?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Школе нужна свобода
eurekanext

Автономия школы, свобода финансово-экономической деятельности становятся сегодня главными педагогическими факторами, обуславливающими поле развития ребенка. Что об этом думает Ирина Осетрова, директор школы № 71 г. Красноярска?

 
– В стандарте нового поколения для начальной школы, для основной школы четко прописаны требования к условиям, к образовательной программе, к результатам реализации образовательной программы. Фактически введение новых стандартов требует создания новых моделей обучения. Школе нужна большая свобода. И сегодня это возможно только в статусе автономного учреждения.

– Почему школы не переходят в статус автономных?
– Я думаю, в большинстве случаев это обусловлено неочевидностью механизмов перехода. Хотя бы в части урегулирования финансово-экономических вопросов: а это и доведение норматива финансирования до образовательного учреждения в полном объеме, и формирование муниципального задания. Мы свою свободу в настоящее время строим на договорных отношениях с муниципалитетом, чтобы дать нашим учащимся больше свободы для собственного развития.

– Новые стандарты – новое качество образования. Как достижение качества может быть оценено на школьном уровне? Как его могут оценить сами дети? Их родители?
– В нашем лицее учащиеся 6-го класса уже понимают, какое содержание образования им нужно.

– Содержание?
– Да, именно содержание образования. Без привязки к учителю. Я считаю, что это уже показатель качества, когда ребенок способен самостоятельно выбрать, какая именно образовательная программа ему нужна. Это первая ступень к качеству образования – понимание ребенком того, что для него является главной движущей силой. Чтобы он на основе самостоятельного выбора действительно получал то образование, которое ему необходимо. Чтобы это понимали и сами родители. И, если хотите, чтобы сам ребенок мог объяснить родителям, что для него действительно важно.
 
– А какой, по вашему мнению, должна быть система повышения квалификации в условиях нового понимания качества?
– Оценка компетентности учителя через достижения, через результаты его детей – я считаю, что это одна из важнейших составных частей аттестации. Конечно, обязательно должна оцениваться профессиональная подготовка учителя. То есть математик должен знать математику, учитель русского языка – русский язык. Вот когда совпадают все эти составляющие – это учитель высшей категории. Кроме того, я считаю, учитель должен иметь свою образовательную программу, где у него четко прописано, чему у него ребенок мог бы обучаться. Наличие такой программы – своего рода допуск к повышению квалификации.
При этом в образовательной программе должны описываться не только предметные результаты учащихся. Важны и внеучебные достижения. Например, у нас в лицее одна из форм обучения русскому языку – издание журнала. И это настолько качественный продукт, что даже профессиональные журналисты отмечают, что им интересно работать с детьми и понимать, что у них происходит. Когда дети в 6-м классе могут так предъявить свои знания, умения и компетентности, я думаю, это немаловажно и при оценке компетентностей учителя. Нужно суметь все это учесть.

Наталья Цырендашиева