?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
«Новые образовательные стандарты придумали не чиновники, а жизнь»
eurekanext
28 ноября в Томске состоялся брифинг, на котором эксперты в сфере образования из различных ведомств рассказали журналистам о современных представлениях о качестве и результатах образования, которые должна обеспечить школа, и инструментах их оценки.

В начале брифинга эксперты рассказали о причинах возникновения образовательных стандартов, которые принесли в школы новые требования к достижениям и результатам учащихся и к качеству работы педагогов. Напомним, федеральный государственный образовательный стандарт, принятый в 2010 году, требует, чтобы школы обеспечивали учащимся не только знания, умения, навыки (предметные результаты), как это требовалось раньше, но и способность применять эти знания на практике (метапредметные результаты) и успешную социализацию (личностные достижения).
«Ребенок может хорошо учиться в школе и набрать высокие баллы по ЕГЭ, и даже окончить вуз с хорошим результатом, но стать неуспешным в жизни, – говорит заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Роман Селюков. – Это говорит лишь о том, что ребенок потратил много сил и хорошо освоил пространство образовательного учреждения, но это пространство зачастую никак не связано с реальной жизнью. И в жизни он проваливается».



Об этом же свидетельствуют и данные международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA): российские школьники не справляются с заданиями, предлагающими применить комплекс знаний, приобретенных в школе, в конкретной ситуации. В 2009 году результаты российских школьников (по грамотности чтения, по математической и естественно-научной грамотностям) оказались существенно ниже показателей их сверстников практически из всех развитых стран. Россия заняла 38–43-е место среди 65 участвующих стран.
«Сама причина, по которой возник ФГОС, лежит не в образовании; новые требования придумало не министерство, не чиновники, а жизнь, – уверен эксперт ИПОП "Эврика" Владимир Бацын. – Мир консолидируется, возникает международный рынок труда – все это требует выхода на международные стандарты, на единые требования к результатам образования. Это вызов времени. И сам по себе этот вызов лежит не внутри системы, а за ее пределами».
В этой связи Министерство образования и науки сделало заказ на разработку всероссийской системы оценки качества образования. Имеющиеся на сегодня измерители (ЕГЭ и ГИА-9) станут элементами этой системы, но кроме них появятся другие инструменты оценки, которые позволят судить об уровне овладения компетентностями, необходимыми для успешной социализации.
В результате работы экспертов ИПОП «Эврика» должны появиться: проект документа, который будет утверждать структуру и содержание системы оценки качества образования в РФ; примеры инструментов оценки качества образования и требования к этому инструментарию; результаты пилотажей по практике применения таких инструментов (с целью наработки успешного опыта и его распространения в субъектах РФ).
ФГОС вводится поэтапно, на новый стандарт все учащиеся российских школ – с 1-го по 11-й классы – перейдут только через 10 лет. К тому времени в аттестатах об окончании школы, кроме отметок по предметам, планируется отражать и другие результаты детей. «Важно зафиксировать и отразить, что у ребенка есть определенный багаж результатов, и он способен применить их за рамками учебной ситуации, – подчеркнул Роман Селюков. – Мы поставили задачу – развести понятия “качество” и “результаты” образования. Результаты образования, проявленные в социализации учеников – это и есть качество образования».



Старый стандарт задавал количественно содержание по учебным предметам, которое ребенок в процессе обучения должен был формально освоить – запомнить и воспроизвести. Новый стандарт ставит иную цель – научить ребенка мыслить, используя содержание школьных предметов. «”Научить думать” – это трудоемкий, дорой и сложный процесс, и это один из главных результатов образования, – подчеркнул Роман Селюков. – Но беда в том, что родители его не заказывают, вместо этого они хотят безопасных условий, хорошего питания и аттестата с отметками, позволяющими ребенку поступить в вуз. Родители, ориентируясь на свой личный опыт, заказывают образовательную услугу в традиционной схеме».
Представители прессы выразили обеспокоенность тем, что родители и учителя могут оказаться не готовыми к изменениям, которые несет новый образовательный стандарт. «Если считать, что все новое негативно отразится на жизни, конечно, ничего не изменится, – отметил Роман Селюков. – Ни для кого не секрет, что раньше наши родители, бабушки, дедушки писали перьевой ручкой, для них это было нормой. И когда вводили шариковые ручки, была очень серьезная дискуссия о том, что без пера невозможно научить детей каллиграфии, – привел пример эксперт. – Сегодня мы все пишем шариковой ручкой, это абсолютно нормально, а перо, напротив, выглядит экзотично. Люди сравнили и поняли, что эффективнее. Новые стандарты вводятся постепенно, у общества есть возможность сравнить и перестроить свои представления о задачах образования».
 
Татьяна Морозова,
Алена Шадрина