?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Приоритеты по-китайски
eurekanext

22 сентября 2011 года в Пекине состоялось XI заседание Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования.
Российскую делегацию на заседании подкомиссии возглавит статс-секретарь – заместитель министра образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко, китайскую – заместитель министра образования Китайской Народной Республики Хао Пин.
Стороны обсудили широкий круг вопросов, связанных с расширением взаимодействия в изучении и преподавании русского и китайского языков в образовательных учреждениях двух стран, а также повышением научно-методического уровня сотрудничества в этой сфере.
Подробно о прошедшей встрече и о дальнейшем развитии образовательных отношений России и Китая нам рассказал Игорь Реморенко.

 
Игорь Михайлович, расскажите, что такое УШОС? Как вхождение в эту организацию может повлиять на развитие дальнейших отношений наших стран в сфере образования?
– Университеты Шанхайской организации сотрудничества (УШОС) – это университеты не только России и Китая, но и Казахстана, Таджикистана и Киргизии. УШОС – это молодое направление, поэтому пока речь идет о нескольких сотнях студентов, проходящих обучение по программам магистра. В дальнейшем предполагается, что студенты 62 вузов, которые входят в состав УШОС, часть образовательной программы, а именно 25% времени от всего обучения, смогут проходить в другой стране, в другом университете. Выбирать страну студенты будут в зависимости от того, как строится их образовательная программа и по собственным интересам. Безусловно, для того, чтобы реализовать эту программу, необходимо проработать систему, правила составления и прохождения индивидуальной образовательной программы для студентов.
Вторым неотъемлемым компонентом успеха является доверие. Странам необходимо доверять друг другу в плане качества образования. Также необходимо понимать, каков будет итоговый документ по окончании учебного заведения, ведь пока студентам выдаются сертификаты, а не дипломы. Соответствующие протоколы и механизмы будут оформлены в ближайшее время. По планам, хартию УШОС обсудят в ноябре, возможно, уже тогда ректорами университетов будут подписаны соглашения.
Сотрудничество с Китаем – актуальная тема на сегодня, хотя бы из-за количества студентов и школьников, которые хотят учиться в Китае. На данный момент порядка 20 тысяч китайских ребят проходят обучение в России и около 13 тысяч российских граждан учатся в Китае. Эти цифры в разы меньше относительно США, там обучаются 100 тысяч китайцев, но они растут с каждым годом. Они увеличиваются и за счет академической мобильности, то есть когда ребята приезжают учиться не на полный курс, а на год или семестр.
Все это говорит о том, что скоро экономике двух стан будет необходимо, чтобы работали люди, более близко знакомые с культурами наших стран. Нам с Китаем есть чем друг друга дополнить, это правильное сотрудничество. Китайцы доказали свое мировое превосходство в области эффективного производства, организации слаженных логических схем. Мы по-прежнему имеем превосходство в инженерии, в области высоких технологий, ресурсов.
 
Были ли затронуты новые темы в плане сотрудничества или пока наши страны сосредоточены на развитии Университетов ШОС?
– Одной из основных новых тем стало сотрудничество в сфере школьного образования. Эта тема была затронута не случайно, два года назад у нас уже был опыт, когда вследствие землетрясения 1500 школьников из Китая побывали в России. За последний год 1000 школьников из России посетили Китай, ознакомились с культурно-просветительной программой. Очень важно, что наш сосед обращает пристальное внимание именно на школьную тему.
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению русского языка, в то время как у нас растет количество желающих изучать китайский язык. При этом китайцы постоянно принимают меры, проводят стимулирующие мероприятия, например, конкурсы по русскому языку. Также у них есть практика к сумме государственного экзамена добавлять 20 баллов за выбор изучения русского языка. А это весомая поддержка абитуриентов при поступлении.
Может быть, когда нами будет отработан механизм портфолио, мы воспользуемся примером Китая и тоже сделаем некое дополнение к сумме баллов государственного экзамена, но это будет касаться не только китайского языка. Сегодня наши усилия интенсифицированы именно в сфере школьного образования. Это очень важно, особенно учитывая то, насколько вырос уровень жизни в Китае.
Что касается сельской школы, то еще семь лет назад, когда я был в Китае, правительство принимало активные меры по ее развитию. В первую очередь – строительство больших, хорошо оснащенных зданий для школ в селах, большие классы, современное оборудование. Организация подвоза детей из малых сел в крупные, дистанционное образование в отдаленной местности, то есть все то, о чем мы говорим сейчас.
 
Вы затронули момент, связанный с уровнем жизни в Китае. Какие изменения произошли в этой стране?
– Последний раз я был в Китае семь лет назад. За это время очень многое изменилось. Я могу сказать, что бросается в глаза то, насколько требовательны они стали к одежде. Покупка, выбор одежды в китайских семьях раньше занимал невысокую ступень иерархии при планировании семейного бюджета, уступая еде, лечению, развлечениям, образованию, другим составляющим бюджета. Сейчас уровень расходов в этой сфере значительно поднялся, китайцы стали более требовательно относиться к себе. Более серьезные вещи – это их ориентация на высокий международный уровень образования. Они поощряют тягу к знаниям, успехи в учебе. Что касается сферы науки, то там совершенно неожиданным стало для нас желание Китая проводить крупные научные исследования, производить крупные установки, изучать тонкие процессы ядерной физики. В Китае начинают появляться не только прикладные, но и фундаментальные разработки. Мы привыкли, что китайцы хорошие производственники, но они пытаются затрагивать и новые горизонты. Что, безусловно, впечатляет.
 
Алена Шадрина