?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Вообще без экзаменов
eurekanext

Каждый из кандидатов придерживается своих общеполитических принципов, в их предвыборной программе можно найти свои особенности и отличия друг от друга. Лидер ЛДПР вместе со своей партией, например, препятствует как возрождению коммунистической идеи, считая ее утопией, так и становлению олигархического правления в государстве, рассматривая его как антинародное. Также партия исходит из того, что личность может быть свободна настолько, насколько ее свобода не ущемляет свободу другой личности, и полагает, что достижение блага каждого возможно исключительно через достижение общего блага, которое в свою очередь достигается путем приоритета государственного интереса. Это является основными политическими принципами либерал-демократов. Своими главными целями ЛДПРовцы называют:
    – создание могущественного Российского государства;
    – воссоединение земель бывшего СССР;
    – правопорядок и диктатуру закона;
    – создание социально ориентированного общества;
    – стабильно хорошие условия жизни для всех граждан России.
Всегда основное внимание в своей предвыборной программе Владимир Жириновский уделял экономике, внешней и внутренней политике, обороне, но в этом году кандидат в президенты достаточное внимание уделил и образованию. За яркими призывами, лозунгами о русском народе, о национальных традициях и Руси появились и кричащие лозунги о необходимых реформах в образовании. Но зачастую лозунги не несут за собой содержания. Громкие высказывания не предусматривают никаких действий. Рассмотрим отдельные тезисы предвыборной программы лидера ЛДПР.

«Борьба» за действительность
«В 1994 году ЛДПР решительно пресекла попытку ввести плату за учебу в старших классах средних школ. Мы и дальше будем бороться за то, чтобы в России образование – среднее, средне-специальное и высшее – оставалось бесплатным».
Однако речи о платности образования не было ни в 1994 году, ни в настоящее время. Действующий закон об образовании гласит: «В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, если образование данного уровня получается впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом». Таким образом, выходит, что и бороться не нужно, ведь образование в России было, есть и будет бесплатным.

Экзамены – не прихоть, а необходимость
Следующий пункт предвыборной программы – отменитьЕГЭ. Владимир Жириновский не единственный кандидат, предлагающий отменить ЕГЭ под предлогом того, что «Единый госэкзамен не оправдал возложенных на него надежд». Однако только он выдвинул предложение об отмене не только ЕГЭ, но и вступительных экзаменов в вузы. Возможна ли отмена сразу всех экзаменов, и по какому принципу выпускники будут становиться студентами? По мнению лидера ЛДПР, «Принимать в высшие учебные заведения надо всех желающих и по итогам первой сессии оставлять в институтах тех, кто может и хочет продолжать учебу дальше». Данное высказывание вызвало неоднозначную реакцию у общественности, его активно обсуждали в блоге кандидата. У одних этот пункт вызывает удивление, у других возмущение, а у третьих – для баланса хотелось бы сказать «одобрение», но его там не было, так как третьи решительно против такого нововведения. С чем связана такая реакция? Возможно, она связана с тем, что сам лозунг не подкреплен никакой другой информацией и многие воспринимают подобные высказывание от партии либерал-демократов, как просто слова, не несущие за собой никакого продолжения. Однако люди продолжают это обсуждать, ведь, что интересно, Владимир Вольфович не предлагает заменить ЕГЭ и вступительные экзамены, направленные, к примеру, не только на оценку академических знаний, но и творческого потенциала выпускника. Он предлагает их убрать. Но возможно ли это?
Если брать, к примеру, страны Европы или США, по какому принципу выпускники поступают в понравившийся вуз и сдают ли они экзамены по окончанию школы?
Финляндия. После учреждений дошкольного образования в Финляндии ребенок поступает в основную школу, где учится до 16 лет. Характерная черта финской системы школьного обучения – отсутствие экзаменов. Однако из основной школы ребенок переходит в старшую. Обучение в старшей школе продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен – первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно. Около 30% выпускников профессиональных училищ продолжают свое образование в профессиональных институтах; в университетах значительно меньше, хотя формальных ограничений для их поступления в университет (как, например, в Нидерландах) нет. Большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах. Среднее специальное образование (ступень МСКО 5В) в Финляндии отсутствует, что существенно облегчает ей переход к Болонской модели унификации статусов высших учебных заведений. В США же, напротив, на каждом уровне обучения дети подвергаются прохождению нескольких тестов для распределения по подгруппам. Например, хаpактеpным для элементарной школы является комплектование классов по способностям учащихся. Малышей, которые только что приступили к занятиям, делят на группы в соответствии с результатами тестов. Тесты представляют собой серию различных заданий, которые ребенок должен выполнить за определенный промежуток времени. К этому тесту нельзя специально подготовиться. Он не отражает развития и обученности ребенка. Тест идет гораздо глубже – он вскрывает пpиpожденную одаренность, с математической точностью определяеткоэффициент интеллекта. После определения «ай-кью»появляются группы А, В и С – «одаренных», «нормальных» и «неспособных», и обучение диффеpенциpуется. Со способными ведутся серьезные, насыщенные занятия с довольно высокими требованиями к знаниям учащихся. Это дети, «оpиентиpованные на колледж» уже с первых лет обучения в школе. Также контроль знаний осуществляется постоянно в ходе тестирования учащихся, по крайней мере в двух формах:
  1. один раз в году сдаются стандартизированные тесты типа тестов умственных способностей и образовательного развития (Айова), «Тест Хенмон–Нельсон» по проверке умственных способностей и т.п., принятые во всей стране;
  2. раз в неделю или чаще, а иногда два-три раза в семестр (по решению учителя ) сдаются зачеты и тесты внутриклассного контроля.
Процедура приема и отбора абитуриентов в вузы США зависит от их типа и престижности, и в зависимости от этого может быть открытой, конкурсной и селективной. В стране отсутствуют единые требования к абитуриентам. В частности, в одни вузы осуществляют отбор путем конкурсных экзаменов, собеседования, тестирования, для других единственным условием является наличие среднего образования (например, открытый прием в двухгодичные колледжи). Общим требованием при поступлении в вуз является представление документов об окончании полной средней школы; перечень изученных в школе предметов и полученных по ним оценок; общее количество баллов по тестам на способности и за знания, рекомендации-характеристики учителей школы и администрации, результаты собеседования при поступлении.
Таким образом, очевидно, что даже в странах с сильной системой образования существует система оценки знаний учащихся в виде экзаменов – это неизбежно и необходимо. Также на этих примерах видно, что система оценки может быть разной, но быть она должна. А значит, для того чтобы отменить ЕГЭ и вступительные экзамены, сначала нужно предложить достойную альтернативу. А пока и этот призыв кандидата остается просто словами.

