?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Свобода в обмен на ответственность
eurekanext

По мнению директора МОУ «Лицей № 1» г. Тырныауз Мухамеда Лихова, переход школы в автономное учреждение предоставит свободу, но при этом увеличится ответственность за возможные риски. Но лицей автономным учреждением пока не стал. В чем причина?
 
– К большому сожалению, автономными мы еще не стали. Мы тщательно проработали свои возможности перехода в автономное учреждение. Мне кажется, в коллективе уже есть понимание того, что «автономка» – это свобода в обмен на ответственность за возможные риски при том или ином решении, практическом шаге. По большому счету проблема в том, что ни региональная, ни муниципальная власть не гарантирует выполнение своих обязательств в сроки и в полном объеме, всем пакетом средств. У нас пока не сформирован муниципальный заказ, нет муниципального финансового норматива на содержание зданий, другие нужды. Мы с директором школы № 2 Ханафи Гулиевым, являясь депутатами местного самоуправления, пытаемся продвигать решение этой проблемы. Школа реализует новые проекты, мы подали заявку на получение статуса ФИП. В связи с развитием школьной системы оценки результатов и качества образования меняется школьный уклад жизни, строятся новые взаимоотношения учеников, педагогов, родителей, местного сообщества. Мы готовы вести диалог со всеми заинтересованными лицами.
 
– Какова эффективность новой аттестации учителей?
– В опросе, проводимом на сайте www.eurekanet.ru, я отметил, что содержание и процедура аттестации неэффективны. На мой взгляд, с 1 января 2011 года в аттестации произошло мало изменений. И проблема, по-моему, в том, что в среде педагогов не воспринимается идея резкой дифференциации заработной платы. В нашей региональной НСОТ в расчетах базовой части фонда оплаты труда заложены минимальные различия в заработной плате учителя без категории, учителей первой и высшей категории. Мы с директорами часто обсуждаем проблемы аттестации и повышения квалификации. Я ожидал, что при переходе на новую систему оплаты труда произойдет резкая дифференциация в оплате труда, соответственно вырастут требования к уровню квалификации педагогов. Есть понимание, что тогда аттестацию могут преодолеть не все. Нужно дать учителям в течение года время на переподготовку и выделить на это средства. Если мы изменили понимание качества образования, расширили понимание образовательных достижений учащихся учебных и внеучебных, то должны понимать, что требуется организация эффективной системы повышения квалификации педагогов. Нужен финансовый норматив на постоянную переподготовку учителя, программа которой завязана на образовательную программу школы. В свою очередь, образовательная программа школы должна меняться в соответствии с ростом квалификации педагогов, освоением ими новых технологий.
 
– Как происходит у вас внедрение новых стандартов?
– Процесс перехода на ФГОС интересный и трудный. Ощущение такое, что за реализацию стандарта отвечает только школа – директор и учителя начальных классов. В моем понимании для начального этапа внедрения ФГОС важна реализация блока «Требования к условиям». За это ответственны и учредитель, и региональные власти, и школа. Делается реально крайне мало. Все должны понимать, что образовательная программа школы в большой степени определяется уровнем условий и, в свою очередь, должна быть ориентированной на новые результаты образования. В этом и сложность создания реальной образовательной программы. В нашем регионе норматив на ученика повышен для начальной школы, реализующей ФГОС (разница с обычным – около 3000 рублей), есть возможность организовать образование детей во второй половине дня, внеурочную деятельность. Учителя учатся сами, создают новые дидактические материалы. Им сложно работать, так как УМК мало изменились с момента введения ФГОС.
Олеся Салунова