?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Не навреди
eurekanext

В наше непростое время, развивая идеи педагогики сотрудничества, одним из главных принципов в работе любого педагогического коллектива, мне кажется, должно стать: «Не навреди!». В советское время это был один из главных принципов работы Российского университета дружбы народов: не надо было делать врагов коммунистического завтра.
 
Сегодня эта заповедь для педагога предполагает и ответственное отношение к результатам и последствиям собственной деятельности, и способность понять, и умение видеть своего питомца во всем многообразии его жизненных проявлений и социальных взаимосвязей.
В свое время идеолог открытого общества английский философ К. Поппер писал, что «не навреди» означает «дай молодым то, в чем они срочно нуждаются, чтобы стать от нас независимыми и способными делать свой выбор» – этот девиз был бы весьма достойной целью для нашей системы образования. Независимость и самостоятельность являются важнейшими атрибутами субъекта демократии. К сожалению, взрослые и в семье, и в школе как можно дольше хотят видеть подрастающих молодых людей зависимыми от себя, хотят иметь возможность их контролировать, ими руководить и управлять. А затем начинаются проблемы там, где надо принимать ответственные решения. Они начинаются у людей, воспитанных несвободными и несамостоятельными. Мы с вами – свидетели того, как много у нас бракоразводных процессов. Особенно непросто приходится невестке, которая вынуждена жить со свекровью, мы-то, мужчины, особенно кавказские, вообще более снисходительны. Две хозяйки в одном доме, на одной кухне, кто будет «руководить» сыном – вопрос ведь непростой. Не стоит забывать и о физиологии, которая многое объясняет. Большинство женщин становятся свекровями в возрасте около 50 лет – это время глобальной гормональной перестройки организма. Отсюда и вспыльчивость, и чрезмерная обидчивость, и частые перепады настроения. Мама, которая контролировала всю жизнь своего ребенка, не хочет легко смириться с тем, что сын теперь – глава семьи, и уж тем более с тем, что в его жизни появилась другая женщина, имеющая больше прав на местоимение «мы».

Если свекровь вовремя не признала право сына на взросление, на самостоятельность, то молодой семье предстоят непростые времена. Поэтому важно быть снисходительным. Нужно попытаться найти компромисс, чтобы обе женщины чувствовали себя значимыми – каждая в своей роли. И универсальным способом минимизировать риски являются спокойствие, прямота и чувство юмора. Но еще важнее способствовать уже в школе развитию чувства самостоятельности и ответственности, а на деле традиционная школа воспитывает прилежание и исполнительность, что в конечном итоге приводит к пассивности, безынициативности, неспособности взять на себя ответственность за принимаемые решения, препятствует инновационному поведению, столь необходимому в условиях динамично меняющегося мира.
Мы стараемся в нашей школе ставить перед педагогами задачу прежде всего помогать школьникам в решении тех проблем, которые возникают в их жизни. Поэтому каждое утро начинается с круга, где взрослые и дети обмениваются своими позитивными новостями, а в пятницу на Большой пятничной встрече (дети называют ее молитвой) каждый может выступить с заявлением, проблемой, идеей обо всем, что тебя волнует. Результатом этих встреч может быть проект, исследование, разработка кейса или подготовка рекомендаций, в том числе и по созданию механизмов социального взаимодействия. В семье пьет отец, идя в школу, приходится избегать встречи со злой собакой, мама все время занята и приходится воспитывать одной сестренку, в комнате курит брат и нечем дышать, учитель не хочет выслушать до конца мою мысль, взрослые обижают, в подъезде не горит свет, надо идти поздравить друга, но не с чем, вырастили капусту, не знаем как продать, не уродилась картошка и т.д. Решая эти проблемы с помощью учителей, они учатся жить здесь и сейчас, а не готовятся к непонятной и чужой для них будущей жизни.

Сегодня очень трудно предвидеть, что будет с нами в будущем. Поэтому главная цель современной школы – помочь ребенку стать человеком, стать гражданином, быть нравственным, мобильным, научиться критически мыслить и владеть собой, стремясь к достижению личного успеха, взаимодействуя и сотрудничая с другими людьми.
Говоря о необходимости формирования гражданской, социальной, профессиональной позиции учителя, мы должны понимать неизбежность того, что Я. Корчак называл «воспитание воспитателя ребенком». Критическое мышление нужно в первую очередь учителю для создания атмосферы сотрудничества. Если он хочет только надзирать, контролировать, поучать, формировать детей и не в силах к себе подойти критически, он морально деградирует. «Ребенок и поучает, и воспитывает. Ребенок для воспитателя – книга природы; читая ее, он созревает».
Продолжая и развивая идеи педагогики сотрудничества, современный педагог должен учитывать все социальные связи ребенка. Важно понять и принять его таким, какой он есть, а не стремиться подстроить его под себя (под школьное расписание, учебную программу и т.п.), подстроиться под него (под его опыт и интересы, под его инициативы и искания и т.п.). И он должен быть к этому подготовлен, что немыслимо без преодоления стереотипов традиционного педагогического сознания.
Ханафи Гулиев