Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Урок на зависть
eurekanext
 

нашему корреспонденту провела в московском лицее № 1535 англичанка, живущая в Америке, которая приехала в Россию 20 лет назад на «Эврику».
 
А все началось с того, что в магистратуре Института развития образования Национального исследовательского университета Высшей школы экономики появился курс «Вовлечение учеников в исследование».
Этот подход к преподаванию в школах подразумевает такую организацию работы в классе, которая способствует самостоятельному и осознанному желанию детей формулировать вопросы, искать информацию, делать выводы, рассматривать различные точки зрения. А также подразумевает отказ от традиционной для учителя роли лектора и предполагает его включение в новые роли – модератора обсуждений, советника и проводника в море информации. Исследования во всем мире показывают, что вовлечение детей в исследование предмета повышает качество усвоения информации, формируются аналитические и коммуникативные навыки, и самое главное – усиливается интерес к обучению.



Для проведения курса Высшая школа экономики пригласила иностранного специалиста, Энн Эванс – англичанку, ныне живущую в США. Энн преподавала детям из обычных и привилегированных школ, трудным подросткам, учителям и даже представителям корпораций во многих странах мира – США, Великобритании, Гонконге, Шри-Ланке, ОАЭ.
А в 1991 году Энн была одной из первых, кто привез в Россию 40 американских детей для знакомства с Россией и участия в семинаре сети инновационных школ «Эврика-Авангард».
 
Курс «Вовлечение учеников в исследование» сильно отличается от традиционных университетских курсов. Все аудиторные занятия для магистрантов состояли из интерактивных упражнений, а в конце курса был запланирован и состоялся открытый урок в лицее № 1535, на котором удалось побывать нашему корреспонденту.
Надо сказать, что лицей Мокринского (директор лицея № 1535. – Прим. автора) был выбран не случайно. Дети должны были свободно владеть английским языком, чтобы не только понимать Энн на уроке, но и отвечать на вопросы, выполнять задания и в конце представить проект от группы. И надо сказать, английский у детей был на высшем уровне.

Итак, в тот день в классе лицея был необычный урок обществознания.
Сначала дети работали с тестами, которые они видели на экране. Но отвечать на эти тесты им тоже пришлось не совсем обычно. Энн поделила класс на четыре угла. Четыре угла – четыре варианта ответов. Оставалось только выбрать правильный угол.
«Урок-выбор», – подумала я. Дети с визгами и криками перебегали из одной стороны класса в другую: кто-то группами, кто-то поодиночке.
«Урок мечты», – подумала я и вспомнила, как тяжело было высидеть за партой в школе 45 минут и как с нетерпением мы ждали перемены.
Потом дети сели за парты. Но парты не стояли в ряд, как в обычной школе, их сдвинули по три, так, чтобы за ними расположились шесть групп. Кстати, дети достаточно быстро разделились на эти самые группы и были готовы к выполнению следующего задания.
Энн достала большие листы бумаги и положила каждой группе на стол, потом раздала картинки, которые надо было описать. Это можно было сделать как на английском, так и на русском языке.
«Урок-возможность», – подумала я.
И тут началось! Группы начали перемещаться друг за другом по часовой стрелке за соседние столы. А потом обсуждали и дописывали на листе бумаги свои мысли. А потом снова перемещались. Карусель работала! И в движение ее приводили сами дети. Когда группы вернулись за свои столы, по итогам написанного они должны были представить свой проект. Заминки не возникло. В воздух поднялся лес рук, и дети один за другим резво рассказывали о своем проекте.
«Урок-карусель», – подумала я.
Но приглашенные учителя английского языка и истории отнеслись к увиденному скептически. Это ломало их представление о традиционном и таком привычном уроке! Зачем им лишняя головная боль? Ведь к таким урокам надо по-другому готовиться! Гораздо удобнее дать в качестве домашнего задания, да и задания на уроке, конспект трех параграфов подряд из учебника. И волки сыты, и овцы целы. Только вот интерес к учебе отбивается напрочь. (Про конспект, кстати, я не придумала. Учителя еще до начала урока обсуждали это со своими коллегами.)
«Урок-вызов», – подумала я.



Учителя не понимали, как можно на уроке обходиться без лекций. Но у Энн Эванс был ответ на этот вопрос: «Когда учитель берет роль информатора или лектора, то это наименее эффективный способ обучения». Методика действенна. По ней обучаются американские дети с трех лет и до 12-го класса. Так что, как говорится, испытано на себе. И на детях.
Энн уверена – на исследовательском уроке роль учителя не меняется, он по-прежнему является поддержкой для ученика. А вот сами дети становятся экспертами, делая презентации по какой-то определенной теме. И могут научить одноклассников тому, что поняли и разведали сами.
Кроме того, когда дети работают в группах, возникает так называемая групповая ответственность за создание общего проекта. И с учителя автоматически снимается функция контроля. И не надо бояться давать детям свободу. Тем более что они уже научились ею управлять. И в отличие от их педагогов, детям было бы интересно, если бы в их школе таким образом проходили уроки географии, биологии, истории.
А раз детям интересно, то почему нет?..
 
Олеся Салунова

Фото автора

?

Log in

No account? Create an account