Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Время новых стратегических инициатив
eurekanext

. Мои коллеги из министерства, координирующие перспективные межотраслевые разработки, все время подбрасывают для прочтения разные стратегические тексты. Просят посмотреть, сделать пометки, замечания, правки. Я даже папку в компьютере завел – «Стратегии всякие разные». Сюда складываю «Основные направления деятельности правительства», «Концепцию долгосрочного развития», «Стратегию инновационного развития», «Стратегию социально-экономического развития», «Госпрограммы» и пр. – все документы преимущественно до 2020 года.

Раньше, когда работал директором Департамента стратегического развития, как-то не замечал специфического языка стратегических разработок. Сам, видимо, варился в этом экспертном бульоне, понимал и разговаривал на языке показателей, трендов, прогнозов. Но сейчас вдруг остро ощутил, что многие из предлагаемых стратегических идей не то чтобы как-то сложно и непонятно сформулированы, а скорее вызывают дежавю, чем ощущение взвешенного решения в отношении острой проблемы. Я попытался через социальные сети провести опрос относительно формирования нового пула идей, достойных отражения в стратегических документах самого высокого уровня. Звучали вполне разумные предложения: персонифицированное финансирование системы повышения квалификации учителей; реструктуризация сети учреждений педагогического образования; введение института соучредительства; создание фонда поддержки образовательных инноваций; стимулирование притока молодых учителей в школы и де-стимулирование стажистов; подготовка специалистов для разработки качественных контрольно-измерительных материалов оценочных процедур и многое другое.
Между тем все звучавшие предложения также хорошо известны на прошлых этапах модернизации образования. И не реализованы они не только потому, что не хватило воли или проектного менеджерского потенциала, но и потому, что время не пришло, идеи не овладели массами. Естественно, и дальше следует наращивать потенциал проектной деятельности, стремиться подбирать на работу волевых управленцев и администраторов. Но представляется, что во всех звучавших идеях нет того, что реально волнует общество, вызывает в нем если не волнение, то хотя бы живой отклик. Я не хочу сказать, что «работа с массами» в ее чистом виде должна стать новой вехой образовательных реформ. Дело не в этом. Дело в том, что сейчас как никогда отчетливо начинает звучать общественная боль по отношению к происходящему в системе образования. Вспомните, ведь никогда так остро, как сейчас, не звучали поднятые общественным дискурсом темы:
  1. Насилие в школе, агрессия учеников в отношении учителей.
  2. Обеспокоенность потерей творчества в обучении (иногда ошибочно связываемая со стандартизированными формами оценивания результатов).
  3. Распространение различных форм зависимости, начиная от интернета и заканчивая наркотиками.
  4. Рост расходов семей на образование (даже несмотря на сохранение всех государственных гарантий на образование).
  5. Увеличение бумажной волокиты, усиление бюрократии и лишней отчетности.
  6. Проникновение политики в школьную жизнь.
За этой и другой болью – подчас тотальное непонимание дискутирующих сторон, агрессия и взаимные упреки. Причем все, что звучит – это даже еще не проблематика, ее-то как раз не хватает. Это тревога, переживания, болезненное ощущение происходящего, а проблемы за этим еще надо поискать.
Но уж если болезненные симптомы предъявлены, по ним кто только ни высказывается, может быть, с них и начать? Не устранять прямым образом симптом, а демонстрировать, как экспертный замысел приведет впоследствии к решению острой социальной, пусть даже еще плохо оформленной проблемы. «Не плакать, не смеяться, а понимать» – понимать вместе с обществом.
Есть ли при таком подходе опасность вырождения экспертного сообщества, роста популизма и политиканства в ущерб честности и остроте экспертной мысли? Конечно, есть. Подчас язык околополитических дискуссий куда заманчивей и привлекательней сложных онтологических схем и мыследеятельностных конструкций. Многие из талантливых экспертов как раз таки растворились в сфере политических дискуссий. Можно ли непротиворечиво, дополняя друг друга, развести эти два пространства: экспертной и социально-политической дискуссии? Можно, и представляется, что необходимо.
Не будут ли при таком подходе стратегии похожи на лощеные предвыборные документы? Будут, деваться некуда. В этом и их беда, и их достоинство. Тем более что успешность формата президентских инициатив как раз указывала нам на перспективность подобных разработок (см., например, инициативы по нанотехнологиям и инициативу «Наша новая школа», описательный формат национальных проектов).
Одним словом, деваться некуда. Время сложных, но предельно понятных стратегических инициатив пришло. В завершении анекдот в тему, как раз про тех экспертов, которые могут и знают очень многое:
Бог решил навести порядок в российской медицине. Спустился на землю врачом в поликлинику. Возле кабинета стоит большая очередь. В кабинет заезжает инвалид на кресле. Бог возложил на него руки и говорит:
– Встань и иди.                                                                       
Он встает и выходит. Очередь в коридоре интересуется:
– Ну, как новый врач?
– Да как и все. Даже давление не измерил…
Игорь Реморенко,
статс-секретарь – замминистра образования и науки РФ

