Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Бойтесь революции – она пожирает детей. И не только своих
eurekanext

. Недовольство жизнью усилилось предсказуемым недоверием к результатам выборов и вылилось в предсказуемые массовые волнения.
Ничего удивительного, тем не менее считаю, что 10 декабря станет исторической датой – и по количеству граждан, вышедших протестовать на Болотную площадь против предрешенного подсчета голосов, и по тому, какие люди и с каким настроением пришли на этот митинг.
При этом, как стало потом ясно, никакого значения не имели речи ораторов, тем более что все в один голос заявили, что ничего слышно не было.
Люди стояли и ходили по набережной, по мосту и по самой Болотной с праздничным настроением, с ощущением единения и гражданской общности – как в День рождения.
Я думаю, что это прекрасный материал для урока истории, причем все равно, в каком классе – например, на тему «Демократия и гражданская активность».
Недавно Игорь Реморенко, заместитель министра и активный сетевик (его твиттер и записи в фейсбуке вызывают бурную дискуссию большого числа пользователей – фоловеров, как принято говорить), обратил внимание на несовпадение реальных тревог и забот граждан и тематики формальных разработок (концепций, программ) в области образовательной политики.
Это, мне кажется, очень серьезное наблюдение: люди озабочены и встревожены одним, а авторы концепций, стратегий и программ – другим. Причем упрекнуть авторов концепций трудно, никто же не скажет, что «мобильность граждан» или «доступность качественного образования» не важна и не нужна. Никто не скажет, что не нужна культурная или национальная идентичность. Никто не станет возражать против самоопределения или инициативности выпускников.
Никто. Но никто из непосвященных в специальный язык образовательной политики ТАК свои проблемы в образовании и не называет.
А вот насилие в школе – всех тревожит.
А вот безопасность ребенка – всем важна.
Поборы с родителей – просто достали всех.
Причем у родителей такое ощущение, что чем больше государство дает школе денег, тем выше ставки сборов средств на разные нужды.
И вот когда возникает вдруг, неожиданно, как снег на голову, внезапная детская проблема на уровне огромного города или даже страны – оказывается, у нас нет наработок, «тревожных сценариев», как в такой ситуации поступать.
Вот митинги.
Я лично убежден, что детей на митинг пускать нельзя. Только если родители сами так решат – их ответственность, и то я бы даже на рекламных щитах в городе написал: «Родители, не берите с собой детей на митинги. Это опасно для их здоровья».
И мы эту дискуссию уже вели – в 1991 году, когда одни педагоги считали, что надо брать с собой учеников на баррикады у Белого дома, другие старались уберечь своих воспитанников от опасности.
И эта дилемма никогда не решится раз и навсегда.
Но! Если не брать во внимание глупые задания, которые по недосмотру попали в число заданий в субботу 10 декабря, прав или неправ был директор Департамента образования Москвы Исаак Калина, назначив контрольные работы олимпиады на этот день?
В целом – да, считаю, что абсолютно прав. Он же понимал, как его будут склонять приверженцы детской свободы выбора и сторонники точки зрения, что ребенок имеет право быть там, где творится история.
Но он понимал и другое – если, не дай Бог, пострадает хоть один ребенок, то вся миссия этого гражданского единения испарится вместе с этой трагедией.
Времени на принятие решения у него было катастрофически мало, поэтому альтернативы жесткому указанию в общем-то и не было.
А вероятность того, что случайно или преднамеренно, по недосмотру или в результате провокации, из-за чрезмерного применения силы или из-за неразберихи повторится Ходынка или другое драматическое событие – такая вероятность была очень велика.
Была ли возможность уберечь детей по-другому, не назначая контрольное мероприятие?
Вот здесь я бы хотел вернуться к замечанию Игоря Реморенко.
А нет у нас разработок механизмов образовательной политики, касающихся острых и необходимых мер для обеспечения детской безопасности.
Мы так забили себе голову несущественными, отвлекающими от сущностного сюжетами, что нет даже заказа на необходимые разработки.
У нас нет четкого регулирования, регламента, правил, охраняющих школу от политики. А если школу используют как политический инструмент (причем и власть, и оппозиция, и еще неизвестно, кто больше!), то как объяснить детям, что политика их не касается?
Как должен выглядеть сигнал по системе образования о том, что детей нельзя пускать на митинг, как нельзя их пускать на стройплощадку, в карьеры, на транспорт и т.д. без присмотра родителей?
Какие есть варианты?
Закон не регулирует такие ситуации.
Никак не вмешиваться – невозможно ни морально, ни профессионально.
И что меня, честно говоря, удивило, что кроме уполномоченного по правам ребенка, Евгения Бунимовича (который больше чиновник, чем общественник), ни одна общественно-профессиональная организация не только не выступила сама с призывом к родителям уберечь детей от опасностей, связанных с таким мероприятием, но и не поддержала решение Исаака Калины!
Родительские объединения, разнообразные профсоюзы, политические организации, в конце концов! Забыли о детях, что ли?
Или одни считают митинги школой революции, а другие – что безопасность детей – ответственность организаторов?
Многие само решение И.Калины оправдывают, а вот способ – не поддерживают.
Но система настолько зарегулирована, школы настолько несамостоятельны, управление настолько централизовано, что ДРУГОГО способа уберечь детей у директора департамента просто не было. Я это понимаю, поэтому считаю, что все было сделано правильно. Почему так популярен призыв «снять с должности министра Фурсенко»? Потому что за все, что происходит в каждой школе, в общественном сознании виноватым считают министра Фурсенко. Не себя, не главу муниципалитета, не губернатора или директора школы – а сразу министра. Вертикаль не в регламентах, вертикаль в головах. Отсюда и способы действий в критических ситуациях. 
Я думаю, что надо сейчас договориться, как, например, организаторы массовых действий (протеста или поддержки власти) договариваются о месте и времени проведения митингов и других политических мероприятий. Договориться не о жестких условиях, а о позиции, которую все сообщают своим сторонникам: «Митинг – не место для детей».
Еще и потому, что революция – плохой воспитатель. Все начинается с благих намерений, а потом на смену чистым и вдохновенным лицам Болотной площади образца 10 декабря приходят вполне конкретные и циничные политические мародеры, для которых революционная целесообразность – хорошее прикрытие для насилия и грабежа.
Бойтесь революции – она пожирает детей, и не только своих.
Александр Адамский