Надбавка всем!
«Необходимо увеличить размер выплат до половины среднего заработка по стране студентам и учащимся вузов, техникумов, колледжей, профессиональных училищ. Стипендия не должна быть ниже прожиточного минимума».Опять же, в отличие от своих конкурентов, Владимир Жириновский не говорит ни слова о том, каким образом нужно повысить стипендии, за счет какого или чьего бюджета, Министерства образования, правительства, субъекта? Кроме того, первые шаги по повышению стипендии студентам уже сделаны. Постановление правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1098 «О назначении стипендий правительства Российской Федерации для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, обучающихся по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России»,гласит, что в этом году будет выплачено 5 тыс. правительственных стипендий: 4500 стипендий по 5 тыс. рублей – для студентов и 500 стипендий по 10 тыс. рублей – для аспирантов. Так зачем в очередной раз говорить о том, что уже существует, может быть, пришло время придумать что-то новое?
 
Говорить – не строить
«Необходимо пересмотреть подготовку педагогических работников детских садов, организовать семейные детские сады в малых населенных пунктах, увеличить количество детсадов в городах путем ускоренного строительства новых зданий и возвращения незаконно отобранных для детей помещений. Все воспитатели должны иметь высшее образование и достойную зарплату». Действительно актуальная проблема, требующая решения, хоть на ее устранение уже направлены немалые силы, она еще не решена полностью, но активных и более действенных мер относительно тех, что применяются сейчас, в данном высказывании просто нет.

Не предлагать, а делать
Последующие тезисы так же, как и предыдущие, пересекаются с предвыборными тезисами других кандидатов в президенты. В них Владимир Вольфович говорит о рабочих местах для молодежи и карьерной лестнице, помощи русским ученым, о престиже профессии «учитель» и о положении самой школы. Безусловно, каждая из перечисленных проблем достойна внимания, но ведь многие из них можно попытаться решить и не на посту президента, каждая из них требует конкретных предложений, а не просто разговоров.
Предвыборную программу ЛДПР вполне можно назвать целостной и концептуальной, в ней затронуты все ключевые проблемы сегодняшнего дня. ЛДПРовцы признают необходимость возрождения русского духа, призывают народ к возрождению традиций. Также лидер партии отмечает, что «Главное препятствие, которое сегодня мешает России выполнить масштабные задачи преобразования своего социума, – отсутствие стратегии развития страны, понимания перспективы решения социальных задач». Однако найти в программе Владимира Жириновского что-то кроме громких высказываний сложно. Да и стратегии этой он не предлагает. Создается впечатление, что программа написана только для того, чтобы была. Что касается образовательных тезисов, то очевидно, что лидер партии предлагает только улучшение формы, но ничего не говорит о содержании образования и о конкретных действиях, мерах по решению тех или иных задач, проблем. Отсюда, вполне возможно, реализация программы ЛДПР в стране может привести к национальному и экономическому коллапсу внутри страны, а также к ухудшению позиций государства на международной арене, а ведь позиции эти давались государству нелегко. Вполне возможно и то, что предвыборная программа-2012 Владимира Вольфовича – очередной способ привлечь к себе внимание. Ведь ни для кого не секрет, что главный либерал-демократ страны славен своими дебатами, публичными высказываниями – и, пожалуй, все.
Алена Шадрина

