?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Качество – за пределами школы
eurekanext

Сахалинская область находится очень далеко от центральных регионов, но это не означает, что модернизационный процесс нас не касается, и мы в нем не участвуем. Еще как участвуем!

 
Центр оценки качества образования образовался совсем недавно, нам всего два года, поэтому в нормативной базе мы уже устоялись, сейчас очерчиваем границы, как нам дальше действовать.
Так же как и в любом другом регионе, родители заинтересованы в том, чтобы отдать своего ребенка в хороший детский сад, в хорошую школу. И когда они об этом думают, они задают вопрос: «Почему я отведу своего ребенка именно в этот детский сад или в эту школу?» – Потому что там дают качественные образовательные услуги.
Мы понимаем, что сегодня все сводится к результату освоения основной образовательной программы школы и, по сути, оценке результата. Мы понимаем, что по ФГОС все виды результатов – предметные, метапредметные и личностные – все остаются внутри. И мы понимаем, что качество образования – это вещь, которую можно увидеть только за пределами школы, и мы в этом очень твердо убеждены. За пределами школы увидеть этот результат образования можно только в социализации, на протяжении всей жизни.
Вопросы финансового обеспечения должны быть напрямую связаны с качеством образования. Поэтому финансироваться должна не просто деятельность учителя, и даже не столько качественное выполнение должностных обязанностей. Нормативный документ нам указывает на зависимость объема ассигнования качества образования, но при этом мы не видим ориентира на указатели качества, и нам непонятно, как они будут рассчитываться.
Наши первоклассники начали учиться по новым стандартам, как и везде, пошли по стандартам, и мы увидели, что набор результатов по ФГОСам очень сильно расширен. И здесь тоже надо менять какие-то расчеты, потому что финансироваться должны и другие виды деятельности учителя, т.е. те виды, которые будут обеспечивать достижение других результатов, которые будут обеспечивать новое качество образования.
Наш регион – один из немногих регионов, который пошел по пути повышения не базового оклада заработной платы, а по пути повышения стимулирующего фонда. Норматив в регионе обеспечивается в каждом образовательном учреждении. В рамках новой системы оплаты труда возникла острая необходимость разработки четкой системы критериев стимулирования учителей за качественный труд.
И здесь у нас возникла очень большая проблема, потому что реально нужно понимать, что такое должностные обязанности, что такое качественное выполнение должностных обязанностей. Сегодня у нас многие руководители образовательных учреждений просто путают эти вещи. И тогда возникает вопрос, который мы уже обсуждали очень долго: «За что мы тогда можем стимулировать педагога?». И руководители между собой, общаясь на заседаниях, собраниях, совещаниях, задумываются над тем, а надо ли стимулировать учителя за результат ЕГЭ? Надо ли стимулировать учителя за то, что его ребенок не только участвовал, но и, предположим, занял призовое место в региональной или всероссийской олимпиаде, в каких-то других конкурсах, на каких-то других уровнях? Или это все-таки обязанность учителя? Надо ли стимулировать учителя за то, что ученики его класса на протяжении двух-трех лет показывают положительную динамику в обучении, или это тоже его святая обязанность, его долг? Тогда за что стимулировать педагога?
Получается, что руководители образовательных учреждений вынуждены пересматривать свои локальные акты, положения о стимулирующих выплатах, и этот процесс – до бесконечности. Потому что сначала это были проценты, потом баллы, кто-то вышел на рубли конкретные, идет такая битва, которая обсуждается педагогическим сообществом региона с привлечением общественности. Мы выходим на прозрачность и понятность в этом вопросе.
Чтобы увидеть динамику, показывают ли ученики индивидуальный прогресс или нет, нужен мониторинг. Он – неотъемлемая часть системы оценки качества образования. Поэтому мы в регионе глубоко убеждены, что на уровне образовательного учреждения должна быть полная база данных об учащихся, пока есть некие статистические данные, есть сколько детей, какие они, но нет шкалы, где можно было бы увидеть динамику ребенка на протяжении нескольких лет.
Такая база должна быть однозначно, и не только на школьном уровне. Она должна быть на муниципальном уровне и, если потребуются обобщенные данные, должна быть и на региональном уровне. Это совсем не та база данных, которая сегодня заложена в федеральном мониторинге по комплексной модернизации. Это тот уровень мониторинга, который позволит высветить индивидуальный прогресс любого региона. Поэтому когда мы начинаем об этом говорить, мы сразу начинаем понимать, что это дополнительный функционал, и у педагога возникнет вопрос: «Почему я должен это делать?». Допустим, мы его убедим, что мониторинг нужен для аттестации, но до тех пор пока мы не начнем все понимать, для чего это надо, начиная со школьного уровня и заканчивая региональным, мы не сдвинем этот вопрос с мертвой точки.
Кроме того, сегодня мы все настолько заполнены бумажными вариантами, что деятельность педагога превратилась в бумаготворчество. И педагог свою работу с ребенком отодвигает на второй, третий, десятый план. Поэтому ни о каком бумажном варианте отслеживания тех же компетентностей учащихся по стандартам и речи быть не может, только электронный носитель. Это очень удобно.
У нас в большинстве школ Сахалинской области запущена программа «Сетевой город». Мы стали ее сравнивать с электронным паспортом школы. Разумеется, это совсем другое, но школе, которая прожила хотя бы эту сетевую ситуацию, будет гораздо легче перейти на электронный паспорт школы.
К сожалению, сегодня отсутствует эффективный механизм сбора данных на каждом уровне, но серьезный сбой происходит на муниципальном уровне. По крайней мере в Сахалинской области, может, в других регионах такой проблемы нет. Данные транслируются, но дальше никуда не идут, с ними ничего не делают.
Кроме того, муниципальные задания, которые раздаются, никоим образом не связаны с инструментом оценки качества. Мы до конца не понимаем, кто будет определять четкие границы муниципальных заданий в части определения образовательных услуг школ. Наверное, на муниципальном и региональном уровне должна быть разработана модель финансово-экономических механизмов для возможности появления новых муниципальных заданий. Правда, непонятно, кто будет определять, насколько качественно выполнено муниципальное задание. Может быть, это надо прописывать в уставах образовательных учреждений по основным видам деятельности. А может, на региональном уровне должны быть какие-то методические рекомендации.
Ольга Майорова,
Центр оценки качества образования Сахалинской области