?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Традиционная осенняя «Эврика»
eurekanext

Завершилась осенняя «Эврика» – ежегодный ноябрьский сбор инновационных школ, управленцев и экспертов для рефлексии и оценки ситуации в образовании в целом, для обсуждения направлений развития инновационных проектов, анализа образовательной политики и ее перспектив.

Обычно это двухдневный сбор с участием огромного числа людей – от 500 до 1000. В этот раз мы решили провести сбор по-другому – разбить все темы на группы и обсуждать по два-три дня с теми, кого интересует конкретика по отдельным темам.
С 28 октября по 1 ноября обсуждалась модернизация системы образования в целом, включая модернизацию региональных систем, «Нашу новую школу» и мониторинг введения ФГОС и экономических механизмов.
1–2 ноября съехались представители Федеральных инновационных площадок и те, кто хочет ими стать.
А с 3-го по 6-е – детальное обсуждение системы оценки качества образования, включая анализ условий и показатели достижения всех результатов, указанных в стандарте и не указанных там.
Жанр другой – вместо огромных аудиторий и общего разговора на каждый этап эвриканского марафона собирались примерно по 200 участников, почти все транслировалось в сеть, и удалось докопаться до самых мелких, но безусловно важных деталей.
Все материалы опубликованы на eurekanet.ru, пересказывать нет смысла, но попробую обобщить дискуссии и по свежим впечатлениям выделить основное.
Для меня важным было подтверждение наших аналитических выводов (сделанных на основе электронного мониторинга ситуации в системе образования), что существует кризис управляемости системы образования.
Сильная разбалансировка системы образования – муниципалитет как единственный учредитель, регион (субъект федерации) как основной финансовый ресурс, федеральный центр как основной источник системных (институциональных) инноваций. Простой пример: в Федеральном стандарте обозначается необходимость 10 дополнительных часов, но это никакой обязательности для регионов не имеет. В результате норму пришлось убрать.
Проблема разбалансировки требует срочного решения, иначе усилия по увеличению финансирования школы будут неэффективны.
Другая важная проблема: отсутствие общих представлений по тому, что такое качество и результаты образования. Формулировки стандарта эту проблему не решили, и это видно по тому, как неэффективно распределяется стимулирующая часть фонда оплаты труда и как невыразительно сформированы региональные системы аттестации учителей: огромная бумажная волокита съедает весь смысл проверки квалификации учителя.
Среди финансово-организационных тем самая «горящая» – отсутствие методик расчета стоимости муниципальных услуг, отсутствие методики расчета финансового норматива с учетом выполнения требований к условиям достижения современных результатов, согласно ФГОС.
Школы отказываются от финансово-хозяйственной самостоятельности. И директоров можно понять – отсутствие четкой, согласованной нормативной базы превращает финансовую самостоятельность в провокацию – любой проверяющий может повернуть действия директора в сторону нарушений. Кто в таких условиях захочет рисковать?
Возникает странная картина: там, где модернизация идет планомерно, в соответствии с федеральными сигналами – разбалансировка усиливается. Там, где застой и ничего не меняется – все стабильно и без рисков.
И все чаще учителя и директора спрашивают себя: куда идем?
Кто ответит?
Александр Адамский