?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Оазис инфантилизма
eurekanext

. Выборы у многих ассоциируются со школой, т.к. многие избирательные участки размещены в школах. В результате до и после выборов страдает образовательный процесс: подготовка к выборам приводит к вытеснению учеников и учителей накануне вечером, санобработка после выборов исключает из учебного процесса понедельник.
 
Однако на этот раз в обсуждениях прошедших выборов система образования заняла совсем некрасивое место. Наиболее бурно обсуждение проходило в социальных сетях Интернет, т.к. официальные СМИ обходили протестные события молчанием вплоть до невиданного митинга на Болотной площади 10 декабря.
 
Образовательные учреждения оказались втянуты в скандалы с предвыборной агитацией, хотя по закону политическая деятельность не должна их затрагивать.
 
В ряде избирательных комиссий в нечистоплотной позиции фальсификаторов упоминаются учителя и директора школ. Совершенно очевидно, что не они сами выбрали себе такие роли, но вопросы «о добром и вечном» в их исполнении встают в полный рост. В то же время, сотрудники школ далеко не всегда принимают участие в работе комиссии – школа просто предоставляет помещение для избирательной комиссии.
 
Появились свидетельства, что в деятельности «каруселей» принимали участие студенты. В совокупности с известными скандалами о сдаче студентами ЕГЭ вместо школьников, это не воспринимается как нечто неординарное, но вызывает сомнения в ценностных установках «образовательной среды».
 
Еще большее сомнение вызывает политическая убежденность участников молодежных движений в поддержку «Единой России». Опубликованные в сети ролики с ответами на простые вопросы привезенных в Москву представителей вызвали ощущение банальной ориентации на внешние блага. Как минимум, благом для ребят из провинции мог быть шанс бесплатно попасть в Москву. А к жизни в спартанских условиях нашим людям не привыкать.
 
Заметное место в послевыборные дни заняли сообщения о принудительном или обманном привлечении к митингам на стороне «Единой России» школьников и студентов.
 
Наиболее яркие отклики в социальных сетях получили ролики, записанные самими участниками на этих мероприятиях и опубликованные на youtube. Они рассказывают, что не разделяют восторгов по поводу результатов выборов и что сами голосовали за другие партии. Проходила информация, что студентов везли на митинг, посвященный битве под Москвой, а они оказывались на митинге в поддержку ЕР.
 
Очевидное нарушение законов об образовании и прав учащихся стали еще одним «черным шаром» в адрес правящей партии. Однако руководители упомянутых образовательных учреждений опровергли опубликованные сведения о снятии учащихся с занятий и о принудительной доставке их на митинги. Тем не менее, любой работник школы понимает, что без внешних инструкций директор школы учеников на такие мероприятия не повезет.
 
8 декабря Департамент образования города Москвы издал распоряжение о строгом соблюдении условий ведения учебного процесса и законодательства об образовании, категорически открестился от вопросов и, тем более, обвинений в привлечении учащихся на митинги (pdf). А позже стало известно, что директор упомянутой в прессе школы уволился. Игорь Реморенко в twitter-переписке порекомендовал руководителям образовательных учреждений в случае передачи любых указаний по телефону требовать письменных распоряжений: «Жалобы оформляйте письменно. Контакты министерства: mon.gov.ru/obr/kont/». 
В социальных сетях появилась информация об угрозах студентам, которые примут участие в митингах протеста, и лицам призывного возраста, которые окажутся задержанными во время митингов. Пока они, к счастью, не подтвердились, но обстановку ожидания незаконных преследований нагнетают.
 
Неоднозначную дискуссию породило распоряжение Департамента образования города Москвы о проведении в субботу, в день митинга, обязательных мероприятий для старшеклассников и колледжей.
 
Понятно желание оградить молодых и непредсказуемых юношей и девушек от рискованных массовых митингов. Однако традиционная командно-распорядительная форма без очевидных ссылок на истинные причины вызвала крайне негативную реакцию. Это является очевидным продолжением традиционной субъект-объектной формы общения учителя с учеником, которая давно и очевидно себя исчерпала.
 
