?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Свобода школам? Спасибо, не нужно
eurekanext



Дискуссия о «лужковских надбавках» на самом деле – попытка отказаться от самостоятельности школ

В московских школах вводится новая система оплаты труда?

Не думаю, что это так.

Московским школам дали право ввести ту систему оплаты труда, которую они, школы, считают более эффективной и справедливой.
Москва поступила иначе, чем федеральное ведомство в комплексных проектах, более рискованно, но, наверное, более перспективно: увеличено финансирование и закреплены рамки расходования, а внутри – хозяйничайте сами.

С. Собянин вводит новую систему финансирования школ и предоставляет школам, как это и положено по закону, определять систему оплаты труда самостоятельно. При этом в пилотных школах финансовый норматив поднят до 120 тысяч рублей в год на одного ученика (в старшем звене), а общая сумма ассигнований школе зависит от количества учащихся в этой школе. Это довольно доходчиво, а главное – ссылаясь на нормативные акты (Постановление правительства Москвы №86 – http://s.mos.ru/common/upload/86-pp_22_marta_2011_g.pdf – А.А.), а не на общие соображения, разъяснил в воскресенье в эфире «Эха Москвы» московский министр Исаак Калина: «В начальной школе это 73 тысячи на ученика, … к старшей школе во всех (пилотных. – А.А.) школах это финансирование становится 120 тысяч рублей, то есть оно приравнено к финансированию, которое получали лицеи и гимназии в Москве». (http://echo.msk.ru/programs/assembly/796988-echo/)

Общее финансирование увеличилось на 15 миллиардов рублей – это огромная сумма, даже для Москвы!

Но при этом рекомендовано при распределении заработной платы делать упор не на фиксированных доплатах, а на оплате реальной деятельности и достижений. Этого не поняли ни журналисты, бросившиеся спасать учительскую зарплату от уменьшения, ни профсоюзные активисты, которые прямо заявили, что они против, так, по крайней мере, заявил руководитель московского профсоюза учителей Сергей Кузин журналисту «Московских новостей» Евгению Насырову: «По его мнению, некоторая ясность появится только в октябре, когда учителя из пилотных школ получат расчет за сентябрь. Лужковские надбавки уберут из числа обязательных, но они уйдут в разряд поощрительных, считает профсоюзник. «Школа, совет будет решать, давать, например, молодому учителю надбавку или не давать. Наш профсоюз выступал против этого решения», – отметил он». (http://mn.ru/newspaper_city/20110801/303672744.html)

То, что в голове профсоюзного деятеля «некоторая ясность появится только в октябре» – это свидетельствует о плохом владении ситуацией, поскольку в пилотных школах уже все посчитано и смоделировано. Об этом, например, пишет в своем открытом письме, переданном в нашу редакцию, директор гимназии №1556 Андрей Грабовский: «Месячный фонд оплаты труда в моей школе вырос, о каком понижении заработной платы может идти речь? Раньше нам не доверяли, ЗА НАС решали, каким учителям, КАК И ЗА ЧТО платить, сейчас доверяют. Впервые мы что-то серьезное можем сами решить в своей школе: можем отблагодарить учителей за их труд и результаты без разрешения учредителя, который этого учителя в глаза не видел. Так чего же испугались некоторые господа? Знают, что не заслуживают от родителей, коллег ничего? Это не может страшить настоящего учителя, это может испугать только бездельника, лодыря или человека, который пришел в школу «отсиживать часы» и получать за это совсем не маленькую зарплату, это может испугать только тех директоров, которые заняты исключительно своим благополучием». (Полностью текст письма и интервью А. Грабовского нашему корреспонденту читайте в этом номере «Вестей образования»).

Но при этом есть одна, самая трудная и до сих пор не решенная до конца задача, которая может свести на «нет» и усилия властей, и отчаянные попытки директоров обрести свободу, и надежду лучших учителей получить за свой труд и за свои результаты больше, чем «бездельник, лодырь или человек, который пришел в школу «отсиживать часы».

Эта задача – определение результативности, качества труда учителя. Боюсь, что у профсоюзных деятелей здесь не наступит ясности и в октябре, а без их участия в распределении фонда оплаты труда по справедливости и по уровню результативности благая задумка сделать систему оплаты труда институтом качества образования – провалится.

