?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Чуковские и НЛО
eurekanext


. Четыре ступени НЛО
охватывают содержание художественного развития младшего школьника:

Первая ступень
– примерно соответствует первому году обучения в школе; ее дети проходят возрасте 5–7 лет.
На этой ступени происходит включение в творчество и общение через игру в детской группе с участием взрослого; накопление опыта читательских переживаний и опыта игры с заданными учителем элементами художественной формы (например, со звукописью или интонацией, рифмой или сравнением).
Учебные задания по литературе ученик на этой ступени получает в игровой форме. Поэтому материалом его действий (учебных по содержанию, игровых по форме), как и в дошкольных сюжетно-ролевых играх, оказываются не только вещи, которыми ребенок играет, но и образы воображения. На первой ступени НЛО школьник еще не замечает этих образов. Они для него еще «прозрачны». Он не управляет ими.

Вторая ступень
– второй и большая часть третьего года обучения.
События второй ступени:

  • осознание сказок, потешек, дразнилок и т.п. в качестве литературных текстов;
  • выделение (объективация, осознание) в учебной игре элементов художественной формы;
  • в играх с ними – «открытие»: художественная речь, произведение «устроены» не так, как обыденная речь, имеют от нас секреты;
  • освоение в игре этих и других «секретов» (то есть художественных средств) – в качестве материала и условий игры.

На этой ступени, как и на первой, у школьника обычно еще не возникает художественного замысла, у ребенка пока нет осознаваемой им потребности определенным образом воздействовать на слушателей или читателей. Поэтому образы воображения не подчинены замыслу и остаются «прозрачными» для ученика. Это раскрепощает маленького автора, позволяет ему свободно обращаться с образами. В результате такого раскованного творчества появляются иногда удивительные результаты, которые автор обычно не способен оценить и даже отличить от своих неудачных работ.

Третья ступень
– бывает обычно в конце третьего класса.
Эта ступень представляет собой момент кульминационных для начального литературного образования психологических открытий младшего школьника и смены читательских позиций ребенка по отношению к собственному творческому опыту.
До этой ступени маленький школьник играл в искусство (читал вслух, подражая артисту на концерте; сочинял стихи и сказки, принимая на себя роль писателя, и т.п.). Теперь в своем сочинительстве и выразительном чтении он начинает ориентироваться на восприятие слушателей и читателей: «Будет ли им интересно то, что я делаю?»
Такая смена позиций подготавливается творческим опытом, который ученик накапливает на первых двух ступенях НЛО (в коллективных или индивидуальных, игровых или целенаправленно-художественных попытках создания собственных стихов или сказок, переводов или пародий, киносценариев или инсценировок; в исполнительстве, рецензировании и т.п.), и происходит в результате двойного психологического открытия: младший школьник открывает в себе автора, а в художественных средствах и образах воображения – их коммуникативную заряженность, их способность воздействовать на других участников игры. В результате этого двойного открытия изменяется позиция ребенка по отношению к искусству: художественно-игровая позиция сменяется художественно-коммуникативной.
С этого события образы воображения начинают жить «двойной жизнью»: они возникают по-прежнему непроизвольно, отражая ценностные ориентации и личностные смыслы ребенка. В момент возникновения они остаются прозрачными для автора. Но, воплотившись в материал произведения, они становятся объектом внимания и оценки слушателей. И тогда маленький автор замечает собственные образы как нечто, воздействующее на других, нечто, в чем другие усматривают замысел. Перед ребенком открывается возможность экспериментировать с образами воображения, подчинять их коммуникативно-художественному замыслу.



Фото с сайта klaipeda.diena.lt

Четвертая ступень:
формирование оценочного художественно-коммуникативного отношения к искусству, перенос художественно-коммуникативной позиции школьника, которая сложилась у него по отношению к собственному творчеству, на восприятие ребенком произведений других авторов.
На этой ступени младшему школьнику предстоит открыть, как сильно его читательское переживание зависит не только от событий, о которых рассказывается в произведении, но и от того, как, с помощью каких средств об этом рассказывается.
Для этого художественно-коммуникативное отношение к собственным произведениям, которое сформировалось у школьника на третьей ступени НЛО, ученику предстоит распространить (перенести) на восприятие произведений искусства: в Пушкине и Маршаке ребенок должен узнать себя-автора, воздействующего на читателей художественными средствами.
Открытие ребенком авторской позиции, которую он обнаруживает в своем творческом опыте, порождает потребность в систематических знаниях о литературе. Возникает устойчивый интерес к теории и истории искусства, закладывается база для развития художественного вкуса.

Определяющее условие перехода на каждую новую ступень начального литературного образования
– это смена мотива, который побуждает ребенка обращаться к средствам искусства. Очередной мотив порождает потребность в новом учебном материале (или позволяет увидеть в знакомом материале новые качества и возможности). Новый или по-новому воспринимаемый учебный материал побуждает ученика к новым формам работы. Откликаясь на это, программа и методика НЛО предлагают ученику материал и формы работы, которые, удовлетворяя новый мотив, в то же время ведут к очередному изменению видения учебно-художественного материала школьником. А это приводит к следующей смене мотива. И т.д.
Привычка к чтению и стремление ученика «для себя» осваивать знания о литературе, возникающие в результате начального литературного образования, означают, что школьник психологически (мотивационно-ценностно) готов к изучению регулярных курсов теории и истории литературы. В ходе этой подготовки младший школьник практически овладевает навыками и основами культуры чтения, получает общее представление о литературоведческих знаниях и о круге их применения, приобретает читательский опыт. У него складывается привычка регулярно читать художественную литературу и практические представления о литературных жанрах и структурированности Мировой Библиотеки. Эти достижения обеспечивают переход школьника на подростковый уровень приобщения к искусству, включающий в себя систематическое изучение литературы в средней школе.