Не знаю, как молодым, но для заставших советское время ничего нового в этом нет. Все до боли знакомо. И эта знакомая боль не в пользу властной «вертикали»: ни всей управленческой в целом, ни образовательной составляющей, в частности. Всем все понятно. Именно поэтому я считаю, что пока образовательное учреждение не станет самодостаточным и неприкасаемым, все так и останется. Когда в школе будут работать самостоятельные, уверенные в себе свободные люди, тогда их статус и влияние на общество будут заметно более значимы. Сегодня школа находится в жесткой зависимости от правил игры, задаваемых извне. Прежде всего, от ресурсов. Даже переход на автономные формы не обеспечивает школе полной независимости.
 
Да, много в школе людей инфантильных, которые не способны к самостоятельности. Но пока эти качества не потребуются, школа так и будет оставаться оазисом инфантилизма. Те школы, где директор занимает активную самостоятельную позицию, такие события не происходят. Впрочем, инфантилизм – это хроническая болезнь советского прошлого. Многие чиновники именно из-за этой болезни позволяют себе так грубо «рулить», опираясь на распространненность ее и у подчиненных.
 
Михаил Кушнир,
педагог, г. Москва

  • 1

Манифест учителя

Борис Старостин, учитель биологии, г. Екатеринбург:
В нашей стране мы обязаны вырастить поколение победителей. Если мы не сделаем этого, наше существование не будет оправдано, а учительство можно считать пустым множеством.

Сегодня молодежь живет среди обломков утраченной идеологии, веры в стабильность и могущество своей страны. Выборы, которые провели в том числе и мы, учителя, обострили ситуацию. Всплыли факты использования административного ресурса в агитационных кампаниях (который используется всегда и всеми), СМИ пошли в атаку на власть, люди вышли на улицы (пусть и не большинство). Сейчас нам нужно понять, что в ценностном вакууме у детей формируются идеалы, навязанные внешними для России силами (хотя подрастающее поколение нуждается в обратном).
У каждой нации есть свой «рыцарский» период в истории, есть свои легенды, в которых появляются национальные герои. Много таких знают ваши ученики? Они гораздо больше осведомлены о коррупции, «фальсификациях» на выборах и копят негатив на свою страну.
Учителям нужно понять, что для каждого молодого человека такие понятия, как Родина, родной язык, дом не должны оставаться пустым звуком. Пропагандируемый индивидуализм привел мировую экономику к кризису, а восточный коллективизм процветает. Нам критически необходимо найти такую форму активности молодежи, которая даст новый толчок в будущее России, позволит вырваться из сырьевой зависимости, научит будущих граждан побеждать. Побеждать себя, побеждать сложности – побеждать в жизни.
Среди событий, обильно сопровождающих прошедшие выборы, одним из самых неожиданных стала агитация в школах, привлечение учащихся к митингам в поддержку тех или иных политических сил. Здесь, наравне с нарушением законодательства, мы видим также откровенную диверсию в отношении России – формирование правового нигилизма, неприятие власти, смена ориентиров доверия у подрастающего поколения.
Реальная беда, охватившая подростков – культ паразитического существования и «прожигания жизни» – продиктованы современными брендовыми личностями, чаще всего представителями шоу-бизнеса и масс-медиа. После выборов мы наблюдаем обострение болезни: молодежь начала слушать, читать, воспринимать мнение далеко не идеальных и совсем не патриотично настроенных представителей «элиты», к чему это приведет – пока загадка. Если образование, государство, общество в ближайшие годы не смогут создать положительные примеры для молодежи, скорее всего, страна окончательно съедет в кювет с пути развития.
Уважаемые коллеги! Каждый из нас живет в условиях демократического государства, каждый вправе отстаивать свое мнение; век политических гонений давно закончился. Мы призваны сформировать такую систему ценностей, нравственную идеологию, при которой станут невозможными разговоры о нечестных выборах, о чиновниках-взяточниках и авторитарной власти, а Россия сможет выйти на новый виток экономического и духовного роста.
В каждом вашем ученике – наше общее будущее, в каждом из нас и в каждом из них – победитель!

  • 1