?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образование – это и право, и услуга
eurekanext

Мы много говорим о том, что такое качество образования, о критериях его оценки. А какой должна быть система управления качеством?
С этим вопросом мы обратились к заместителю директора по научно-методической работе гимназии № 205 из Екатеринбурга Ольге Медведевой.
 
Перед тем как говорить о том, какой должна быть система управления качеством, я думаю, нужно определиться с тем, что мы, собственно, понимаем под качеством.
Например, как понимали качество в античности и как понимал качество Карл Маркс? В античности качество понималось как нечто присущее самому предмету и вещи. И поэтому люди его воспринимали как попытку найти нечто необычное в самом предмете, нечто, отличающее один предмет от другого. Такое понимание до сих пор носит принципиальный характер и в силу традиции прочно закрепилось в современном, в том числе и педагогическом, сознании.
С появлением рыночных отношений, во времена промышленного переворота, когда место продукта занял товар, появилось понимание качества как характеристики. У Маркса качество товара определяется через соотношение потребительской стоимости товара к затратам. На первое место выходит потребление товара.
Сейчас мы должны рассматривать образование не как служение, что было характерно как раз для авторитарного сознания, а как услугу, что характерно для постиндустриального, информационного общества.
Педагогическому сообществу важно понять, что образование становится услугой, и это вещь очень принципиальная. Потому что если мы понимаем, что образование – услуга, то тогда мы и к качеству образования начинаем относится совершенно иначе. Тогда и само качество определяется уже потребностями социума. Что, в свою очередь, делает столь актуальной проблематику успешной социализации.
Главное при определении моделей управления качеством, и это нужно понимать и учителю, и управленцу, – понимать, что качество – это прежде всего характеристика, это не есть результат. Результат – это некоторые конкретные, предметные вещи, которые можно зафиксировать. Результат – это продукт. Качество – это характеристика продукта, которая позволяет ему стать товаром. То есть в самом результате должно проявиться нечто такое, что позволит ему стать качеством. Таким образом наши образовательные результаты должны быть избыточными, для того чтобы появилась качественная характеристика. Потому что именно сверхизбыточность дает возможность успешного вхождения в социум.
Каким образом можно управлять качеством? Вообще говоря, это взаимоисключающие вещи – и управление, и сам процесс, и продукт. По сути управление сводится к тому, чтобы организовать процесс, когда бытие продукта, которое мы понимаем как результат, впоследствии, приобретая качество, становится товаром. Но кто его организует? Я думаю, основополагающим в этом случае является школьный уровень. Именно на этом уровне прежде всего идет создание образовательных результатов. И именно здесь как раз и необходимо изменение идеологии в плане понимания образования как услуги, и как следствие самих подходов к достижению результата. Результат должен стать избыточным, избыточно культурным. Потому что именно за счет избыточности возможно успешное вхождение в социум.
Ключевой риск, с которым сталкиваемся при формировании системы оценки качества на школьном уровне – это стремление подогнать достижение под сиюминутное понимание блага общества. Потому что есть такие виды деятельности, которые на данный момент могут находиться за пределами этого понимания. Например, молодой человек защищает честь девушки, или матери, или отца, или честь двора, наконец, идет в драку. Вызывают милицию, сажают его, а обидчик становится пострадавшей стороной. Как здесь оценить достижения? Он ведь защищал, выполнял функции защитника. Но именно в оценку его образовательных достижений этот инцидент никак не войдет, или, учитывая вмешательство милиции, будет оценен негативно. И качеством с точки зрения традиционных педагогических представлений быть не может. Получается, что картинка, которую мы создаем, такая, на первый взгляд, гибкая, многоуровневая, эта картинка нуждается в серьезном осмыслении. Мы идем по меркам классических результатов, которые воспринимаются пока как продукт, а не как качественный товар.
К сожалению, само образование пока не воспринимает себя как услугу, а только как результат. Но результат – един. А понимание качества – многообразно. На этом должно строиться и все остальное, даже понимание финансовых вопросов.
До тех пор, пока образование будет восприниматься как некое служение высшим идеям, до тех пор, пока будет предполагаться, что качество находится в самом предмете, развести результат и качество будет невозможно. Образование будет таким, как оно есть: замерили, замониторили, собрали, но не агрегировали.
Ключевая задача на сегодня – работа с педагогами в проектном режиме. Надо донести до каждого: образование – это услуга. Иначе говорить о качестве бесполезно.
Записала Наталья Цырендашиева