?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Аудиохрестоматия: чтобы помнили
eurekanext
. Дети начинают забывать русскую литературу: сказки, басни… Не знают, кто такие царевна Несмеяна, Иван Царевич и Кощей Бессмертный. Их увлекает другое: американские мультфильмы и фильмы ужасов, компьютерные игры с монстрами и вампирами и бесконечные социальные сети, без которых они уже не представляют свою жизнь.
Чтобы вернуть детям русскую литературу, появился проект аудиокурса по литературе «Мировая литература голосами мастеров сцены». Аудиохрестоматия дает возможность услышать великие литературные произведения в исполнении признанных мастеров сцены, известных актеров, заслуженных и народных артистов России. Сергей Безруков читает Есенина, Александр Розенбаум – «Мцыри» Лермонтова, Дмитрий Нагиев – «Песню о Соколе» Максима Горького, Иван Ургант – «Евгения Онегина».
 На сайте аудиохрестоматия.рф уже выложено около двухсот произведений. Пока это литература для начальной школы – с 1-го по 4-й класс. Но архив «Аудиохрестоматии» пополняется, и к началу учебного 2012 года будет выложено порядка 1000 произведений. Плюс проекта в том, что сайт бесплатный, и произведения русской литературы может послушать любой.

Аудиохрестоматия получила одобрение Минобрнауки РФ и рекомендована в качестве дополнительного методического сопровождения на уроках литературы в школах.
 
Важно завести механизм

Сергей Скоморохов, генеральный директор группы компаний «Арт-Питер»:
– Мы не пытаемся подменить собой книги. Мы не хотим убить чтение. Наоборот, хотим привлечь к нему. Нам всем в детстве начинают читать вслух родители, а потом мы берем сами книгу. Мы надеемся на подобный эффект.
Важно завести механизм интереса к чтению, литературе. Когда у человека появится интерес, он начнет читать, будет читать глазами. Но сделать первый толчок можно через аудио, через то, что он услышит.
Канал РТР планирует проводить Всероссийский конкурс чтецов среди детей. Надеемся, что лучшие чтецы станут в один ряд с артистами. Мы опробовали аудиохрестоматию в школах. Учителям литературы очень понравилось, это облегчает их труд. Да и ребенку лучше и легче.
Мы безусловно собираемся «озвучить» всю школьную литературу. Но само слово «хрестоматия» означает хрестоматийный вариант. Крупные произведения будут представлены кусками. Иначе мы только один год потратим на «Войну и мир».
Проект «Аудиохрестоматия» не будет ограничиваться только школьной программой для российских школ. В планах – выход в регионы, бывшие республики СНГ, на национальную украинскую, чувашскую, киргизскую, казахскую литературы наравне с российскими произведениями. Также в планах отдельно православная литература (уже начали записывать Евангелие для детей).

Революция в голове

Сергей Кошонин, заслуженный артист России:
Когда я в свое время услышал, как Юрский читает «Домик в Коломне», что-то произошло в моей голове, какая-то революция. Я делал до этого, но не так. Потому что нужно читать как простую историю, которую рассказываешь приятелю. У меня как у актера в голове произошла революция. Мы растем на примерах. Когда мой Валька засыпал маленьким, мы с актрисой и режиссером Наташей Леоновой записали сказки на плеер. Я ему их ставил, и он под них засыпал. Что самое удивительное, он их помнит. Тогда это была просто робкая попытка, но это работало.
 
Важно слышать

Алиса Гребенщикова, актриса:
– Когда я сама училась в школе, к нам пришла актриса из детской филармонии, которая читала цикл стихов Марины Цветаевой. Я училась в 10-м или 11-м классе. После того как эта актриса прочитала нам стихи, я буквально заболела Цветаевой. Впоследствии я училась в Театральном институте и поняла, насколько важно правильно донести и расставить акценты, потому что визуальное  восприятие отличается от аудиовосприятия. Одно дело, когда ты читаешь, другое дело – когда ты слышишь.
 
Бутылка в море хаоса

Александр Песков, актер:
– Помню, в школьное время мы должны были пойти в библиотеку или где-то с трудом купить литературу, которая являлась и является по сегодняшний день классикой (будь то поэзия или проза). Теперь доступность к этой литературе элементарна. Это существование компьютерных технологий, интернета. Но в этом необъятном море хаоса и мусора, интернет-шлаков, всего нужного и ненужного, кчемного и никчемного, вряд ли кто-то из детского подрастающего поколения может обратить внимание на то, что нужно оттуда выбрать. Если взять (как сравнение) бутылку, брошенную в море хаоса, а в ней послание «Аудиохрестоматия», в которой находится любое произведение
Чем больше таких бутылочек будет в море, тем чаще детский разум будет натыкаться на них. Ему уже будет некуда от них деваться, плыть в просторе грязного хаоса ему будет неинтересно. Он будет хвататься за каждую бутылочку и вынимать оттуда великое послание классической литературы.
 
