Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Долина бюджетных школ
eurekanext

В Тункинском районе Бурятии нет автономных учреждений. Главную причину руководитель 
информационно-аналитического отдела Управления образования МО «Тункинский район» Валентина Загайнова видит в том, что руководители пока не решаются на такой шаг. 

Сколько школ в Тункинском районе?
– У нас 26 муниципальных школ (14 – средних, 3 – основных, 1 – начальная школа и 8 начальных школ-садов), в которых обучаются чуть более 3000 учащихся. Кроме того, на территории нашего муниципалитета 2 государственных учреждения: «Аршанский лицей-интернат для одаренных детей» и «Шимкинская средняя общеобразовательная школа-интернат». Наибольшая численность учащихся 660 человек в МОУ «Кыренская СОШ», в остальных же образовательных учреждениях 100–150 детей, в начальных школах детей еще меньше – 10–15 учащихся.

С чем связано такое распределение по школам? Как добираются до своих школ дети с отдаленных территорий? Сколько сел находится на территории Тункинского района?
– Мы живем в прекрасной горной долине с множеством рек и крутых серпантинов протяженностью более 200 км, поэтому труднодоступность и отдаленность 14 сельских поселений друг от друга является основной проблемой распределения учащихся по школам. Конечно же, муниципалитет максимально решает вопросы с централизованным подвозом учащихся, но это, к сожалению, не всегда просто. Автобусы устаревают, требуют постоянного технического ухода.

Насколько отличается зарплата педагогов в школе, где учится 660 человек и в школе, где обучаются 100–180 ребят?
– По-разному, но средняя заработная плата не ниже общереспубликанской, иначе экономический отдел не пропустил бы тарификацию образовательного учреждения в начале учебного года. Также разница в стимулирующей части ФОТ учителей ОУ тоже играет роль, грубый пример: учителя с равными заслугами и результатами в разных ОУ из стимулирующей части получат по-разному, потому что в одной школе стимулирующая часть ФОТ составляет 18 000 рублей, а в другой – 80 000 рублей.

Есть ли автономные учреждения в вашем районе?
– К сожалению, на сегодня, в районе на автономию пока еще никто не перешел. Но с нового календарного года планируется переход одного из учреждений дополнительного образования «Районного центра детского туризма и краеведения».

С чем это связано?
– На мой взгляд, наверное, это боязнь «нового, малоизведанного», ведь все руководители образовательных учреждений по основной специальности – учителя, а для того, чтобы смело отойти от существующей муниципальной централизации, необходимо владеть определенными экономическими и юридическими вопросами и уметь управлять.

Какую роль играет в оценке качества образования муниципалитет? Какую роль в оценке результатов и в оценке качества играют родители, учителя?
– Сегодня у нас, как и у всех, очень хорошо поставлена работа по оценке результатов образования, ведется мониторинг государственной итоговой аттестации 9-11-х классов, все 26 образовательных учреждений района дружно участвуют в «Рейтинговании школ и муниципалитетов» по пяти направлениям. От общего рейтинга, в первую очередь, зависит распределение стимулирующей части руководителей ОУ района. А вот, что касается оценки качества образования, то здесь ответ не однозначный. Хорошо бы разобраться с понятием «качество образования», если мы говорим, что качество образования выпускника школы сразу на выходе оценить сложно, и судим по «качеству жизни в дальнейшем», то возможно, что муниципалитет сегодня, как основной распорядитель бюджета, оценивать это качество не может, так как получается «сам сделал – сам и может себя похвалить». Главная роль муниципалитета не оценить, а грамотно распределить финансовые средства, данные для реализации ФГОС, и, возможно, привлечь дополнительные инвестиции в образование так, чтобы это повлияло на увеличение ресурсов муниципалитета в целом, соответственно на улучшение качества жизни всех ее жителей. И здесь роль учителя станет основной, потому что именно он на селе является лучиком света в темном царстве.

Какие цели вы ставите перед собой?
Моя главная задача: заинтересовать муниципалитет в необходимости вложения материальных ресурсов в образование как основного фактора социально-экономического развития.

Каким образом вы будете отстаивать эту позицию в муниципалитете?
– Акцентировать роль образования на то, что именно оно может повлиять на улучшение качества жизни, в первую очередь, через образовательные программы, социальные партнерства. Образование может организовать переговорные площадки с общественностью, для того чтобы сформулировать социальный заказ и многое другое.

Как, по-вашему, отнесутся к этой идее в вашем районе?
– Вот на этот вопрос я затрудняюсь ответить, думаю, все зависит от того, увидит ли муниципалитет обязательства образования в этом.
Записала Алена Шадрина

?

Log in

No account? Create an account