Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
«Cтранное» христианство. Крест Господень
eurekanext

По роду своей деятельности мне приходится общаться с очень разными людьми, в том числе и далекими от Церкви. Общаясь с такой аудиторией, первое, что бросается в глаза – не отсутствие хотя бы каких-либо элементарных знаний о Христианстве и Церкви, а обилие искаженных понятий. То есть своего рода «отрицательных» знаний. Поэтому часто приходится начинать беседу не о том, что такое Православие, а о том, чем оно не является, хотя масса далеких от Церкви людей абсолютно искренне считают, что так оно и есть. Чем обусловлено такое положение? Причин много. Попытаемся разобраться хотя бы в некоторых.
 
Начнем с того, что как религиозное явление Христианство действительно странное. То есть не укладывающееся в классические научные религиоведческие рамки. Внецерковным исследователям приходится прямо-таки втискивать в «прокрустово ложе» классических религиоведческих теорий христианское мировоззрение. Поэтому уже давно не удивляет, что даже в серьезных работах по этой теме так часто встречаются «ляпы» и несуразицы. Сначала это удивляет и даже возмущает, но потом понимаешь – иначе исследователь не может, тогда рушится вся парадигма его личного видения объекта исследования, тогда – конец «науке». Поэтому попытаемся поговорить о некоторых «странностях» христианства, так сказать, без «науки», так как их понимаем мы, православные, а уж степень их соответствия внешнему и внерелигиозному представлению – оставим в стороне.
Совсем недавно, 27 сентября, Православная Церковь праздновала Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – Крестовоздвижение, поэтому поговорим о Кресте.

Что же такое Крест Господень?
Вероятнее всего, невоцерковленный человек на этот вопрос ответит, что это всего-навсего христианский символ, опознавательный знак, эмблема, и будет, безусловно, прав. Кресты украшают маковки православных храмов; изображения креста с распятым на нем Господом – неизменный атрибут церковного богослужения, да и в доме каждого верующего вы непременно найдете крест; обычай носить на теле маленький крестик, так называемый наперстный крест (перси (церк. слав.) – грудь ) известен еще с III века; священник, благословляя человека, «творит изображение креста», да и что такое крестное знамение, вряд ли стоит объяснять. Но вот интересная деталь: та или иная символика – атрибут практически любой религии, но отношение к ним – разное, и ни один из них не может сравниться с отношением христиан к Кресту.
Это отношение можно выразить таким словом, как «почитание».
Как-то один человек, явно не жалующий Православную Церковь, с сарказмом спросил: а если бы Христа не на кресте распяли, а, предположим, повесили или, скажем, утопили, вы что, носили бы и почитали орудие и такой казни?
Здесь уместно пояснить, что мы вкладываем в понятие «символ, почитание символа», что мы хотим выразить, когда говорим: крест – символ христианства.
Следует сразу отметить, что почитание не означает обожествление, здесь нет «сотворения кумира», что противоречит принципу монотеизма.
В христианском мировоззрении символ Креста Господня – не просто символ, а сопричастность той реальности, которую он символизирует. Эта реальность – искупление человеческого рода через крестную смерть Господа, разрушение всевластия Смерти. Спасение человечества. По сути, в Кресте кратко и лаконично изображено все христианское мировоззрение, все Евангелие, весь смысл христианской жизни.

Апостолы, принесшие миру Благую весть о Христе, проповедовали не только Христа Воскресшего, но и Христа Распятого. Сам факт успеха апостольской проповеди и быстрого распространения христианского учения, воспринимаемого в масштабе огромной Римской империи как какой-то незначительной религиозной секты в среде малочисленного еврейского народа с дальних задворков, с трудом поддается рациональному объяснению. Бог всех народов всегда представляется могущественным и сильным, властным и недоступным. А здесь Бог-Творец унижен, замучен, казнен, как последний раб, позорною смертью. То понимали и сами Апостолы, проповедуя Крестную Смерть Христа: «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – пишет ап. Павел (1 Кор. 1, 18). Слово «юродство» в церковно-славянском языке имеет несколько смысловых оттенков, в том числе и глупость. Это означает, что Бог, дела Которого невозможно оценивать по обычным человеческим меркам, избрал средством спасения не мирскую мудрость, не ученость философов, а проповедь Креста. Язычники, для которых боги пребывают в недосягаемой лучезарной вышине, считают Крест Христов глупостью. Для евреев, Бог которых на протяжении Ветхого Завета расправлялся с хулителями веры и врагами, слово о Кресте – кощунство, потому что показывает Бога отнюдь не в «божественном свете», а в смирении и уничижении. Но для тех, кто принял Евангелие, кто верит Евангелию, кто познал Истину, Крест – потрясающее свидетельство Любви Божией и славы.
Таким образом, позорная казнь Иисуса – самый нижний предел Его уничижения – в действительности оказывается вершиной Его земной жизни. Вот почему для христиан Крест – орудие страданий и смерти Иисуса – стал радостным символом победы над Смертью.

Кроме этого внешнего, вероучительного смысла Крест Христов имеет и глубоко личное для каждого верующего значение. Крестоношение – это путь спасения. Смирение (перед Богом, а не перед человеком, какое бы положение он ни занимал и какой бы властью не обладал), терпение скорбей как спасительного лекарства, которым Бог пытается достучаться до свободной человеческой воли, чтобы обратить его внимание на угрожающее вечной жизни состояние души – это путь, ведущий к освобождению от власти духовного беззакония – греха. Как видим, и здесь и юродства, и безумия, и соблазнов для внешнего, далекого от Веры взгляда предостаточно.
Итак, христианское почитание Креста Господня – это не рудимент язычества, а глубочайшее учение об отношениях Бога и человека в деле его, человека и человечества спасения. Это почитание Христа в свете Его искупительного подвига.
Именно поэтому для христианина отказ от Креста – это отказ от Христа, иудино предательство.
 Александр Мартыненко


?

Log in

No account? Create an account