  • 1

и еще - другое

http://asya-katina.livejournal.com/168549.html
"это низко и подло - так манипулировать учителями, детьми, родителями"7
Прочитав Вашу статью, смотрю на подобные высказывания не столь однозначно...

Приказ подписан "в связи с участившимися случаями обращения граждан в департамент образования Москвы и другие органы о невыполнении образовательными учреждениями учебных планов в связи с привлечением обучающихся к участию в различных мероприятиях, проводимых в учебное время (концерты, выставки, форумы, акции, соревнования и т.д.)".

Я с одной стороны я понимаю опасения И.И., но не принимаю такой способ.Ведь нельзя же школу превращать в тюрьму. Почему "концерты, выставки, форумы, акции, соревнования" - это не учебный процесс, а сидение в закрытом кабинете - учебный? А.И. прав, что нужно искать цивилизованные способы объяснения детям, что митинги могут быть опасны.

не просто...

Уважаемая Светлана Алексеевна, добрый день!
Очень точно Вы подметили про "концерты, выставки, форумы, акции, соревнования"...
Но вот какое решение на месте ИИК Вы посчитали бы правильным?

Мне по крайней мере кажется очевидным, что нужно было бы: 1) указать про политические мероприятия и связанные с ними массовые действия, сослаться на Закон "Об образовании"; 2) на спонтанные незапланированые акции и мероприятия,на которые приглашаются обучающиеся, в том числе по поручению вышестоящих органов.

Как же стремительно всё изменилось

Мне кажется, что ИИ просто поступил по меркам вчерашнего дня. Как та одиозная фраза в контрольной про "неизбежность победы..." - она же была вставлена в олимпиадные задания в предыдущую эпоху. В эпоху, замечательно описанную тезисом "Дедушка лучше знает, хочешь ты пИсать, или не хочешь!"

В ту эпоху, которая на наших глазах закончилась (заканчивается) в несколько предыдущих недель.
Ведь раньше такое проходило. И считалось пусть противной, но нормой.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account