Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Мониторинг должен начинаться со школы
eurekanext

В обсуждении моделей управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования, в Бурятии активно принимает участие родительская общественность.
 
Сегодня поменялось представление о результатах образования, строящихся только на академической успешности. Простого накопления информации недостаточно, важны качественные изменения в деятельности. С внедрением стандартов нового поколения расширяется набор результатов, появляются новые виды деятельности учителя, обеспечивающие достижение новых результатов. Но тогда нужна новая методика расчета, которая учитывала бы такие изменения в сторону удорожания образовательной услуги.
В Бурятии понимают, что такое образование стоит дороже. В Законе Республики Бурятия от 11 июля 2011 года «О нормативах финансового обеспечения системы общего образования» предпринята попытка расчета стоимости новых условий. Но при этом не удалось заложить принцип зависимости объема ассигнований от качества образования, поскольку до сих пор непонятно, на какие показатели качества ориентироваться, на основании чего рассчитать ассигнования.
Мне кажется, проблему качества и результатов образования нельзя рассматривать в отрыве от ресурсов, необходимых для их достижения. И в первую очередь должны оплачиваться те виды деятельности учителя, которые обеспечивают достижение нового качества.
Безусловно, одним из важнейших условий эффективного управления качеством образования является развитие системы оценки качества, которая позволяла бы учителю корректировать свою педагогическую деятельность, а ребенку формировать сознательное отношение к своим результатам. И в этом смысле нужна высокая степень операциональности инструментов оценки качества образования, обеспечивающая прозрачность и эффективность механизма оплаты труда учителя по результату. Республика готова апробировать проект «Эврики» по созданию электронного паспорта школы, в числе других школ эксперимент будет внедряться и в моей Иволгинской школе.
Осуществление мониторинговых процедур должно начинаться со школы, данные заносятся в соответствующую базу данных школы, но при этом должна быть предусмотрена возможность агрегации данных на уровне республики для их последующего анализа, обобщения и принятия соответствующих управленческих решений. И здесь очень уместно сказать о том, что по инициативе «Эврики» в республике уже внедрен проект Комплексной оценки эффективности региональной системы образования. В данной мониторинговой системе участвуют все структуры и ведомства республики. К предметам оценивания отнесены условия реализации ООП в ОУ, рабочие учебные программы, а также социально значимые факторы состояния и развития общества, в первую очередь касающиеся школьников.
 
Необходим стандарт педагогической деятельности
К процедурам оценки качества общего образования отнесены: проведение мониторинга по ступеням обучения, процедуры аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических работников.
В целом реализация направления носит позитивный характер: общество заинтересовано в становлении системы, позволяющей не только контролировать качество, но и управлять им, развивая механизмы отношений контрактного характера между государством, гражданским обществом и участниками образовательного процесса. В формате задач следующего дня: создание экспертных институтов, имеющих право на аудит образовательных программ, разработка Положения об аттестации педагогических и руководящих работников.
Аттестация педагогических работников в республике переведена на новый технологический уровень: предоставление аттестационной документации, прохождение учителем квалификационных испытаний, получение результатов по всем процедурам проводится в автоматизированном формате, в режиме онлайн.
Перевод процедур аттестации в новый формат выявил, что уровень профессиональных знаний, умений и навыков педагогов не позволяет им не только повысить базовую часть заработной платы, но и сформировать индивидуальную траекторию развития. Официальная система повышения квалификации, существующая автономно от аттестации, тормозит развитие учителя. Чтобы успешно заработала система оплаты за развитие, необходимо создание квалификационных стандартов. О том, что такое вершины педагогического мастерства, имеют представление многие, зато о необходимых рамках – далеко не все.
Международный опыт также подтверждает: профессиональный рост педагога можно отсчитывать только от определенной точки: утвержденных и принятых профессиональным сообществом рамочных квалификаций. Они дают квалифицированный ответ на вопрос, какими знаниями и умениями следует овладеть педагогу, чтобы начать построение своей индивидуальной траектории.
Сегодня квалификация учителя никак не связана с уровнем оплаты труда – у учителей нет мотива повышать квалификацию. Действительные современные требования к квалификации учителей отсутствуют. Необходим стандарт педагогической деятельности, ориентированный на другие результаты, нежели те, за которые учитель сегодня получает из стимулирующей части ФОТ в большинстве случаев.
Принятие стандарта педагогической деятельности позволит выстроить систему аттестации педагогических работников, основанную на результатах повышения квалификации и переподготовки учителей. Квалификационные испытания в виде автоматизированного тестирования уже выявили проблемные зоны профессиональных ЗУНов педагогов республики. Следовательно, возникает прецедент о введении адресной системы повышения квалификации.
 
