?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Дневник с доставкой на дом
eurekanext

В прошлом учебному году появилась федеральная программа «Электронная школа», и по всей России стали появляться электронные дневники и журналы.
В Ярославском центре развития образования сделали компьютерные программы для электронного журнала и электронного дневника. Это была исключительно ярославская разработка, и программисты не опирались на опыт других регионов или стран и сами придумывали решение этой программы.
 С 2010 года начался эксперимент. Вначале это было пять школ: 80-я, 86-я, 76-я, 26-я и 89-я. К 1 сентября 2011 года на компьютерную форму журналов должны перейти 30% школ. В этом учебном году к первой пятерке школ добавились еще 38 из 107 образовательных учреждений, а к 1 января 2012 года все школы города должны начать работу в электронном виде. Мы побывали в одной из школ, первой начавшей работу с электронными журналами и дневниками, в средней школе № 76. Все очень просто. Учителя заполняют не только бумажный журнал, где пишутся отметки учеников и тема урока или контрольной работы, но и его электронный двойник. В конце рабочего дня вся база отметок уходит в интернет, становясь доступной родителям. Те заходят на сайт gid76.ru, вводят свой логин и пароль и могут просматривать электронный дневник своего ребенка. Он из себя представляет выписку из электронного журнала. В журнале собраны оценки всех учеников школы по всем предметам, а в дневнике – только одного конкретного школьника. В дневнике можно увидеть, какие у него оценки, какие он уроки пропустил, какие домашние задания ему задали, объявление о собраниях, расписание уроков, замечание учителя. Да в принципе, все то же самое, что в обычном дневнике было. Теоретически в нем можно размещать видеоматериалы, звуковые материалы для урока, иллюстрации и т.д. Ученики даже могут посылать домашние задания через электронный дневник.
– Мне такой контроль особо не нужен, я своей дочке доверяю. Но ведь дети бывают разные. За кем-то обязательно глаз да глаз нужен. Мне же лично очень понравилось то, что там есть функция для написания письма учителю. Обратная связь с учителем становится очень оперативной. Я увидела сегодня оценку и в этот же день могу написать и спросить, где у ребенка недоработка и что мне усилить надо, – говорит мама десятиклассницы Светлана Тихонова.
Несколько лет назад появились фирмы, которые делали рассылку смс для родителей с оценками учеников на сотовый телефон. Такая услуга стоила денег, но она пользовалась популярностью. А сейчас зайти на сайт и посмотреть оценки своего ребенка можно бесплатно. Да и удобнее это, чем на экране сотового читать. Все-таки смотреть за успеваемостью ребенка через дневник трудно. Электронный дневник открывает более широкие возможности. Учитель может забыть поставить оценку в дневник или ученик может «забыть» дневник дома. Редкий школьник в своей жизни хотя бы раз не уничтожал дневник, не подделывал подписи родителей или учителей. Теперь с этим покончено. Для пап-мам появляется возможность принять меры по горячим следам. При бумажном варианте, например, получил ребенок «двойку». Допустим, что мама ее заметила в тот же день. Но редкий родитель выберет время и станет на следующий же день звонить учителю и спрашивать, в чем дело. Не всегда у родителей есть на это время, да и учитель редко бывает свободным. А через электронный дневник можно сделать это мгновенно. Даже если учителя нет у компьютера в данный момент, то он ответит, как только доберется, а это достаточно быстро. А какие выгоды для ученика?
– Мне в электронном дневнике удобно то, что я могу следить за изменениями расписания. У нас же меняются пары, а я, например, когда говорили об этом, в школе не была. А тут зашла и все посмотрела. Задание, например, иногда забываю записать… ну или задали нам контрольную работу, учитель ее проверил, и я могу оценки сразу узнать, а не ждать, когда у нас будет урок по этому предмету. Конечно, и родители тоже все мои оценки видят, но что делать, это для них удобно, – говорит десятиклассница Алена Кондратьева, едва заметно вздыхая на последней фразе.

