?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как и за что платить учителю
eurekanext

Дополнительное финансирование школ сопровождается повсеместным переходом на новые системы оплаты труда (НСОТ).
Их принципы отработаны пилотными регионами в рамках комплексных проектов модернизации образования в 2007–2009 годах. Наряду с устойчивым повышением оплаты труда учителей они запускают механизмы совершенствования качества школьного образования.
В регионах сложились три модели новых систем оплаты труда учителей. Эти модели построены на общих ключевых принципах, но имеют существенные различия.
Обсудить общие для трех моделей ключевые принципы, существенные различия между ними и сопоставить практику реализации этих моделей в школах – задача дискуссии, которая уже развернута на этом сайте.

Ключевые принципы новой системы оплаты труда, лежащие в основании всех трех моделей НСОТ:

– фонд оплаты труда (ФОТ) каждой школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Школа получает деньги по госзаданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству. Школа стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны. ФОТ = N х У, где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ, У – количество учащихся в общеобразовательном учреждении;
– школа самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Школа стремится сформировать оптимальное штатное расписание, не создавая лишние ставки, тем самым увеличивая оплату труда штатным сотрудникам;
– фонд оплаты труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда). Стимулирующую часть фонда оплаты труда распределяют с участием управляющих советов школ по утвержденным показателям качества труда работников школы (не за увеличение объемов выполняемой работы);
– в зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: подготовка к урокам, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;
– зарплата директора пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить достойную оплату труда каждому учителю (зарплата директора не больше чем в три раза превышает среднюю зарплату учителей школы).
 
Существенные различия трех моделей НСОТ
Три модели различаются только способом формирования постоянной части зарплаты учителя в школе.
Модель, основанная на «ученико-часе», позволяет при расчете постоянной части зарплаты учителей учесть и различие в количестве учебных часов, которые ведут учителя, и количество учеников, с которыми работают учителя. Каждая школа в объеме фонда оплаты труда самостоятельно рассчитывает величину ученико-часа (стоимость работы учителя с одним учеником в течение одного академического часа). Для каждого учителя определяется количество ученико-часов нагрузки. Таким образом в постоянной части зарплаты труда учителя учитывается интенсивность его труда.
Модель, основанная на базовом окладе и повышающих коэффициентах, позволяет при расчете постоянной части зарплаты работников школы опираться на утвержденные на региональном уровне базовые оклады (у работников, занимающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый). В зависимости от особенностей нагрузки учителя (количество учебных часов, объем осуществляемых неурочных видов деятельности и др.) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты. Разное количество учащихся у разных учителей при реализации этой модели НСОТ тоже может учитываться при начислении зарплаты через специальный коэффициент.
Модель, основанная на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю, отличается от двух предыдущих тем, что все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Внутри этих 36 часов могут быть и учебные часы, и неучебные часы (например, часы на проверку тетрадей или на проведение родительских собраний и др.). Доля учебных и неучебных часов конкретного учителя определяется трудовым договором между учителем и работодателем. Стоимость учебного и неучебного часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.
Более подробно с тремя моделями новой системы оплаты труда в школах России можно ознакомиться ниже.
Модель, основанная на расчетной единице под названием «базовый оклад». Устанавливается минимальный «базовый оклад» за 18 уроков в неделю, а все особенности труда конкретного учителя – большая нагрузка, большее число учеников, дополнительные трудозатраты, квалификация и др. – учитываются с помощью повышающих коэффициентов к нему.



Зп = Об + Об * K1 + Oб* K2 + Oб* K3+ Oб* K4 + Об* К5, где О б- оклад , К1, К2, К3…..К5 – коэффициенты за квалификацию, стаж и др.
Расчет величины окладов работников учреждения осуществляется в пределах средств ФОТ с учетом профессиональныхквалификационных групп должностей работников образования и уровней внутри профессиональных квалификационных групп.
Пример формирования зарплаты учителя в рамках подхода на основе «базового оклада».



Регионы, в которых основа модели НСОТ – профессиональные квалификационные группы (42 региона)
Мурманская область                                 Республика Карелия
Ленинградская область                             Республика Татарстан
Кемеровская область                                Омская область
Чукотский автономный округ                     Вологодская область
Сахалинская область                                Рязанская область
Красноярский край                                   Курская область
Камчатский край                                       Ярославская область
Забайкальский край                                  Волгоградская область
Чувашская Республика                             Республика Калмыкия
Магаданская область                                Липецкая область
Республика Коми                                      Ставропольский край
Ростовская область                                   Республика Ингушетия
Республика Башкортостан                         Владимирская область
Удмуртская Республика                             Кировская область
Приморский край                                       Иркутская область
Костромская область                                 Тверская область
Тамбовская область                                   Республика Дагестан
Карачаево-Черкесская Республика            Республика Хакасия
Хабаровский край                                      Томская область
Нижегородская область                             Пензенская область
Челябинская область                                 Архангельская область
 
Согласно второму подходу «всё включено», каждому учителю устанавливается свой должностной оклад, включающий оплату за все виды учебной и внеучебной работы с учетом особенностей его труда.



Пример формирования зарплаты учителя в рамках подхода «Всё включено»



Регионы, в которых основа модели НСОТ – базовый оклад (19 регионов)
Республика Тыва                                                                Республика Марий Эл
Новгородская область                                                        Оренбургская область
Ненецкий автономный округ                                                Ульяновская область
Санкт-Петербург                                                                 Тульская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра                      Ямало-Ненецкий автономный округ
Орловская область                                                             Смоленская область
Республика Мордовия                                                         Псковская область
Новосибирская область                                                       Чеченская Республика
Московская область                                                            Астраханская область
Курганская область    
 
В третьем подходе в основе формирования оклада учителя лежит расчетная единица «ученико-час». Она рассчитывается в школе, исходя из объема поступивших по нормативу средств, и позволяет наиболее прозрачно и справедливо распределить фонд оплаты труда между учителями



Оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, рассчитывается по формуле:
O = Стп х У х Чаз х К х А + Днз, где:
О – оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
Стп – расчетная стоимость ученико-часа (руб./ученико-час);
У – количество обучающихся по предмету в каждом классе;
Ч (аудиторная занятость) – количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе;
К – повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения;
А – повышающий коэффициент за квалификационную категорию педагога;
Д (неаудиторная занятость) – доплата за неаудиторную занятость (заведование кабинетом, внеурочная работа, методическая работа, проверка тетрадей).
Пример формирования зарплаты учителя в рамках подхода на основе «ученико-час»



Регионы, в которых основа модели НСОТ – ученико-час (22 региона)
Республика Саха (Якутия)                                                      Краснодарский край
Москва                                                                                  Алтайский край
Республика Северная Осетия–Алания                                    Ивановская область
Белгородская область                                                            Республика Бурятия
Саратовская область                                                              Амурская область
Республика Адыгея                                                                Воронежская область
Республика Алтай                                                                  Пермский край
Калининградская область                                                       Еврейская автономная область
Тюменская область                                                                Самарская область
Свердловская область                                                           Брянская область
Кабардино-Балкарская Республика                                        Калужская область
Роман Селюков

  • 1

дискуссия тут:

http://club.mon.gov.ru/teachers

"Обсудить общие принципы, существенные различия, сопоставить практику реализации в школах .
Рассказать об особенностях системы оплаты труда у Вас в школе, её плюсах и минусах".

Edited at 2012-01-31 05:27 am (UTC)

  • 1