?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школа должна быть автономной
eurekanext

. 85% образовательных учреждений Новгородской области являются автономными. Такое единогласие не случайно. О том, каким был этот переход и откуда пришла идея о финансовой самостоятельности образовательных учреждений, «ВО» рассказал Владимир Аверкин, ректор Института развития образования г. Великий Новгород.
 
– Откуда пришла идея сделать все образовательные школы финансово самостоятельными? Как удалось ее реализовать?
– Став директором детского дома, я еще не знал некоторых тонкостей работы. Мой учредитель, заведующий городским образованием, научил меня паре тонкостей общения с бухгалтерией. Кому давать коробочку конфет, чтобы получать вовремя деньги, какие деньги, сколько. Дальше, уже из собственного любопытства, чтобы быть осведомленным, я взял весь бюджет бывшего директора и понял, на какие статьи, в каком количестве приходят деньги и что можно на них покупать. Что девятая – это питание, двенадцатая – это оборудование и приобретения, а первая и вторая – это заработная плата. И когда мне утвердили бюджет, я в своей рабочей тетради написал, сколько мне дали на год денег, а потом, визируя каждый счет, несмотря на то, что мы были в централизованной бухгалтерии, я подсчитывал, сколько наше ОУ потратило поквартально от той годовой суммы, которая была до нас доведена. И когда мы подходили к концу учебного года, я посмотрел, где у меня перерасход, а какие деньги не использовались вообще. Тогда я стал сознательно подходить к формированию бюджета на следующий год. Приступив к формированию, я вступил в конфликт с централизованной бухгалтерией, потому что им это не понравилось. Все дело в том, что в течение этого года я вскрыл, где меня сознательно обманывали и недодавали деньги, где моими деньгами проводились другие счета для школ. И почему у меня перерасход, и почему меня ругали, хотя изначально они не дали достаточно средств на определенные расходы. Поэтому, когда в Советском Союзе был принят новый хозяйственный механизм, который давал возможность образовательному учреждению стать самостоятельным хозяйственным субъектом, я один из первых в Новгородской области, а может, и в России кинулся на этот механизм. Стать финансово самостоятельным учреждением никто мне не позволил.
Когда я стал председателем образовательного комитета Новгородской области, первой задачей, которую я ставил для всех образовательных учреждений, была задача стать финансово самостоятельными. На моем пути были первыми, кто не поддерживал меня и был против – это малый совет, администрация области, которая боялась, что у каждой школы будет свой расчетный счет, бухгалтер и сейф. «Это сумасшествие, этого делать нельзя» – утверждали они и запрещали, но я продолжал внедрять свою идеологию и говорить о том, что это неизбежно и просто необходимо. И продолжал работу по подготовке руководителей.
Потом вдруг поменялось понимание. Стало ясно, что без передачи самостоятельности органам местного управления, образовательным учреждениям, больницам невозможен дальнейший путь развития. И когда менялась идеология сверху, когда мне сказали, что это можно и нужно делать, вот здесь я уже ввел критерии, показатели, мониторинг.
 
– Сколько учреждений каждого района перешли на финансовую самостоятельность?
– Сначала было 50, потом 70. Четыре территории сказали: «У нас этого не будет». Я вынужден был обращаться к губернатору, а он проводил беседу с главами органов местного самоуправления, и они, подняв ручки, пошли выполнять поставленную задачу. То есть где-то с 1996–1997 года практически в 100% ОУ на территории Новгородской области была обеспечена финансовая самостоятельность.
Поэтому можно сказать, что проект нового закона в самом первоначальном варианте по автономии образовательных учреждений был мною изучен, я в него был влюблен, мы выдвигали свои предложения и поддержали его. При поддержке нового губернатора Сергея Митина, пришедшего тогда к власти, была поставлена задача – всем школам перейти на финансовую самостоятельность. Это не касалось только интернатов, детских домов, коррекционных школ и очень маленьких сельских школ, в которых не оставалось детей, и они шли на закрытие. А все остальные образовательные учреждения, которые разумно и нужно было переводить, в течение года перешли.
 
– Сопротивлялись?
– Да, меня неоднократно вызывали на совещание с руководителями, и я еще раз объяснял все преимущества автономии.
 
– Вы сказали о том, что при переходе в статус автономных учреждений многие руководители сопротивлялись и не хотели этого делать, как обстоят дела сегодня? Изменили ли свою позицию эти руководители?
– Сегодня недовольных нет, все, кто перешел тогда в этот статус, уже смогли прочувствовать привилегии. Первой привилегией является возможность освоить те мизерные средства, которые достаются без торгов, а, как известно, торги – это страшная вещь. Сбор пакета документов, выигрывает тот, кто предложил меньше денег, а у него, как правило, нет материалов, и он ждет аванса, и все это затягивается. Это издевательство над образовательными учреждениями. Денег и так мало, еще и их не дают освоить. Второе – вот получил я деньги на задание, меня никто не сдерживает штатным расписанием. Никто не ограничивает, не указывает, кто кем должен быть: это учитель, это водитель, это техничка и т.д. Мы можем расширять функционал с согласия работника. Не 15 человек будут выполнять этот объем работы, а восемь, отсюда будет приличная заработная плата и ответственность. А если приличная заработная плата, то и на работу приходит устраиваться другая категория людей. Деньги поступают на один расчетный счет, это твоя экономия, твои премиальные. Это то, что руководитель почувствовал и не захочет назад, в статус бюджетного. Даже руководители детских домов, общаясь с руководителями автономных учреждений, захотели перейти в этот статус.
 
– А вы бы внесли какие-либо изменения в закон об автономных учреждениях?
– В закон необходимо внести право выбора руководителя, передать собственность в руки коллектива, чтобы оно вечно служило целям образования. А собственник всегда сможет решить все проблемы.
Пока мы этого не сделали, можно убедиться, что муниципальная и государственная собственность находится в самом худшем состоянии. Зато любой, даже самый безответственный, частный собственник свою собственность в порядок привел уже давно.
 
Алена Шадрина