из Тырныауза Ханафи Гулиева, в программе продуктивен тезис активизации регионального развития и комплексного территориального планирования: «Владимир Путин предлагает своего рода стандарт качества жизни для россиян, что безусловно радует (коммуналка, вода, утилизация, дороги, сады, школы). Может, хоть с теплыми туалетами, наконец, решим... Все это должно стать составной частью основной образовательной программы школы уже сегодня. У нас в Кабардино-Балкарии многое делается в этом плане: газификация, дороги (во всех селах асфальтированы центральные дороги, не говоря о дорогах между поселениями), вода, канализация, утилизация, развивается малый и средний бизнес и т. д. Только в систему образования за три года будет вложено около миллиарда рублей, чего не было никогда. Сейчас всем, конечно, интересно, как будут освоены эти деньги. Большинство учителей радуется , что улучшается материальная база образовательного процесса, другие боятся, что им не достанется, третьи боятся, что размажут по тарелке и не будет результата, четвертые считают, что своруют, а пятые думают – раз деньги центра, значит, это «халява». Заявленная в программе децентрализация, выборность власти, разумная налоговая политика должны дать новый импульс для реализации основных направлений социального развития страны».
Олеся Салунова

  • 1

Программа дальнейшего становления государства

Александр Сайбединов, директор губернаторского Светленского лицея, Томская область:
– В программе Владимира Путина расставлены акценты решения наиболее узловых социальных задач, требующих усиленного внимания, как с позиции защиты и улучшения условий жизни многонационального российского народа, так и с позиции динамичного и поступательного развития обновленного новыми технологиями и ресурсами современного государства.
Обращает внимание реальность и адресность политики дальнейшего усиления поддержки системы образования в части увеличения заработной платы, улучшения условий труда учителей, и главное – создания условий для нового качественного обучения учащихся. В этом просматривается не только забота об улучшении нашей российской школы со стороны государства, в этом проявляется важнейшая способность видеть стратегию его дальнейшего развития и процветания. Вместе с тем Путин не скатывается к поддержке популистских лозунгов об отмене ЕГЭ, что для меня как учителя является важнейшим фактором развития российского образования – как системы, в которой ученик способен перемещаться независимо от его географического положения, не являясь, как прежде, «крепостным образования», прикрепленным к месту своего обучения. Но особое значение я бы придал его тезису по защите информационного и прежде всего интернет-пространства от его превращения в сточную, зловонную яму проявления человеческих недостатков. Современный мир еще не совсем понял, что на политической карте мира появилось еще одно государство под названием Информационное пространство. Люди хлынули на новые неосвоенные земли этого мира, и, как в любом процессе становления нового государства, отсутствие законов, норм и порядка может привести к хаосу, поэтому действительно пора входить и осваивать земли Информационного пространства для спокойной и созидательной жизни людей. Я считаю, что программа Путина – это не предвыборный манифест, а Программа дальнейшего становления российского государства, в которой жизнь каждого человека является значимой и важнейшей.

Надо определить содержание образования

Владимир Риттер, учитель МОУ «Лицей», г. Вольск, Саратовская область:
– Без определения содержания образования, которое должно соответствовать парадигме развития общества, оно никогда не сможет приблизиться к лидирующим мировым позициям. В стране с сырьевой экономикой можно создать особые экономические зоны, наподобие тех, которые существуют в Китае, и сохранить еще существующие «островки» советских специализированных школ при вузах, где удается продолжать готовить на высоком уровне «умников и умниц» в точных и естественных науках. Этим путем идет Индия. Видимо, на ближайшую перспективу такой путь приемлем и для нас. А именно: сначала удержать позиции там, где они еще не сданы. Милитаристская терминология в отношении образования неприемлема, но я использую ее, чтобы заострить внимание на том, что у нас есть еще шанс, как мне кажется, не проиграть XXI век.
Существующие варианты НСОТ учителей, убежден, не могут решить вопрос изменения статуса учителя как такового и стимулирования той части педагогов, которые способны изменить качество образования. Критерии, которые якобы определяют рост качества образования, не являются ни объективными, ни универсальными, ни стимулирующими развитие системы. Распределение денежных средств школ находится в руках директоров – представителей старой генерации исполнителей, к сожалению, очень часто ставящих лояльность своим работодателям выше интересов высокого предназначения школы. Вечный страх перед вышестоящими, авторитаризм в отношении подчиненных – явление если не повсеместное, то частое. Отсюда и стремление окружить себя лично преданными «единомышленниками». А их следует вознаграждать… Можно ли достичь современного уровня образования, соответствующего лучшим достижениям других стран, сохраняя «менеджмент» времен Чингисхана? Демократизация общества и развитие институтов гражданского общества требует ограничивать пребывание на постах руководителей учебными заведениями определенным сроком. Выборность директоров представителями всех участников образовательного процесса. Безусловность высоких достижений претендента на должность директора в области педагогики или другой сфере деятельности, позволяющей эффективно организовывать работу учебного заведения. Основанием для выдвижения претендента на должность директора ОУ должна быть его программа деятельности на ближайшую перспективу и весь срок пребывания на посту.

