?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Инновации в условиях модернизации образования
eurekanext
Ключевая задача  развития образования – фиксация институциональных аспектов инноваций. Но чтобы продвинуть проект, нужна регламентированная процедура, или рамка. Поскольку идея практически никогда не совпадает с заранее обозначенными рамками, получается, что, с одной стороны, мы хотим привлечь инициативных людей, способных генерировать идеи, а с другой – должны создать регламент, который позволит эти идеи  продвигать. Причем регламент вступает в силу уже на этапе подачи заявок. Главная задача, требующая сегодня своего решения, – это встраивание инновации в государственную машину для ее продвижения. В рамках решения этой задачи важно достижение баланса между уровнем эффективной поддержки и уровнем ограничения. Необходим принципиально новый формат организации,  формат предварительного взращивания более широкого спектра идей.

В связи с этим прежде всего необходимо различать образование и образовательную деятельность. Мы вынуждены констатировать, что все большее количество детей ценят внесистемные образовательные ресурсы, нежели системные. Поэтому становится важным вопрос: где протекает образовательная деятельность? И какими могут быть способы поддержки несистемной образовательной деятельности?
Второй  аспект: соотношение деятельности и нормы. Понятно, что проектная инновационная деятельность находится внутри обозначенного выше противоречия. Новая деятельность еще не укоренена в нормах. Значит, либо она создает новую норму, либо остается в границах существующих. Ключевой вопрос образовательной политики на сегодня – поиск новых норм. Ключевая проблема – отсутствие технологий оформления новых норм. При этом механизм изменения норм важно понимать именно через рефлексию инновационной проектной деятельности, и механизм должен быть динамичным.  В настоящее время доминирование государственных норм в инновационной деятельности требует существенного обновления. Нужен сдвиг образовательной политики в сторону выращивания компетентности по переходу к новым нормам. 
Третий аспект: предельной рамкой результативности качества образования является социализация. И это качество образования должно быть прежде всего связано с качеством жизнедеятельности.
В соответствии с обозначенными рамками перспективными направлениями развития образования являются институционализация и индивидуализация.
Как возникает норма, являющаяся регулятором деятельности и однозначно определяющая качество деятельности? Существующие нормы, к сожалению, отнести к регуляторам нельзя. Стажировочные площадки, работающие в этом направлении, нужны как база для разработки программ повышения квалификации в силу того, что для учительского сознания в данный момент чтение нормы практически недоступно. Этот факт доказывает и неприятие учительским сообществом законопроекта «Об образовании».
Дальше. Инновация, не превращающаяся в институт, не выживает. Важным методологическим аспектом  в этой связи является обобщение инновационных прецедентов для оформления нормы не на основе единичного прорыва, а на базе качественного обобщения. Без него институциональная организация в образовании буксует.
 
Сегодня человеческий капитал не воспринимается суммарно. Важен капитал отдельно взятого человека. Общее благо зависит от самореализации каждого человека. Даже негативная самоактуализация одного человека на миллион может этот миллион погубить. Причем фронтальное воздействие чрезвычайно опасно. Мы больше не можем позволить себе пренебречь одним ради блага всех.
Очевидно, что индивидуальность может развиваться исключительно в коллективном взаимодействии. Индивидуализация как норма отсутствует. Неясно, как готовить педагога? Как ему самому строить свою работу? Индивидуализируется и образовательный процесс, и учительская деятельность. С этих позиций деятельность стажировочной площадки, ориентированной на переход к индивидуальной траектории обучения, является одним из наиболее перспективных направлений, хотя бы в силу сложностей перехода к дифференцированной оплате труда, в основе которой лежит именно индивидуализация. 
 
Следующие ключевые направления: информатизация и экономика образования.  Ключевая задача информатизации – создание интерактивной информационной электронной среды. Мы долго расценивали информатизацию как средство, в то время как интернет уже давно стал частью культуры. Электронная среда больше не является способом освоения других сред, она сама стала образовательной средой. Интернет сегодня активно соперничает с другими, более закрытыми носителями культуры. И в этом смысле он гораздо привлекательнее для молодого поколения как образовательный ресурс, нежели иные, менее активные артефакты. В этом смысле сайт учащегося становится одной из самых перспективных дидактических единиц.
 
Речь не идет о полном уничтожении диалога с ребенком и замене электронной коммуникацией нормальных человеческих отношений, а скорее о том, что освоение колоссального культурного ресурса игнорируется как образовательная среда. Вместе с тем, достигнуть индивидуализации образования вне электронной среды невозможно – в силу того, что технологические особенности электронной среды не терпят фронтального отношения.
В то же время любая ситуация развития связана с увеличением рисков. Но это всего лишь означает, что надо понимать, как с ними работать. Ситуация такова, что либо мы отгораживаемся от тех тенденций, в которых ребенок уже находится, и эффект социализации снижается. Либо мы участвуем в них, и риски увеличиваются, скажем, в части невозможности контролировать поток информации. Яркий пример: использование контент-фильтров. Да, на школьных компьютерах они есть, но что мешает ребенку зайти на запрещенные сайты с других компьютеров? Один из возможных путей работы с рисками – экспертная оценка трендов, где ключевой  тренд – электронная среда. Задача эксперта – оценить риски и выбрать пути их преодоления, а затем объяснить учителю, как с этим работать.
В общем виде задача для стажировочной площадки – создать электронную образовательную среду. Подзадачи: учет детских достижений, оценка результатов деятельности учителя и т.д. 

В рамках следующего экономического направления ключевой вопрос – самостоятельность (или свобода) школы. Опыт реализации КПМО показал, что 90% школ отказались от самостоятельного формирования фонда оплаты труда. Директора не хотят руководить автономными учреждениями. Но проблема не в том, как хорошо или нехорошо директору, а в том, какие плюсы это дает детям и стране в целом. Если ребенок в течение 10 лет получает опыт неспособности к принятию самостоятельных решений, то в дальнейшем сам их принимать он будет не в состоянии. Ребенок просто не сможет войти в тот тип отношений, когда все происходит не по линейке, в отсутствии планов. Иначе вовлечь в нелинейную деятельность его невозможно. И свобода, самостоятельность перестают быть  сугубо экономическими параметрами. Автономия школы, свобода финансово-экономической деятельности становятся главными педагогическими факторами, обуславливающими поле, в котором развивается ребенок.

ФГОС и другие федеральные проекты могут быть реализованы на основе самостоятельности школы, но ресурсно в настоящее время автономия не обеспечена. Методология расчета норматива, доведение до ОУ всего объема финансирования без изъятий и несметный характер финансирования – то поле инновационных проработок, которое лежит в рамках экономического направления и требует своей реализации в рамках деятельности стажировочных площадок. 
Александр Адамский
 
Записала Наталья Цырендашиева