?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Подставь другую щеку
eurekanext

. По роду своей деятельности мне приходится иметь дело с очень разными людьми, в том числе и далекими от Церкви. Когда общаешься с такой аудиторией, первое, что бросается в глаза – не отсутствие хотя бы каких-либо элементарных знаний о христианстве и Церкви, а обилие искаженных понятий. То есть своего рода «отрицательных» знаний. Поэтому часто приходится начинать беседу не о том, что такое православие, а о том, чем оно не является, хотя масса далеких от Церкви людей абсолютно искренне считают, что так оно и есть. Чем обусловлено такое положение? Причин много. Попытаемся разобраться хотя бы в некоторых.
 
«Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку», – читаем мы в Евангелии от Луки (Лк 6:29).
Это одно из самых известных мест Священного Писания, которое у большинства людей ассоциируется с христианским учением и которое больше всего вызывает недоумение, непонимание и открытое отторжение у нехристианского мира. Для большинства неверующих людей именно эта заповедь и является камнем преткновения и объектом насмешек, поскольку противоречит «здравому смыслу», противно менталитету и мировосприятию людей. Эта цитата – любимый «полемический прием» недоброжелателей и хулителей веры. Как часто мы слышим упреки: какие же вы христиане? Почему не подставляете другой щеки, а частенько даете «сдачи», когда вас «критикуют» (т.е. «льют грязь», клевещут), выражают несогласие с вашим мировоззрением (т.е. глумятся над святынями, самой верой) и пр.? Нехорошо! Заповеди не исполняете!
Одни воспринимают эту заповедь как призыв к тотальной покорности, рабскому повиновению всему и вся, идеологию оправдания слабости, бессилия, угнетения. Кто-то отождествляет это с толстовским «непротивлением злу – насилием», которое якобы проповедовал Христос, но вот христиане почему-то на практике не исполняют. Обязаны – но не исполняют! Почему?
 
Попробуем разобраться, как же действительно понимают эту заповедь и должны следовать ей православные люди.
Первое, что бросается в глаза при прочтении этих строк – противоречие принципу справедливости, полное его попрание. А принцип справедливости, как известно, – основа основ нашей жизни. Именем справедливости вершились все войны и революции, во имя торжества справедливости судили, пытали и казнили тысячи и миллионы. Понятие справедливости неотделимо от понятия добра. Добро не может быть несправедливым. Не беда, что каждый понимает их по-своему.
Известный всему миру талантливый русский конструктор, изобретатель и философ, основоположник американского авиа- и вертолетостроения Игорь Иванович Сикорский, говоря о нравственных принципах, приводил такой пример из жизни одного из африканских племен: если враги у нас отняли скот и угнали в рабство наших людей – это зло и несправедливо; а вот если мы сделали это с ними – вот это и добро, и справедливо. Увы, но сей принцип действует не только в диких африканских джунглях, но и в современном высокоразвитом обществе. Слова только поменялись на более «политкорректные». Действительно, некрасиво вот так грубо и откровенно…
Но все же образцом воплощения принципа действительной справедливости стало Ветхозаветное законодательство, провозгласившее: «…перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24:20), и известное сейчас как принцип талиона (от лат. lex talionis): мера наказания должна воспроизводить вред, причиненный преступлением, но не превышать его. Казалось бы – все предельно ясно и понятно и никаких сомнений в этом быть не может. И вдруг, как гром среди ясного неба, прозвучали другие слова: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф. 5:44). И сейчас, как и две тысячи лет назад, это вызывает недоумение и вопросы: почему, за что?
Ответ на этот вопрос кроется в самой сущности христианского понимания взаимоотношений Творца и твари – человека. Человек, будучи грешным, терпимым Богом здесь, на Земле, вопреки этому самому принципу справедливости, должен осознать свое реальное состояние – состояние падения, состояние отторжения по собственной воле от Создателя. Смирение, то есть признание себя достойным наказания, а не награды за кажущиеся и вымышленные добродетели, порождает не только терпимость к слабостям других людей, но и уничтожает желание выступать в роли судьи окружающему миру. Вспомним евангельское повествование: вот иудеи, желая искусить Христа, поставить Его в трудное положение, приводят к нему блудницу и спрашивают, как поступить с нею? Побить, в соответствии с законом, камнями, или, потакая греху – отпустить? В ответ слышатся кроткие, но обличительные слова: кто из вас не имеет греха – пусть первый бросит в нее камень. Ветхозаветные иудеи стыдливо разошлись. Многие ли из наших современников сделали бы так же?
Как же это удается – видеть и отторгать от себя грех, но с кротостью и любовью относиться к носителю этого греха – одна из тайн святости. Чтобы прикоснуться к ней – ознакомьтесь с жизнью и кончиной мучеников – принявших смерть за веру и молившихся за своих палачей. Как могут сочетаться смирение и кротость с твердостью веры и непримиримостью к злу – нехристианский мир понять не в состоянии. Естественно, он найдет приемлемое для себя объяснение, например бездумным фанатизмом или еще чем-то в этом роде, но это не будет иметь ничего общего с действительностью. Итак, любовь к своим врагам определяется смирением пред Богом и любовью к людям, даже если с их стороны исходит прямо противоположное.
Следует ли из этого, что зло может чувствовать себя безнаказанным? Означает ли непротивление личным врагам попустительство и вседозволенность греху? Напомню, что заповедь «подставь и другую щеку» имеет в виду щеку свою собственную, а не щеку своего ближнего. Как же следует поступать с теми, кто разрушает, поносит, попирает святое: веру, Церковь, Родину, отечество в соответствии с христианскими заповедями? Самый точный ответ на этот вопрос дал известный христианский подвижник, ученый и богослов IV века – Иоанн Златоуст: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди».
Практические примеры исполнения заповеди о любви к врагам дают многие наши великие предки – Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов: мужество, твердость и решимость в сочетании с великодушием и милосердием. Можно ли воспитать такие качества в наших детях, базируясь на «либеральных ценностях», без Бога, без веры? Боюсь, что вряд ли.
Итак, подведем некоторый итог. Эту таинственную и неудобоприятную заповедь – «Ударившему тебя по щеке подставь и другую…», породившую столько вымыслов и насмешек, следует, как ярко и лаконично выразился святитель и чудотворец Филарет (Дроздов), митрополит Московский, понимать так: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша».
Александр Мартыненко