Re: Надо определить содержание образования

Редко так бывает, Владимир Яковлевич, чтобы консультант по управлению и школьный учитель практик в один голос утверждали одно и то же: "Без определения содержания образования, которое должно соответствовать парадигме развития общества, оно никогда не сможет приблизиться к лидирующим мировым позициям".

Что-то меняется... Что-о висит в воздухе... Может это СЕТЬ так меняет общественное сознание? Спасибо Вам и всем откликнувшимся.

Программа не содержит программы

Александр Яковлев, учитель истории филиала № 4 ГБОУ ВСОШ:
– Чтение данной версии программы оставляет впечатление некоторого недоумения. Да программа ли это? Да Путин ли автор?
Есть щедрая россыпь обещаний и родной такой советский дух, знакомый мне с середины 70-х годов прошлого века. Рождается целый ассоциативный ряд: пятилетку в четыре года, не боимся буржуазного звона. Вот наш ответ на ультиматум Керзона, вперед в светлое будущее коммунизма, верной дорогой идем, товарищи, отдельные ошибки на местах и т.д. и т.п.
Спасибо, конечно, только зачем возвращаться туда, откуда мы ушли? Или не ушли?
Декларирование прописных истин как программы заставляет сомневаться в ее наличии.
В целом смысл сводится к незамысловатому «Если вы меня выберете, то я вам дам все». А «за успехи в реализации ключевых направлений социально-экономического развития», то бишь послушным, дам больше.
При всем моем уважении к Путину, я ожидал большего.
Чрезмерное употребление глаголов будущего времени отнюдь не внушает доверия к автору слов. «Мы вернем… Приведем… Увеличим… отремонтируем…. усовершенствуем», и так 18 раз, что создает простую обещательность и более ничего.
Использование глаголов совершенного вида непереходной формы усиливает впечатление неопределенности и безадресности.
Ибо «Глаголы возвратные …указывают, что выражаемый ими процесс не обращен и не может быть обращен на прямой объект.. собственно возвратное действие производится субъектом, который является одновременно и объектом действия». Т.е. система обращена на самое себя, самодостаточна и обратной связи не имеет.
М.С. Горбачев говорил о себе в третьем лице, что вообще-то связано с ранним этапом формирования личности, когда имя еще не отождествляется с местоимением. Тогда это характеризовало вырождение власти в виде обезличивания ее высшего представителя.
В.В. Путин использует местоимение «мы», что напоминает «Мы, Александр Второй, Император и Самодержец Всероссийский…». И когда меня убеждают в исчерпанности лимита революции в России, подразумевая нынешний эволюционный курс, я немножко боюсь. Я не люблю революций, как и всякое насилие, но и такая эволюция тоже насилие. Употребление местоимения «мы» не должно вводить в заблуждение наивного читателя, могущего увидеть в этом «мы» и «я тоже». «Мы» – это власть. Конкретно, в лице автора.
Использование таких агрессивных форм, как «Мы будем активно защищать основы нравственности…», «Мы не позволим низкопробным продуктам массовой культуры калечить нравственное и психическое здоровье наших детей…», создает некий традиционный образ врага, защитой от которого является кандидат. Прием действенный, но уже старый и потрепанный.Эмоционально-экспрессивный окрас и некоторый пафос неуместны для политической программы.
Что касается содержания, то любая программа содержит объективный анализ, стратегию и тактику, механизмы, сроки и гарантии, коих в данном тексте нет вовсе. Вообще не очень понятно, на кого рассчитана статья. Судя по стилю, скорее на маргинала, нежели на учителя как человека с высшим образованием. Да, у уважаемого В.В. Путина есть и иные выступления. С цифрами, фактами и конкретными указаниями. А потому я рассчитывал услышать о том, какой вариант «Закона об образовании» будет принят, когда, в частности: исчезнет централизованная бухгалтерия, будет создан, наконец, независимый профсоюз; школа перестанет выполнять несвойственные ей функции; какие и когда будут внедрены механизмы социальной защиты педагога и созданы реальные государственные гарантии; единое образовательное и правовое пространство; защита от административного давления, искоренена солдафонская дисциплина.