  • 1

Насилие в школе

Удивительно и здорово, что, находясь внутри этих разработок, удается не терять связь с наружей. У меня сейчас очень отчетливое ощущение, что, когда внутри, теряешь эту связь. "Внутри", участвуя, - не чувствовала этого разрыва. А сейчас, в другой ситуации, когда читаю эти разработки и пытаюсь относиться - чувствую...
Сейчас вновь, как это было во времена школьного детства старшей дочери, особенно чувствительна к фактам авторитаризма, деспотизма, нетерпеливости, психологического насилия со стороны педагогов по отношению к детям. Шире - негуманизма, непризнания в них полноценных людей. Бесценных людей. Здесь же - и самое серьезное отношение к их здоровью во всех его аспектах. Именно это кажется самой острой проблемой с позиции родителя. И все думаю - как же это преодолеть. Если говорить о системе в целом - то мне кажется, это может быть решено через педобразование и управляющие советы, а точнее через критерии оценки труда учителя и вообще допуска его к работе в школе.
****
И еще одно, в чем-то связанное с первым родительское переживание и ощущение разрыва: "современные условия". Ну не можем мы (не могу я) сегодня считать современными условиями казарменные советские школы, без пространства и нелинейности, без нормального стадиона и, кстати, с невозможными классо-уроками физкультуры между русским и математикой, пусть даже на них используют интерактивные доски,... - описание которых еще недавно казалось таким важным достижением. И тут без строительства современных школ с современной архитектурой почти ничего не сделаешь...

время колокольчиков

.... в общем, время экспертов прошло... или еще не настало.
Время родителей.

Не будет уже никаких "+электрификация всей страны". И, согласна, без новых школодомиков трудно представить реальное изменение отношений в их "нутри". Но даже в классных стенах, с спортзалами, бассейнами, медиацентрами, "своими" местами для учеников живет неистребимо синдром войнылягушекимышей. Учителям надо вытащить учеников на требуемые ЯКОБЫ обществом рубежи: зацепить за понятные большинству метки - медали, пятерки-четверки, баллы. Такие дотащили, повесили на забор, ворота - всем видать. И ведь что характерно - это сейчас в лучшем случае(!), в общей практике часто сохраняется только показная версия этого синдрома. Время родителей... не уверена. Часто вспоминаю Никитский ботанический сад. Там для меня важным открытием стало знание о времени профессионального становления садовника - 15 лет. Стартовый уровень. В ученики брали с 9 лет. А в учителя... Эх, мои неукушенные локти. Все хорошее, что происходит в образовании, происходит не благодаря, а вообще не там, где чего-то при-меняем упорно, убеждая себя в правильности движений. Время чиновников. Время разговора-договора и действий собственных. Каждый танцует свои шаги. Взяться за руки надо суметь. Потому что круг для танца - один. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/08/Tanez.jpg/280px-Tanez.jpg

не в бровь а в глаз)))) мы даже не Боги, а ждут от нас чудес...

С днем рождения!
:-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account