Сеть есть, «рыбаков» и «лодок» не хватает
Эксперимент начался в прошлом году, когда пяти наиболее продвинутым в компьютерном плане школам предложили поучаствовать в программе «Электронная школа». Школе выделили деньги, чтоб она купила более мощный сервер и провела локальную сеть по всей школе. Каждый кабинет получил выход во внутришкольную сеть и в интернет. Но… Выход был, а компьютеров, чтобы воспользоваться им, не хватало. На службе разумному, доброму, вечному в 76-й школе стоит 17 компьютеров. Но 11 из них в классе информатики, еще четыре у директора и завучей. И только два стоят у учителей на столе. В идеале как должно быть – на столе учителя стоит компьютер. Учитель на уроке вызвал ученика, тот ответил, и тут же ему поставили оценку в электронный журнал. Через локальную сеть эта оценка передается в интернет, на страничку, где размещен электронный дневник ученика. Но нехватка рабочих станций приводит к тому, что учитель должен после уроков идти в компьютерный класс и тратить время на заполнение электронных журналов. Вот так целенаправленно выделять по 30 минут в день для учителя достаточно трудно. Конечно, есть учителя, которые слабо разбираются в компьютере, и им трудно заполнять электронный журнал. Они оттягивают процесс заполнения. Оперативность родительского реагирования от этого теряется. В школе даже попросили у разработчиков программы сделать опцию, которая позволяла системному администратору школьной локальной сети видеть фамилии всех учителей и дату заполнения журналов. Учителя, зная, что за временем заполнения журналов следит руководство школы и родители, становятся более ответственными.
– Конечно, стало немного труднее. Ты заполняешь бумажный журнал, а потом надо еще идти и переносить оценки в компьютерный журнал, – говорит учитель информатики Дарья Нечаева.
– Проблему своевременного заполнения электронного журнала частично можно попробовать решить путем материального стимулирования педагогов. Например, делать надбавку за заполнение электронного журнала. Но на это нужны деньги. Их у школы пока недостаточно. Да и не всегда деньги являются основным стимулом в работе. Вполне возможно, что когда компьютеры появятся в каждом кабинете, то учителя быстрее освоят программы, – говорит директор 76-й школы Сергей Герасимов. В этом году 76-я школа собирается за счет собственных резервов подключить еще пять кабинетов к сети, а в будущем году хочет полностью компьютеризироваться. Кстати, продвинутая в компьютерном отношении школа столкнулась с проблемой роста. Сеть, мощный сервер, компьютеры (кстати, упомянем, что в СШ № 76 каждый ученик начальных классов имеет школьный нетбук, и их в заведении больше 200) требуют ухода, ремонта, переустановки программ и т.д. А штатной единицы системного администратора в школе нет. Выкручиваются когда своими силами, а иногда друзей и знакомых компьютерщиков приглашают, но все равно это недочет программы по электронизации школы, который надо устранять на уровне более высоком, чем образовательное учреждение.

Палка о двух концах
Мы говорили о той пользе, какую дает электронный дневник, а сейчас хочется раскрыть перспективы внедрения электронного журнала.
– Все, кто учился в школе, знают, что отметки бывают разные: за контрольные работы, за самостоятельные и домашние, оценки при опросе ученика. И есть такие, которые можно исправить в буквальном смысле слова. Если в традиционный журнал отметка выставлена, то ее уже не удалишь оттуда. А электронный журнал дает возможность ученику в течение 2–3 недель хорошим ответом заменить ее на лучшую. Поскольку некоторые оценки проставляются в электронный журнал, но пока не выставляются в обычный. Мне как классному руководитель очень удобно следить за пропусками занятий учеников своего класса на других предметах, обеспечена быстрая и оперативная связь с родителями, – рассказывает учитель математики и классный руководитель 10-го класса Наталия Корниенко. Но на самом деле возможности программы гораздо шире. Она позволяет отслеживать не только успеваемость учеников, но и… учителя. Самое простое – видно, насколько он оперативно проверяет работы и выставляет оценки, какая у него посещаемость на уроках. Или, к примеру, есть в программе электронного журнала функция – показать все «двойки» за какое-то конкретное число. Раньше для этих целей потребовалось бы собрать все журналы и перелистывать их долгое время. Сейчас достаточно секунды. Руководство школы, увидев обилие плохих оценок в успевающих ранее классах, может сделать выводы об объективности учителя. В программе есть и системные недостатки. Например, учитель-предметник может смотреть журнал только по своему предмету и в тех классах, где он преподает. Это сделано в целях защиты персональных данных. Но не перегибаем ли мы палку? Ведь учителю-предметнику может быть полезно знать, как учатся его ученики на других предметах. Можно бы автоматически выводить тревожный сигнал, если кто-то из учеников – отличников или хорошистов получает «двойку». Или наоборот, заметить повышение успеваемости заядлого троечника. Заметить и похвалить прогресс отстающего – очень важно. Можно отслеживать среднюю успеваемость каждого ученика, класса по четвертям или за весь учебный год. Пять школ работали с электронными журналами и дневниками год. Они стали базовыми площадками для обучения еще 38 школ. И уже можно подвести итоги и посмотреть, как изменились показатели этих школ за год модернизации. Пока это не делается, но почему бы и нет. Во Франции степень взаимодействия учителей и родителей такова, что папам и мамам посылается по электронной почте информация о пропусках ученика или его плохих оценках. И родители должны подтвердить, что они информацию видели. Без этого на следующий день ученика просто могут не допустить до занятий. У нас пока еще до такого не дошли, но эксперимент продолжается, и еще можно многое придумать или перенять, чтобы учиться, учиться и учиться настоящим образом было лучше.
Владимир Кобылинский