?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Привет из прошлого
eurekanext

Я подумала, что в преддверии 2012 года было интересно совместить приятное с полезным – вспомнить о педагогике 1912 года и порадовать детей или учеников занимательными фокусами, играми или опытами по физике и задачами на сообразительность, которыми развлекались в дни новогодних каникул мальчики и девочки, жившие 100 лет назад.
 
В недрах домашней семейной библиотеки многие годы лежал «Детский альманах» за 1912 год. Он был издан анонимной группой студентов-педагогов для того, чтобы содействовать просвещению малолетних граждан. Самое время – оцифровать и выложить хотя бы часть. Книжки должны жить. А живут они, пока их читают.
«Ввиду того что в последнее время на книжном рынке почти совершенно отсутствуют хорошие детские книги, наша группа решила издать «Детский альманах», нечто вроде детской энциклопедии, в которой маленькие граждане найдут все то, что так или иначе соприкасается со всеми сторонами детской жизни».
Кто-то улыбнется сейчас: сто лет прошло, царская Россия канула в Лету, Советский Союз развалился, а причитания те же. Нет хороших детских книг, хоть тресни.
Кто авторы? Это студенты с опытом практической педагогической работы: репетиторы, гувернеры, преподаватели сельских школ.
«Мы, студенты-издатели, воспользовались для своего капитального труда лучшими пособиями, касающимися всех сторон детской жизни, выбрали из них самый лучший материал, соответственно обработали его, опираясь на свой долголетний педагогический и воспитательный опыт так, чтобы ребенок мог легко найти все, что нужно для данного момента».
Способ тоже можно назвать старым, добрым и веками проверенным. Компиляторы берут на себя задачу выбрать и систематизировать так, чтобы получился интересный и удобоваримый продукт. Книжка состоит из пяти условных разделов.
Первая часть – литература (басни, Некрасов, проза Толстого), далее истории о знаменитых предках. Потом идет физическая культура (подвижные игры). Отдел научно-популярных развлечений: несложные физические и химические опыты, описания и устройства аквариумов и террариумов, которые позволят «ознакомить ребенка с проявлениями скрытых сил природы, возбудить интерес к естественным наукам и научить его вдумчиво и сознательно относиться ко всем явлениям из жизни природы». Далее идет отдел развлечений, развивающих сообразительность (языковые игры, математические задачи, шуточные вопросы, задачи на сообразительность). Наконец, идет отдел различных игр и забав, куда входит и театр теней, карточные и обычные фокусы, «магические» таблицы для угадывания даты рождения и даже азы хиромантии.
На мой взгляд, не весь контент в книжке удобоварим с точки зрения учебного года 2011–2012. В задачах на сообразительность звучит эхо русско-турецкой войны. В разделе наук – опыты с кислотами и взрывчатыми веществами. Всю книжку оцифровать было бы проблематично. Поэтому я отсканировала опыты по физике, поскольку они наиболее безобидные. Их можно полистать здесь: http://ru.calameo.com/read/00107178458891d32e09a
 
Это формат интерактивной публикации. Обратите внимание, размер pdf-файла 14 мегабайт, страницы отсканированы в высоком разрешении.
Мне понравились названия опытов. Они сразу привлекают внимание, заставляют биться сердце малолетнего хулигана. Только вслушайтесь: «Электрический танец каторжников», «Электрические бомбы». В начале XX века к электричеству относились примерно так же, как мы сейчас к нанотехнологиям. Если бы увидели детскую книгу «Изготовление нанотрубок в домашних условиях», вы бы ее купили? Или, например, «Как изготовить наноэкран, чтобы делать предметы невидимыми?» Пусть это будет пособие по изготовлению сложной системы зеркал, я бы купила пособие по занимательной (и современной!) физике первая. В целом эта книжка – предок плеяды советских изданий в духе «Занимательная физика», «Занимательная арифметика» и «Занимательная грамматика». Их было много таких...
 
Что касается химии, то авторы использовали для детского просвещения даже старинные ярмарочные фокусы с последующим разоблачением. Например, «Превращение молока в кровь».
«Совершенно хорошее молоко можно в виде фокуса превратить как бы в кровь, подсыпать в молоко на кончике ножа винно-каменной соли. Если это делается незаметно для других, то внезапное окрашивание молока вызывает изумление непосвященных в это зрителей». Из той же оперы: «Превращение зимней картины в летний вид» (для которого нужно растворить порошок шафрана в царской водке) и «Тайное письмо» (смесь йода со спиртом), изготовленное по методу английских дипломатов: «Известие о вспышке последнего восстания в Индии пришло из последней к английским властям в письме, написанном указанным способом». Зрелищные трюки, опасные тайны из экзотических стран – все это привлекательная упаковка для того, чтобы возбудить интерес ребенка к естественным наукам.
 
Математические задачи в «Детском альманахе» – это не просто «Дано: капуста, 3 кг, картошка 5 кг. Сколько всего овощей на весах»?» Это истории, мини-романы, полные драматических перипетий и характерных персонажей. Например...
 