Разделение позиций
При принятии решения о соответствии учителя заявленной категории мы еще учитываем данные о результативности деятельности педагога. Но в перспективе мы готовимся к следующему разделению позиций: в базовой части ФОТ – коэффициенты только за присвоенную квалификационную категорию, в стимулирующей – за результативность.
Кроме того, разрыв между квалификационными коэффициентами между первой и высшей предусматривается не менее 45%. Разделение позиций, в том числе и по коэффициентам за категории, позволит учителю повышать зарплату за счет обеих частей ФОТ. При этом, если по результатам аттестации учитель получит фиксированную сумму за категорию, то для суммы из стимфонда возможен такой путь: учитель, повысивший квалификацию, предъявляет Управляющему совету школы веские доказательства того, что полученные знания и умения он реализовал в своей работе.
В этом случае годовой отчет школы Управляющему совету можно начинать с экспертизы учительских отчетов по реализации индивидуальных траекторий. По ее итогам администрация школы подает рекомендации Управляющему совету о начислении педагогам стимулирующих надбавок за их программы профессионального развития. Здесь важен такой принципиальный момент: учитель постоянно работает над собой и вносит посильный вклад в программу развития своей школы. И повышает собственную заработную плату.
 
Инструменты управления качеством
В настоящее время существует два инструмента управления качеством – ФГОС и ЕГЭ. В ФГОС прописываются требования к результату. ЕГЭ на данный момент единственный механизм, который достижение этих результатов позволяет оценить. На муниципальном уровне возникает задача создания условий для реализации стандарта. Появляется необходимость мониторинга введения ФГОС в части соответствия результата предъявляемым требованиям. При этом, если у муниципалитета как субъекта есть муниципальная образовательная политика, то стандарт позволяет решать задачи ее развития. Однако на сегодняшний день муниципалитет не отдает себе в полной мере отчет о тех задачах, которые перед ним поставлены, и тех возможностях, которые он имеет.
 
Система должна быт открыта
Система образования должна быть открыта для потребителя. Только в этом случае мы получим возможность организации эффективного общественно-государственного партнерства. Причем на муниципальном уровне оно будет эффективнее, чем на школьном (где оно зачастую превращается в шефскую помощь) или региональном (в этом случае слишком велик размах деятельности). Ключевой вывод: вне программы социально-экономического развития муниципалитета развитие муниципальной системы образования – миф. Оценка качества на муниципальном уровне должна осуществляться в контексте социально-экономической политики.
Ключевая задача – определение критериев оценки качества образовательной услуги в муниципальном задании с позиции ее эффективности для муниципалитета.
 
Анна Тучинова,
член Общественного совета Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки

  • 1

Опыт других директоров помогает решать проблемы

Ахтам Чугалаев, директор школы № 97 г. Ижевска, лучший директор 2010 года.
- Когда общаешься с директорами разных школ, понимаешь, что один делает одно, второй делает другое, и отсюда появляются новые идеи, а где-то находится решение тех проблем, которые не решались годами. Это новая практика, новые идеи и возможности, а значит повышение качества, как собственного образования, так и образования внутри своей школы.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account