Еще раз о цели предмета «Начальное литературное образование»

Цель НЛО
заключается в том, чтобы обеспечить переход младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художественных ценностей к общению искусством. Содержание художественного развития в начальной школе состоит прежде всего в изменении внутренней позиции ребенка по отношению к искусству: начав учиться в дошкольной художественно-игровой позиции, ребенок на протяжении младшего школьного возраста открывает для себя и осваивает возможности общения искусством, то есть к завершению начальной школы занимает художественно-коммуникативную позицию читателя, автора, исполнителя.
В этой новой позиции читатель отличает свои житейские переживания, вызванные событиями реальной («роковой», по выражению М.М. Бахтина) жизни, от читательских, вызванных искусством, произведением, его «устройством» (структурой, системой выразительных средств, «элементами» художественной формы).


Иллюстрация с сайта koms3.edurm.ru

Дополнение 1. Тезисы:
Стихи и сказки – с первых дней жизни!

Формирование потребности в чтении как одно из важнейших условий
освоения ребенком и сохранения русского языка вне России.
В.А. Левин (Германия, Марбург)

1. Современные взрослые охотно наполняют жизнь ребенка сказками, стихами, песенками, играми, понимая, что поэтическое слово и игрушки радуют и занимают дитя и способствуют его развитию. Учителя и воспитатели нередко применяют литературные миниатюры для вовлечения детей в учебные занятия. Однако к стихам и сказкам педагоги обращаются обычно как к вспомогательному материалу – эпизодически, порой непоследовательно и не всегда осознанно. Поэтому созидательные возможности поэзии и художественной прозы используются лишь в малой степени.
2. Предлагается программа целенаправленного включения стихов и сказок в общение взрослого с ребенком (буквально с первых дней появления малыша на свет и до подросткового и юношеского возраста).
3. Программа, построенная на основе авторской концепции поэтапного приобщения ребенка к поэзии и литературе (см.: В.А. Левин. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лайда, 1994. – 192 с.; его же: Уроки для родителей. – М.: ООО «Издательство АСТ», Харьков: «Фолио», 2001. – 448 с.), учитывает, что педагогические действия должны:

  • исходить из реальных (сегодняшних) значимых для ребенка мотивов (интересов) и его возможностей
  • и быть направлены на изменение (совершенствование, «окультуривание») этих мотивов-интересов и возможностей ребенка.
4. Основная цель программы – сформировать у ребенка потребность в чтении художественной литературы и способность полноценно (для своего возраста) воспринимать прочитанное.
Формирование читателя, ценное и само по себе, особенно необходимо при обучении русскому как родному детей, чьи родители не являются носителями русского языка. Приобщение к литературе – важная сторона узнавания и духовного сближения ребенка с русской культурой.
5. Программа предлагает, с одной стороны, для каждого этапа детства («эпохи детства» – по Д.Б. Эльконину) соответствующие возрасту ориентиры для включения произведений в круг чтения. С другой – способы преподнесения стихов и сказок детям, зависящие от этапа детства (новорожденность, младенчество, раннее и дошкольное детство, начальная школа, подростковый и юношеский возраст). Поэтапная смена (а) ориентиров отбора произведений и (б) способов преподнесения произведений детям определяется логикой читательского развития, которое происходит ступенчато, в соответствии со сменой возрастных этапов.

В частности, программа ставит такие вопросы (предлагая свои варианты ответов на них):
1. Что «умеет» стихотворная речь, что «умеет» сказка, что «умеет» детская книга? Что они могут дать и при каких условиях
  1. для интеллектуального, эмоционального, нравственного, речевого развития ребенка?
  2. для духовного сближения родителей и детей?
2. Как включать художественное слово в жизнь ребенка?
  1. Когда впервые обращаться к стихам? С чего начинать первые занятия со стихами и сказками?
  2. Как продолжать по мере взросления ребенка? Какие существуют этапы читательского и речевого развития ребенка?
  3. Чего не делать раньше времени? Чего не делать никогда?
3. Существует ли логика речевого и читательского развития ребенка? Какие этапы речевого и читательского развития проходит ребенок, прежде чем стать зрелым взрослым читателем?
  1. Что должно изменяться в содержании чтения и формах занятий с книгой при переходе с этапа на этап?
  2. От чего зависит, перейдет ли ребенок на новый этап?
  3. «Тупики» и «кризисы» на пути читательского развития.
4. Трудности перехода от чтения-слушания к чтению «своими глазами».
5. Существуют ли принципы, которые позволяют родителям и педагогам удачно подбирать для ребенка стихи и сказки и способы их включения в жизнь ребенка? Как освоить эти принципы?
Продолжение следует

Вадим Левин