?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
От контроля к обеспечению
eurekanext

Перспективы развития системы оценки качества образования утверждены правительством РФ в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2011–2015 гг. Впервые за всю историю программы вопрос о формировании системы оценки качества образования вынесен в отдельную задачу. Это подтверждение того пристального внимания, которое государство уделяет образованию в целом, и вопросам оценки его качества в особенности.
Постепенно процесс охватывают все уровни образования: от дошкольного до профессионального; в нем задействованы не только федеральные и региональные органы управления образованием, но и различные общественные организации и профессиональные сообщества. Мы поговорили об этом с руководителем Рособрнадзора Любовью Глебовой.

 
– Любовь Николаевна, в последнее время можно наблюдать такую тенденцию: люди не просто хотят иметь «корочку», а реально желают получить качественное образование. Какие шаги предпринимаются государством, чтобы качество образовательных услуг было на уровне?
В обществе, в котором непрерывно происходят изменения в социальной, экономической и культурной сферах жизни, появляется необходимость в образованной личности, способной принимать решения, активно участвовать в жизни страны, строить свою жизнь.
Ценность образования возрастает с каждым годом. Я не разделяю точку зрения тех, кто высказывает пессимистические взгляды на наше образование. К образованию сейчас предъявляются повышенные требования. Это исходит не только от управленцев разного уровня, но инициируется его непосредственными потребителями и участниками – работодателями, преподавателями, учениками. Становится очевидно, что ребенок будет успешным в жизни, если он хорошо обучен. Поэтому в центре внимания государственной образовательной политики сегодня – достижение высокого качества образования как важнейшего условия развития экономики и повышения качества жизни. Важный момент: в России необходим переход от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества», поскольку сама по себе технология контроля неэффективна.
В последние несколько лет Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с Рособрнадзором ведет работу по формированию общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). А региональные органы управления образованием на местах выстраивают свои системы оценки качества образования (РСОКО).
 
– Что подразумевает оценка качества образования?
– Во-первых, оценку образовательных достижений учащихся. Во-вторых, качество образовательных программ и условий реализации образовательного процесса в конкретном учебном заведении, а также деятельности всей образовательной системы страны. Результаты оценки качества должны использоваться для совершенствования управления образованием.
 
– Какие модели организации контроля и оценки качества сейчас разрабатываются?
– Одной из таких моделей, после долгой апробации и обсуждения, стал Единый государственный экзамен, который с 2009 года является основной формой государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний. Кроме ЕГЭ, используется много других механизмов оценки качества образования: мониторинговые исследования, промежуточные испытания, диагностические исследования, рейтинги – и является показателем качества образования. Но, в отличие от ЕГЭ, эти процедуры еще не стандартизированы.
За те семь лет, о которых мы сейчас говорим и которые совпали с введением ЕГЭ, произошли ключевые изменения в отношении к механизмам оценки качества образования – они стали по-настоящему востребованными. Проведение ЕГЭ сделало очевидным тот факт, что подобный оценочный механизм должен быть задействован на всех уровнях российского образования. Сейчас, например, завершается апробация государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме. Более того, мы уже говорим о необходимости оценочных процедур в начальном образовании, и рассматриваются предложения по внедрению подобной системы независимых оценок на уровне бакалавриата.
 
– В сфере профессионального образования тоже был бурный период. Какие шаги по достижению качества образования были предприняты?
– До недавнего времени основными механизмами гарантии качества деятельности учебных заведений профессионального образования со стороны государства было лицензирование, дающее право на ведение образовательной деятельности, и государственная аккредитация, главная задача которой – определить статус образовательного учреждения и подтвердить или опровергнуть соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
В настоящее время пока не создана единая оценка качества профессионального образования. Структура совершенствуется. За время становления ОСОКО стали актуальными вопросы о содержательных и формальных критериях проведения оценки, о достоверности информации, которая была при этом использована, о квалифицированности исполнителей данной функции.
Важнейшим событием в формировании новой системы контроля и оценки качества образования стало принятие в 2010 году Федерального закона от 08.11.2010 г. № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования».
 
– Что дает этот закон?
– Если взять, к примеру, лицензирование образовательной деятельности, то здесь предусмотрено предоставление бессрочной лицензии. Кроме того, исключена экспертиза условий осуществления образовательной деятельности.
 
– Изменилось ли что-то в государственной аккредитации образовательных учреждений?
– Да. Она проводится теперь по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, чтобы у учебного заведения была возможность обучать по новым образовательным программам и направлениям.
Основными результатами оптимизации лицензирования и аккредитации стали повышение прозрачности административных процедур, сокращение сроков их исполнения, снижение административных барьеров для заявителей. Такие изменения направлены на повышение доверия к образовательным учреждениям при условии усиления их собственной ответственности за обеспечение нужного уровня качества образования.
По сути, появляется принципиально другая система контроля и надзора с набором инструментов, оценивающих эффективность действий образовательного учреждения. Регулярный контроль становится стимулом для образовательного учреждения, которое должно оценивать собственную деятельность, цель которой, прежде всего, – достижение высокого качества образования.
 
– В каком направлении будут развиваться механизмы оценки качества образования?
– Российское общество сегодня остро нуждается в объективной и полной информации о качестве услуг в сфере образования.
Для современной образовательной политики характерно то, что ни одно решение не принимается без проведенной объективной независимой оценки. Еще на стадии апробации закона о совершенствовании контрольно-надзорных функций проявилась необходимость учета потребностей общественности в других формах процедуры оценивания качества образовательных услуг, но эта процедура должна носить открытый, прозрачный характер. Уже сейчас существуют разного рода рейтинги учебных заведений, а образцы заданий выложены в интернете. В этом смысле Федеральный закон № 293-ФЗ дает возможность учета независимых общественных и профессиональных оценок в государственных процедурах контроля и надзора.
Подходы к созданию и развитию независимых процедур оценки качества образования для системы общего и профессионального образования еще предстоит разработать. Важно, чтобы они были направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования. Можно выделить несколько направлений, которые бы обеспечивали развитие независимой оценки.
Сейчас ведется работа над проектами, ориентированными на развитие общественной и общественно-профессиональной оценки качества образования и аккредитации профессиональных образовательных программ, разработке и апробации моделей центров сертификации профессиональных квалификаций. Они должны сформировать в России новые подходы к оценке качества образования, которые позволят студентам, работодателям и общественным структурам выразить свое отношение к качеству подготовки специалистов, а самим образовательным учреждениям предоставят возможность учитывать эти оценки в своем развитии.
Внешняя объективная оценка качества профессионального образования общественными и профессиональными организациями имеет возможность влиять на развитие государственной аккредитации в новом направлении и усиление общественного внимания к качеству подготовки выпускников, повышению объективности, прозрачности процедур и их результатов.
На уровне общего образования важным направлением будет формирование механизма, исключающего использование результатов ЕГЭ в оценке работы образовательных учреждений, органов исполнительной и муниципальной власти. Уже в этом году начинается эксперимент по созданию независимых от системы образования центров проведения ЕГЭ. Проект может стать даже более сложным и долгим, чем введение ЕГЭ в штатный режим, так как происходит перестройка отношения к аттестационному процессу. Будет проведен анализ эффективности разработанных моделей и разработана концепция проведения ЕГЭ независимыми организациями для тиражирования опыта в регионах.