Праздник, который всегда со мной

Владимир Коренев, народный артист России:
– Моему внуку скоро 17 лет. Он учится в университете, но ничего не читает, и заставить его невозможно. Я тоже ничего не читал. Я провел детство в маленьком городочке Измаил на Дунае. Там была странная школа, где преподавали странные люди. Я до 4-го класса не знал букв, но меня переводили. Я не знал, чем заглавная буква «Ч» отличается от «У» (наверху там одинаково, а внизу крючок в разные стороны).
Как-то я прихожу утром в школу и вижу странное существо: непонятно, мужчина или женщина, килограмм 180. Одето в мешок. Ноги-тумбы в сандалиях, которые называли пионерскими. Коротко пострижено, несколько подбородков. Я спрашиваю: «Это кто?» Мне отвечают: «Это наша учительница по литературе Чучина». На следующий день по школе разнесся слух, что Чучина пришла в новом платье, лакированных туфлях и с новым портфелем. Мы как идиоты побежали смотреть. Она была в том же платье, но на ней был красивый воротничок из вологодских кружев, такие же сандалии, только лакированные, и портфель с монограммой, который коллеги подарили на юбилей. С трудом, задыхаясь, она забралась к нам на 4-й этаж, вошла в класс и сказала: «Ребята, сегодня у нас большой день. Мы начинаем изучать творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина».
Этот день я запомнил на всю жизнь. Эта немолодая, больная женщина не поленилась для нас устроить праздник. Потому что она понимала, что этот праздник всю жизнь будет с нами. И праздник этот – знакомство с великой русской литературой.
Помню, с каким удовольствием я слушал великих артистов. Помню, Качалов читает «Воскресенье» Пушкина. Я даже помню его интонации, когда Нехлюдов соблазнил Катюшу Маслову: «Нехлюдов вышел на крыльцо и подумал все так, всегда так…».
Моя дочка была школьницей, когда я читал ей «Мастера и Маргариту» – сейчас это ее любимая книжка.
Сейчас катастрофическое состояние. Я преподаю уже 11 лет, воспитываю будущих артистов. Кто приходит из школы, ничего не знают. Приходится тратить много времени, пересказывать им какие-то вещи.
 
Покемон вместо Чебурашки

Борис Грачевский, режиссер и сценарист, руководитель детского киножурнала «Ералаш»:
– Мы живем в трагическое время, когда нашим детям 8–10–12 лет ближе покемоны и симпсоны, а не Чебурашка и Иван Царевич. Мы сильно упустили это время, и произошло страшное – поколение осталось без прошлого. В это пустое место влетела западная (в первую очередь американская) культура с ее чудовищным искусством в форме комиксов, компьютерных игр, которые все роскошнее становятся, и с этим трудно бороться.
Самое главное, что наш великий российский менталитет, который был самым ярким и необычным и отличным от всех, начинает тихо нивелироваться и растворяться. Основная проблема в этом. Надо что-то сильно двигать и менять в школе, чтобы увлечь детей русской культурой. Мы все должны бороться. Поодиночке ничего не получится.
Для меня этот проект – возможность достучаться до ребят, которым, к сожалению, в большинстве случаев наплевать на всё. Они не хотят читать, потому что им трудно читать. Им трудно читать, потому что они мало читают. Мало читают, потому что им трудно читать. Это заколдованный круг, и выйти из него практически невозможно. Аудиокниги являются мостиком к детям. Становится страшно, когда сегодняшний ребенок (даже 15–20 лет), глядя на толщину книжки «Анна Каренина» или «Война и мир», в ужасе говорит: «Вы что, с ума сошли, такие толстые!». Им не то что читать, в руки брать противно.
Еще я вспомнил сюжет «Ералаша». Пушкин, которого играет Галкин, ходит и на глазах своей Арины Родионовны сочиняет: «Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный …» Бабушка говорит: «Да, не жалеешь ты детей». Он: «Что? Подожди, это я для 4-го класса. Еще будет «Евгений Онегин» для 9-го класса». Она: «Вот Николай Васильевич Гоголь сжег вторую часть «Мертвых душ» — детишкам облегчение».
Что касается литературы в школе, все зависит от педагога. Он как артист: хороший или плохой. Если хороший педагог, он увлечет вас и химией, и биологий — чем угодно. Какое было бы счастье, если у всех хотя бы по литературе были хорошие педагоги. Но, к великому сожалению, их очень мало.
Этот сайт будет замечательным мостиком при лени детей. Они хотя бы послушают и поймут стихи великих писателей и поэтов, которых нужно просто боготворить.
 Если у тебя в детстве не было трехколесного велосипеда, а сегодня у тебя вилла в Ницце, апартаменты с видом на Кремль Москвы, гараж из самых дорогих в мире машин, то все равно у тебя в детстве не было трехколесного велосипеда. Так что все закладывается в детстве.
 
Олеся Салунова
Фото автора