Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Верхи могут, низы хотят
eurekanext

Учителя давно ждали повышения зарплаты.

И вот свершилось. Из федерального бюджета в течение трех лет на нужды школ будет направлено 120 млрд рублей.
О тонкостях нового проекта региональной системы общего образования, правилах и рисках корреспонденту «Вестей образования» Олесе Салуновой рассказал Игорь Реморенко, статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Российской Федерации.

Предложение для всех
Итак, из федерального бюджета в форме субсидий бюджетам регионов РФ на софинансирование расходных обязательств будет выделено 120 млрд рублей (20 млрд рублей в 2011 г., 60 млрд - в 2012 г., 40 млрд рублей - в 2013 г.). 12 июля 2011 года первым 12 регионам уже направлены средства.

Инициатива принадлежит Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Путину. 4 апреля 2011 года на заседании Правительства по вопросам модернизации образования Владимир Путин заявил, что в рамках проекта уже с 1 сентября этого года заработная плата педагогов увеличится в среднем на 30%, а «…конечной целью является доведение средней зарплаты учителя до средней заработной платы по экономике в соответствующем регионе страны». Из этого следует, что повышение будет поэтапным.

Индикатор один – средняя заработная плата по экономике (это зарплата по всем отраслям экономике, включая малое предпринимательство). Мы впервые за 20 лет приближаемся к норме, которая фиксировала бы соотношение средней заработной платы учителя со средней заработной платой по стране. Важно удерживать это соотношение, а еще лучше закрепить его на законодательном уровне. Еще один важный момент. Увеличится зарплата не каждого учителя, а средняя зарплата учителей.

Существенное отличие инициативы от проектов, которые были ранее в области модернизации системы образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и в рамках инициативы «Наша новая школа», состоит в том, что не существует группы лидеров, которая бы в пилотном режиме отрабатывала новые инновационные финансово-экономические механизмы, а задействованы все регионы. Кроме того, предусмотрен механизм замещения, когда средства федеральной субсидии не идут прямым образом на заработную плату педагогам, а замещают расходы местных бюджетов, которые регионы тратят на улучшение условий обучения (современное учебное оборудование, медицинские кабинеты и столовые, спортивные залы, библиотеки, мультимедиа-центры и пр.). А вот как раз освободившиеся ресурсы и дополнительно вложенные средства регионы направляют на заработную плату. Этот механизм отработан с финансистами.

Недобросовестным регионам субсидию сократят
На сегодняшний день на федеральном уровне день имеется вся нормативно-правовая база, которая необходима для проекта.
Основной документ – это закон «О бюджете», в который внесены изменения о зарезервированных средствах.
Кроме того, это постановление Правительства РФ, которое утверждает порядок предоставления и методику расчета субсидий субъектам РФ из федерального бюджета. И это приказ Министерства образования и науки РФ с подробными разъяснениями для регионов.

В нормативной базе прописано, на что может быть потрачена федеральная субсидия: это и приобретение оборудования и транспортных средств для перевозки обучающихся; и пополнение фондов школьных библиотек, и развитие школьной инфраструктуры; и осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования (например, не обязательно ставить теплосчетчики, эффективнее поставить теплозащитный экран, увеличивая на 20% теплоотдачу); и проведение аттестации учителей, а также повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей для работы с ФГОС; и мероприятия по модернизации базовых общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, и развитие сети малокомплектных школ; и решение задач по привлечению молодых учителей в общеобразовательные учреждения.

В том случае, если регион не исполняет свои обязательства или выполняет их недобросовестно, размер субсидии может быть сокращен. Это вряд ли коснется учительских зарплат. Но за ошибки придется расплачиваться средствами из собственного бюджета и компенсировать свои недостатки.

Джентельменское соглашение
1 августа – это срок, до которого должны быть заключены соглашения с регионами. В соглашениях должны быть прописаны четкие критерии оценки эффективности программ по поддержке российских школ.
Кроме того, в соглашениях должен быть определен размер субсидии – в зависимости от количества школьников и уровня бюджетной обеспеченности региона. На сегодня уже абсолютное большинство регионов согласовало с Министерством образования и науки РФ комплексы мер по модернизации региональных систем образования, и десять регионов подписали соглашение. В числе самых первых стали Республика Коми, Калужская область, Чукотский автономный округ, Республика Ингушетия и Республика Дагестан.

Появление проекта – серьезная веха в образовании. Но теперь мы не ищем революционных путей, мы пытаемся использовать уже готовые наработки и вводить их во всех регионах. В качестве организационной модели для осуществления проекта будет использован опыт реализации комплексных проектов модернизации образования на основе  принципа «средства в обмен на обязательства».

Важно правильно, с участием широкой общественности и учителей понять, осознать и довести до ума все идеи и замыслы, которые в пилотной апробации в ходе последних лет уже проходили. Решающее значение будет играть мониторинг ситуации в каждом регионе. У нас есть способы, каким образом можно снимать реально ситуацию в каждой школе, не гоняя огромное количество отчетных бумаг: когда на уровне образовательных учреждений запрашиваются определенные данные, которые будут поступать на единый федеральный портал и там автоматически суммироваться и структурироваться. Эта система разгрузит школу и учителя. Достаточно всего лишь заполнить ряд показателей в интернете, остальное посчитает «машина». И пример такого эксперимента у нас уже есть, на сайте kpmo.ru можно отследить любую школу по тем показателям, которые вас интересуют.

Правило прозрачности
Естественно, серьезное значение играет новая система оплаты труда, поэтому необходимо провести работу внутри муниципалитетов и внутри школ, чтобы все понимали, как распределяется заработная плата. В тех регионах, которые в предыдущие годы апробировали нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты труда, возможно равномерное увеличение по уже освоенным правилам. Там, где этого не произошло и получается, что какие-то муниципалитеты и школы перефинансированы, а какие-то недофинансированы, надо обсуждать и создавать эти правила с нуля. Поэтому принципиально важны прозрачные правила, по которым средства распределяются в регионах. 

Следующие шаги
Всем должно быть понятно, по каким нормативам происходит распределение региональных субвенций, и как быть в тех условиях, когда нормативное финансирование не введено: как должен действовать регион, по каким формулам и решениям увеличивать надбавку каждому муниципалитету.
Вопрос, как именно и по какой схеме повышать зарплату учителям, каждый регион решит самостоятельно.

Будет увеличиваться стимулирующий фонд или базовый? Если будет наращиваться стимулирующий, то учителя ощутят повышение зарплаты как временную выплату, а если базовый, который в ряде регионов зависит, в том числе, от стажа работы, молодежи будет не интересно идти в школу. Оптимальное соотношение – 70 на 30, с перевесом в сторону базового фонда.

Для этого необходимо провести работу внутри муниципалитетов и внутри школ.
А к концу сентября надо понимать, какую систему оплаты труда установила школа и на сколько увеличилась зарплата каждого учителя.

Задача максимум на сегодня – создание в системе школьного образования привлекательных рабочих мест и обеспечение такой заработной платы учителям, которая стала бы сопоставима со средней заработной платой в экономике. Причем решить эту задачу необходимо в каждом регионе.

?

Log in

No account? Create an account