Откуда берется «вертикаль»?

Владислав Редюхин, консультант по управлению Аналитического центра «Концепт»:
– Кого не спроси, все сегодня хотят устойчивости... Чтобы катаклизмов, ни природных, ни социальных, не было... Чтобы власть преемственной была... Чтобы финансово-экономические кризисы на страну не обрушились... Чтобы завтра было по крайней мере не хуже, чем вчера...
Позавчера все держалось на «партийных тройках»... В школе – на директоре, секретаре парторганизации и председателе профкома... Партия сказала и указала, директор исполнил, профсоюз проконтролировал... Прямоугольный треугольник с вертикальным и горизонтальными катетами и гипотенузой – очень устойчивая фигура... И в математике, и в механике, и в управлении, и в социальных отношениях...
В позавчерашние времена нормой было повсеместное написание протоколов... Протоколов и партийных собраний, и профсоюзных, и производственных совещаний, и педсоветов.... Причем все писали по очереди. Один, избранный председателем, собрание ведет, другой, секретарь, протокол пишет. Такая вот массовая «школа коммунизма». Протокол тоже, как соната, – из трех частей. Первая часть констатирующая и устанавливающая – вот , мол, у нас так-то и так-то, – непорядок, одним словом, а нужно, чтобы было вот эдак... Вторая часть – исполнительная, кто что для изменения положения делать должен... Распределение сроков и работ с поименованием ответственных. Ну и третья часть документа, замыкающая гипотенуза, кто и как контролировать будет соответствие установленного исполняемому, два катета, вертикальный и горизонтальный, в соответствие приводить...
И все правильно ведь – и в государстве есть органы думающие, исполняющие и контролирующие... Голова, руки и глаз наметанный... Законодательная власть, исполнительная, и суды с прокуратурой. Вроде и в образовании точно такой же треугольник, знания устанавливают вертикаль приоритетов, умения их исполняют, а контроль по гипотенузе стягивает этот прямоугольный треугольник... Тогда и его площадь как содержание образования возникает... Не нужны уже знания, и так все помню и исполняю – умения превращаются в горизонталь навыков.
Только вот при переходе от позавчера к вчера, с уходом «школы коммунизма» «треугольник» все более в линеечку тяготеет вытянуться... Почитайте думские законы... Не только образовательные... Установить-то установили, а потом вроде как-то само собой произойти должно. Вертикаль дает себя знать... Пытались в 2004 году расставить по вершинам треугольника Министерства, Агентства и Службы – ан нет, снова голова полна остается и под себя все властно подминает. А с ЕГЭ то же самое. Зачем надзирать за знаниями, контролировать сам ход исполнения и регулировать самооценку из соответствия, когда легче простого упереться взглядом в единственную точку конечных измеримых результатов и по ним о качестве судить. Одна вертикаль – нет треугольника, нет его площади, нет и никакого содержания образования... Сегодня же царит сеть... Все диагонали знакомого «пятиугольника качества».
А что завтра-то будет?
«За последние годы наши школы стали современнее. Но нерешенные проблемы остаются. Мы вернем российскому образованию лидирующие в мире позиции. Приведем качество образования в соответствие с требованиями XXI века». —Это вертикаль установления... Замечательного... А вот исполнение – «Увеличим заработную плату учителей, отремонтируем школы и оснастим их инвентарем. Улучшим систему Единого государственного экзамена, чтобы избежать злоупотреблений и в полной мере обеспечить возможность учиться в лучших вузах страны талантливой молодежи из всех регионов России».

Как связаны они между собой, может установить только гипотенуза оценивания... Может, да, а может, нет... Но где же сама эта система оценивания как институция? Где, кто и как легитимно и достоверно проверяет это соответствие, не находясь в вертикали власти? Что это за люди, что это за профессионалы? Какими нормативами они пользуются? Может быть, назрело время обсудить и принять закон об общественно-профессиональной экспертизе? Не только в образовании. Но сразу же после выборов, чтобы восстановить «треугольник» и не напутаться в сетях «пятиугольника качества»?

  • 1