Цитаты и тезисы предвыборной программы кандидата на пост президента взяты на сайте www.ldpr.ru

  • 1
Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования:
– Всем понятно, что намного лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Кто же будет против таких лозунгов? Конечно, образование должно быть бесплатным преимущественно для школьников. Разумеется, нужно повышать процент ВВП на образование, создавать условия для школьников, учитывать возможности родителей. Что касается источников, обеспечивающих разные формы бесплатного образования, прежде всего образование должно финансироваться государством. Но должны быть и другие механизмы. Что касается отмены ЕГЭ, то здесь нужна другая формулировка, другая система проведения выпускных и вступительных экзаменов. Выпускным экзаменам должна быть возвращена серьезная роль, которая стимулировала бы работу школьников, все-таки учение – это в первую очередь труд. Что касается вступительных экзаменов, то, конечно, нужно создавать новую систему вузов, более эффективную. Проблема в том, что должна быть выстроена очень продуманная, глубокая политика для достижения этих целей. Но, кроме лозунгов, я в данной предвыборной программе ничего не заметил. Если учесть еще то, за что голосовала сторона ЛДПР относительно законов об образовании, то мне слабо верится в то, что ЛДПР спасет наше общество.

Михаил Черемных, директор гуманитарного лицея, г. Ижевск:
– В документе «Обращение кандидата на должность президента России В.В. Жириновского. Предвыборная программа-2012», размещенном на официальном сайте ЛДПР, Владимир Вольфович несколько раз обращается к теме образования, начиная с тезисов о том, что «с образованием вообще какая-то профанация происходит», что Министерству образования «вообще впору заявить о самороспуске» в связи с масштабными фальсификациями результатов «этого идиотского ЕГЭ», и заканчивая пунктами плана действий в сфере образования в рамках «111 стратегических позиций ЛДПР».
Предложения ЛДПР и/или Владимира Вольфовича по вопросам образования можно условно разделить на три группы: бесспорные, спорные и нереальные. При этом и те, и другие, и третьи носят популистский характер, что, впрочем, вполне объяснимо характером самого документа – предвыборного манифеста.
К первой группе относятся предложения типа «поднять престиж учителя в обществе», «оказать поддержку школам», «обратить внимание на детсады», «повысить стипендии». Кто был бы спорил?
Ко второй группе я бы отнес предложение об отмене ЕГЭ, вступительных экзаменов в вузы и, как ни странно, предложение о сохранении бесплатного образования. Поясню. Утверждение о том, что «Единый госэкзамен не оправдал возложенных на него надежд», безосновательно. Несовершенство содержательной (качество тестов) и организационной (возможность фальсификаций) сторон ЕГЭ связано с «болезнью роста» этой новой для страны и общества формы оценки качества образования. В то же время «плюсов» уже сегодня больше, чем «минусов». Взять хотя бы увеличение доступности столичных вузов для абитуриентов из далеких провинций.
Предложение об отмене вступительных экзаменов в вузы (как, например, во Франции) очень любопытно, но, думаю, спорно и даже нереально в ситуации нашей страны. Нынешняя вузовская система не рассчитана на свободный приток/отток абитуриентов по их желанию, когда каждый год цифры приема в тот или иной вуз будут изменяться в разы. Тем более что, по признанию самого ВВЖ, сегодня «у нас студентов в два раза больше, чем должно быть».
Что касается стремления бороться за сохранение бесплатного образования, то это стремление, на мой взгляд, не совсем оправдано. Образование у нас и так бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях в части госстандарта, и это гарантировано Конституцией. Бороться за это, слава Богу, не надо. Но в то же время тотальная установка политических лидеров на бесплатность образования может привести к запрету негосударственного (частного) и резкому сокращению дополнительного (платного) образования. А это уже не есть благо, поскольку ограничивает и свободу выбора потребителей образовательных услуг, и конкуренцию образовательных систем. Поэтому вряд ли можно согласиться с тезисом ВВЖ о том, что за деятельностью платных вузов «должен быть строгий государственный контроль».
К группе нереальных предложений, на мой взгляд, относится запрет на закрытие малокомплектных сельских школ. «Надо понимать, – пишет Владимир Вольфович, – что закрытие школы – это начало пути по исчезновению данного населенного пункта». Это не всегда так. В большинстве случаев закрытие школ – не начало пути, а следствие начавшегося процесса исчезновения населенного пункта. И запрет на закрытие школы в этих условиях ставит ее в позицию заложника социально-экономической ситуации, повлиять на которую она, как правило, не в состоянии.

  • 1