Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Образование как образ самого себя
eurekanext

По мнению Анны Хамардюк, начальника отдела анализа и прогнозирования в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сделать лучше жизнь можно, только улучшив школу.

 
– Что для вас означает качество образования?
– Вот стол, какие его качества? Квадратный, деревянный, гладкий. Вот человек, товар, жизнь… Поисковые системы так или иначе сталкивают образование с качеством в потребительский утилитарный котел.
Это, с одной стороны, справедливо – образование служит средством для чего-то более важного и значимого для жизни человека, играет роль «волшебного помощника» в сказке. Поведешь себя правильно – оседлаешь серого волка, женишься на царевне, и будут тебе молочные реки с кисельными берегами.
С другой стороны, в таких вопросах есть глобальная провокация. Потому что средство бывает и целью – «древо ограды дает плоды и само». Диалоги на ноябрьской «Эврике» (ссылка http://www.eurekanet.ru/ewww/info/15525.html) вполне это подтвердили. Ключевая оппозиция обсуждавшейся концепции – качество образования и качество результатов – на перекрестке суждений обнажила самый острый дефицит – единство языка, на котором строится общее понимание. И это тоже показатель качества образования.
 
– Так какое оно, это качество?
– Для меня оно больше в категориях модальности – или есть, или нет. Качество образования как качество осетрины – бывает только первой свежести. Есть это качество – ты понимаешь и сам себя, и мир вокруг. По крайней мере, точно разберешься, если приложишь усилия. Для меня образование – образ самого себя, обретенный в трудах, поисках, иногда совершенно, казалось бы, случайно. Поэтому качество его – это такая очень субъективная штука, которая тем не менее должна быть измеряема. Если мы верим в то, что оно лепится с 7 до 18 лет. В школе. Подумать только, сколько людей работает на это! Только для 1,5 млн населения Югры численность педагогов складывается в цифру жителей среднего сибирского города – порядка 30 тысяч. Ненатуральность продукта труда не отменяет его зримое выражение. Система оценки качества образования – это такой оптический прибор, позволяющий увидеть это.
 
– Зависит ли качество жизни от качества образования?
– Конвертация образования во что-то другое – личный выбор человека, это образование возымевшего. Еще и инвестировать можно. Интересно еще «проиграть» аналогию с фондовой биржей... Качество жизни каждый определяет исходя из личных приоритетов. И связь, безусловно, есть. Качественное образование – жизнь особого качества. С неразменными мощными нематериальными активами. Притом не так уж важно, дворник ты, сторож или человек, облеченный властью и принимающий решения, влияющие на жизнь других. Особенно удачно, если совмещаются инфраструктурные, технологические штуки и культурные платформы. Тогда и самолеты не падают, и государственная машина работает как хорошая стиральная – тихо-тихо и стирает чисто, не повреждая вещи. Хорошо бы устроить на стенке в школьном классе – той, которая противоположна доске – граффити для учителя: «Завтра твои ученики будут тебя лечить, стричь, возить, кормить, снимать кино и писать музыку… кто-то из них даже будет учить твоих детей и внуков». А? Мотив? Чтобы иногда сделать паузу и посмотреть на свою работу немножко со стороны? Ведь для самого ученика вряд ли реален родительско-учительский рефрен – «учись хорошо – сделаешь карьеру (построишь бизнес) – получишь благополучную устроенную жизнь и уважение людей». Все-таки здесь удовольствие может быть в более глубоких слоях – в открытии того, например, как из нектара у тебя вдруг получается мед. Как из всего, что положено вокруг, складывается дом, который построил Петя, Вася, Коля, Лена, Надя и все-все, кому удается справиться с собственным образом. И вот этим медом, заметим, лакомятся все. Качественное образование, получается, не может быть частной собственностью, сугубо личным капиталом. Умножающийся эффект. В качестве жизни не только внутри, но и вокруг. Тогда становится понятен ответ на вопрос «почему у нас все так?» – «потому что у нас такая школа». Значит, сделать лучше можно, улучшив ее.
 
– Как вы решаете проблему качества в вашем регионе?
– С одной стороны, серьезно укрепляем материальные активы – здания, инфраструктуру, оснащенность школ и колледжей. Решаем средствами целевой программы витальные потребности. Из всех целевых программ, принятых правительством округа, наша – самая дорогая для бюджета. Основной вес расходов приходится на капвложения, но не только. Только в 2011 году на обеспечение комплексной безопасности и комфортных условий образовательного процесса программой выделено 1,8 млрд руб. Качественные условия для образования – это не только комфортные и безопасные здания. Это еще и современные средства обучения. Выделены средства на оснащение школ современным оборудованием в соответствии с требованиями стандартов. Это современные лабораторные комплекты для кабинетов физики, химии, биологии, интерактивные карты по географии и истории (лицензионное демонстрационное ПО). Интерактивные доски, серверы, монтаж ЛВС – по выявленной потребности приводим в надлежащее состояние информационную среду школ.
С другой стороны, двигаем, пытаясь развести, тяжелые плиты системных тупиков: повышения квалификации учителей и аттестации. Находим необходимые ресурсы для подготовки целевых групп, в перспективе формирующих на территории свое экспертное поле и двигающих процессы апгрейда внутри профессионального сообщества. В чистом виде персонифицированной модели повышения квалификации у нас пока нет. Есть заданные требования к программам и выход на открытый рынок. При сохраняющемся целевом региональном заказе по отдельным направлениям – таким, как менеджмент в образовании. Целевая программа «Новая школа Югры» – комплексный инструмент, фиксирующий диагноз и определяющий необходимую терапию для перехода в новое, здоровое состояние. Поэтому, помимо мониторинга по индикаторам состояния инфраструктуры, нам необходимы прозрачные, открытые и действенные механизмы системы оценки качества образования. Это сейчас самая важная управленческая задачка.  
 
Олеся Салунова

  • 1

вопрос к Анне

что конструктивного дали семинарские заседания? Появилось ли продвижение по вопросу о критериях/индикаторах и механизмах оценки качества?

Обсуждения еще раз показали, что самое трудное - выработать общий язык. И перестать спорить, подменяя тезис. Разведение качества образовательных результатов и качества образования в целом позволяет оценить свои силы и вскапывать эти огороды не одновременно). Классный доклад был у Ковалевой Г.С. Но стало ясно, что в поле, где должны лежать адекватные замыслам формирующей оценки инструменты, мало что лежит( Мало профессионалов, мало качественных разработок. Для меня важно то немногое, что есть, привить в школьную практику. Объединив интересы учителя, школы и ОУО. Мониторинг - то, что нам нужно. В общем работы хватит всем.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account