?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Не идея, а действие
eurekanext

Для меня лично «педагогика сотрудничества» – это не идея, а действие. Сотрудничество педагогов между собой для их сотрудничества с детьми. Наверное, потому, что мне посчастливилось войти в этот мир учителей через «Эврику». Не знаю, как сложилась бы моя судьба и биография директора известной математической школы № 429, если бы не та маленькая заметка в «Учительской газете» – «Клуб творческих учителей «Эврика» приглашает всех желающих, кто хочет о себе заявить, в Центральный дом литераторов». По иронии судьбы мы тогда собирались на противоположной стороне улицы от московского Дома учителя.

И началось... Это можно было сравнить разве что со взрывом – настолько резко и необратимо поменялось течение моей жизни. Все, что только что было где-то там, за облаками... мечты о создании самой лучшей школы для детей самыми лучшими учителями вдруг обрело реальность... Ох, эти разговоры в «Кукушке» – в маленьком кафе почти на чердаке здания, как они бередили душу, наполняя ее надеждой, что вот прямо завтра все у нас изменится... И в стране, и в городе, и в каждой школе... для каждого учителя и ребенка. Еще бы – ведь вокруг было столько единомышленников, и каких! Юля Турчанинова, Миша Кларин, Боря Эльконин, Витя Слободчиков, Олег Газман, Володя Собкин... это навскидку... всех не перечесть... А как они говорили! Каждое слово отзывалось в душе и звало к действию. И откуда столько сверхинтересных людей вдруг возникло в одном месте?

Это уже сейчас я как консультант по управлению понимаю, какая грандиозная работа за всем этим крылась. «Эврика» (а для меня это синоним «педагогики сотрудничества») – это был проект, разработанный и реализованный группой журналистов – Владимиром Федоровичем Матвеем, Симоном Соловейчиком, Нинель Логиновой, Татьяной Милединой, Леной Хилтунен... И, конечно, Сашей Адамским, без гениальности которого и в содержании, и в организации, без немыслимого трудолюбия и преданности делу вряд ли все это стало бы возможным. 

Любое дело начинается с разговоров... Но странные это были для того времени разговоры... И по форме, и по содержанию... Впервые я тогда увидел в действии технологию групповой работы и сборку содержания на пленумах, которую мы потом отшлифовали на эвриканских сборах по всей стране... Впервые поучаствовал в дидактическом театре Адамского, когда на самой высокой ноте спектакль прерывался и актеры (мы сами) вместе со зрителями обсуждали, придумывали и вместе доигрывали сообща придуманный эпилог. Впервые я тогда услышал от Саши такие очень значимые для меня сегодня слова – «Слава, ты что делаешь? Ты же этим норму задаешь!» или: «Разве это можно с тем сравнивать?  Они же нерядоположены!». Многое тогда происходило впервые...

Потом традицией стали многодневные поездки с эвриканскими сборами по городам и весям нашей необъятной многонациональной Родины... В те годы было непривычно видеть, как «педагогика сотрудничества» привлекает партнеров из высших эшелонов власти. Это были не только заведующие гор- и районо, но и министры образования регионов – А. Жирков в Якутии-Саха, Эльза Гречкина – в Эстонии, без А. Лисиной, министра Удмуртии в 88-м году, не было бы и знаменитого сбора в Асаново на две недели и 540 участников.

Сотрудничество набирало обороты... А какое сотрудничество без способности учителей и школьных коллективов к самобытности, к самостоятельному поиску собственных перспектив и реальному воплощению своих замыслов. Наступала эпоха социально-педагогических проектов и проектирования... казалось, вот-вот... 

Для меня и сегодня загадка – почему из тогдашних широчайших идей партнерства на территории для ее развития осталась в массовой школе (Ассоциация общественно-активных школ не в счет) и прижилась только частная идея «учебных проектов». Возможно, это произошло потому, что на каком-то этапе в «Эврике», продолжающей разворачивать «деятельностную педагогику сотрудничества», по стране как-то затихли разговоры о содержании образования, отодвинутые более актуальными организационными темами. Или причиной тому – закон об образовании, отрезавший школу от базовых и шефских предприятий и замкнувший школу от социума и территорий микрорайона? Не знаю...

Я знаю одно – по словам Б.М. Бим-Бада, «время «педагогики сотрудничества» ушло, и время педагогики сотрудничества еще не настало». Это значит, что брошенные ею зерна живут у многих людей в душе и в сердце. И настанет для нее «сетевое время». Может, в сети экспериментальных площадок, а может быть, в сети интернет через механизмы дистанционного обучения, на которые я очень рассчитываю.

Владислав Редюхин

  • 1

Не идея, а действие

Воспоминания о былом обычно бывают печальны, особенно, если воспоминаниями все и кончается. Но эта заметка завершается прогнозом (или надеждой?) вполне оптимистичным. Хотелось бы, чтобы педагогика сотрудничества возродилась в сетевом варианте! Но насколько она при этом изменится? Будет ли узнаваема изначальная идея в новых, сетевых действиях? Или (если "не идея, а действие)новые действия породят нечто существенно другое?

Спасибо, Виетория Виталевна! "Эвника" как инструмент трансляции идеи "пдагогики сотружничества" изначально возниада и станоилась как СЕТЬ. озможно СЕТЬ повтоится

Сеть идей и действий

Главное, что сделала педагогика сотрудничества в свое время - она на институциональном уровне разрушила монополию "единственно-правильного" подхода в образовании. Стало возможным - успешно или не очень - пробовать на т.н. "экспериментальных площадках" разные подходы, содержание, организационно-правовые формы... Это вызвало риски разрушения единого образовательного пространства, сложившегося в СССР и организованного иерархически. Попытки удержать систему образования от хаоса старыми добрыми структурно-иерархическими методами "вертикализации" вроде-бы до сих пор безуспешны (или я ошибаюсь?). В обществе, стремящемся к демократическим отношениям, более естественной была бы стратегия развития системы образования, основанная не на "вертикализации", а на "виртуализации", чтобы основой "единого образовательного пространства" была именно множественность подходов, объединенных в сеть идей и действий. Чтобы в сетевой кооперации нашлось место и "педагогике сотрудничества", и "развивающему обучению", и "компетентностному подходу", и еще массе того полезного, что пройдет свой путь становления в СЕТИ образовательного пространства.

Re: Сеть идей и действий

>>> Это вызвало риски разрушения единого образовательного пространства, сложившегося в СССР и организованного иерархически. Попытки удержать систему образования от хаоса старыми добрыми структурно-иерархическими методами "вертикализации" вроде-бы до сих пор безуспешны (или я ошибаюсь?).

Раньше как говорилои, Андрей Юрьевич, - "ах, какой ЦЕЛЬНЫЙ человек!" Что это значит, - "зимой и летом одним ветом!" Хотя и не елка:-) Сгодня в СЕТИ востребован человек ЦЕЛОСТНЫЙ

  • 1