«Один господин стал замечать, что слуга его, имевший маленькую слабость к хорошему вину, крадет у него бутылку за бутылкой дорого шампанского. Наскучив проверять каждый день свой запас, он для легкости счета решил заказать особый ящик с 9 отделениями и, расставив в нем 32 бутылки так, что в каждом ряду стояло по 9 бутылок, предупредил слугу, что считать ему теперь уже не составит труда, и всякая недостача будет обнаружена немедленно.

1 - 7 - 1
7 - - - 7
1 - 7 - 1


Но догадливый слуга только улыбнулся: наутро господин проверил ряды и нашел счет верным и был в восторге от своей выдумки. На вторую ночь повторилось то же. На третью то же. Господин каждое утро проверял счет и находил, что все в порядке. Наконец, на 4-й день к нему собрались гости и он приказал принести весь ящик. Каково же было его удивление, когда, посчитав по всем рядам и в каждом ряду найдя по 9 бутылок, он все-таки недосчитался 12 штук! А дело все оказалось очень просто: каждую ночь слуга таскал по 4 бутылки, а оставшиеся размещал по-своему. Как он расставлял бутылки?»
 
Ответ:
2-5-2
5---5
2-5-2
 
3-3-3
3---3
3-3-3
 
4-1-4
1---1
4-1-4

 
Мне кажется, что самый интересный раздел – это игры, которые давно уже позабыты и выброшены из детского фольклора, досуга и даже развлечений на днях рождения и прочих званых детских вечеринках. Например, «Составное письмо».
«Каждому из играющих дают клочок бумаги, на котором он, никому не показывая, пишет фразу, годную для письма. Затем эти бумажки передаются одному, который читает их таким образом, чтобы составилось нечто похожее на письмо. Читает он уже вслух».
Или «Игра с монетой». «Все играющие садятся в кружок и передают друг другу монету так, чтобы этого нельзя было заметить. Один из играющих, находясь в середине круга, старается отыскать монету. Чтобы его более запутать, играющие шевелят руками, говоря «Пошел рублик», и показывают вид, что они передают монету один другому. Тот, у кого будет найдена монета, платит фант и заступает на место ищущего».
«Сходство» – игра, развивающая воображение, быстрое мышление и устную речь. «Все играющие садятся в кружок, а один посередине. Этот последний задумывает что-нибудь, а затем опрашивает по очереди каждого, на что похоже задуманное им, не говоря о том, что он именно задумал. Получив от всех ответы, он высказывает то, что задумал, и просит каждого защищать высказанное им сходство. Так, например, 1-й игрок говорит, что задуманное похоже на луну. Второй говорит, что задуманное похоже на точку с запятой. Третий – на рассказ. Четвертый – на огурец.
Затем он сообщает, что задумал о таблице умножения, и спрашивает первого, какое сходство существует между таблицей умножения и луной?
Как таблица помогает вычислению, так и луна.
Второй отвечает: «Как над таблицей умножения многие останавливаются, так и над точкой с запятой».
Третий: «Как таблица имеет начало, так и рассказ не может быть без начала».
Почему таблица похожа на огурец?
Ответа нет – проигравший платит фант».
 
В разделе фокусов собраны довольно милые образчики развлечений детей и молодежи среднего класса, живших 100 лет назад. Например, фокус «Ясновидящий».
 
«Для этого нужно иметь тайного помощника. Просят у публики дать пять предметов. Например, часы, кольцо, браслет, брошь и цепочку. Предметы эти раскладывают в виде креста. Так что 3 предмета лежат рядом. И по одному снизу и сверху от среднего. Просят кого-нибудь дотронуться до одного из предметов пальцем, причем сам исполнитель поворачивается спиной или совсем уходит из комнаты. Вернувшись, он рассматривает предметы через старомодную лупу, которая, по его словам, обладает волшебной силой. Этим он отвлекает внимание присутствующих, и они не замечают, что тайный помощник из публики делает фокуснику соответствующие знаки. Такими знаками могут быть сигара в середине, в правом или левом углу рта, легкое поглаживание волос или подбородка могут быть знаками, что дотронулись до верхнего или нижнего предмета. Эти знаки можно разнообразнейшим способом видоизменять и при помощи их отгадывать, например, сколько очков в выброшенных костях, какую монету спрятала у себя публика и так далее».
 
Конечно, пара страниц – еще не вся книга, и эти цитаты не смогут передать очарование развлекательной детской книжки, предназначенной для того, чтобы скоротать долгие зимние вечера новогодних каникул. Но я надеюсь, что хотя бы на секунду вы смогли погрузиться в то время, когда семейный досуг еще не был вечерней едой перед включенным телевизором, а игры были не только интерактивными бродилками по сетке. Но что бы ни было написано на календаре, люди в целом меняются мало. И каждый год ждут надежды и чуда, исполнения желаний и осуществления надежд. Возможно, потому, что в каждом из нас живет ребенок, который верит, что хороших людей больше, чем плохих, а значит, радостные и счастливые чудеса неизбежны.
Анастасия Чеховская