Что считать хорошим результатом образования? Этот, казалось бы простой вопрос до сих пор в российской образовательной политике остается без ответа.

И это тем более удивительно, что уже приняты на уровне Министерства образования и науки целых два стандарта (начальной и основной школы), и на подходе третий – по старшей школе. И казалось бы, именно в этих документах должно быть ясно и непротиворечиво сказано – что считать результатом (на основе требований), как этот результат оценивать. И как на основе достижений учащихся оценить результативность учителя.

Более того, на основе ФГОС должно быть однозначно сформулировано, какой должна быть и итоговая, и промежуточные аттестации учащихся. Но вот только что прошло заседание Президентской комиссии по одаренным детям и ЕГЭ – и снова не ясно, как будет выглядеть итоговая аттестация школьников в 2012 году.

Впрочем, эта тема не проработана не только у нас.

14 июля министр образования США Арне Дункан снял трубку телефона и позвонил директору средней школы Кэрол Баррис.

Ассоциация школьных администраторов в штате Нью-Йорк в 2010 году присвоила Кэрол Баррис звание Выдающегося педагога. Во время телефонного разговора министр попросил директора направить ему письмо с описанием основных принципов аттестации преподавателей, а также подробные предложения по способам осуществления этих принципов. Звонок Дункана стал ответом на открытое письмо Баррис в блоге Washington Post под названием «Бланк для ответов». В своем письме Баррис высказала мнение о том, что политика по введению штрафных санкций при оценке деятельности только наносит вред таким школам, как ее. (
http://www.schoolleadership20.com/forum/topics/secretary-duncan-seeks-and-get)

В этом номере мы подробно рассказываем эту интересную историю, которая свидетельствует, что задача оценки результатов работы учителя до конца не решена не только у нас, это реальная международная проблема, от поиска путей решения которой зависит не только зарплата учителей, но в конечном итоге уровень образования в мире.

Сегодня у московских учителей, директоров и ученых есть шанс прорваться и стать лидерами в этом направлении: предложить эффективную и справедливую систему оценки труда учителя.

А есть другая возможность: выйти на улицу с плакатами «Верните гарантированные надбавки и избавьте нас от риска свободы!»
Ясность наступит в октябре.

Александр Адамский

  • 1

Газета - супер!

[16:37:05] Маргарита: Все таки здорово, что выходит электронная газета. Правда урывками, но читаю ее от корки до корки и не могу оторваться:) давно надо бы было сделать ее в таком виде!
А по поводу статьи.... Директор школы невероятный умница! Где бы таких взять побольше?! К сожалению, многие пока еще выкручивают руки и наблюдают "рухнет" или "не рухнет", а я на всякий случай проходил мимо... Когда-то по-моему в году 2007 в "Управлении школой" один из наших муниципальных руководителей сказал практически аналогично: "волнуется только партия дивана"...

Re: Газета - супер!

Маргарита, теперь в этом блоге можно подписаться на газету, чтобы статьи приходили по электронной почте. Думаю, удобно, чтоб ничего не пропустить. я подписалась...

Re: Газета - супер!

А нигде не взять. Нет системных признаков. И НСОТ, и НПФ - бессмысленные болты, которые сами по себе ничего не скрепляют. И такие чудесные директора - самое обидное - тоже. Их единицы. Уходят они - и все заканчивается. Прецеденты - это не система. А в базе - все по-прежнему. Удалось где-то чудом собраться команде - есть результат. Рушится команда - результат даже в осадке не остается. Такая постмодернистская "логика". Да, звучал позыв - учить директоров школ. Ну и куда он делся? В ФЦПРО? И стажерские площадки? Программные документы - мертворожденные. Вот и уповаем на чудо. Сегодня разинув рот 10 минут стояла на островке между дорогами - наблюдала радугу. Чудо, которое открывает природа. А где же чудо, которое даст культура? Этика отношений в образовании. Чтобы по-честному. И без иллюзий...

Ну не может быть все так безысходно. Ведь если не мертво, можно же, наверное, найти способ выбраться из топи?

  • 1