?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Канадский стандарт качества
eurekanext

27 сентября в стенах НИУ ВШЭ состоялся семинар «Новая школа»: ключевые проблемы социализации детей и развитие образования в современной России», организованный экспертной группой по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г.
В первой части семинара со своим докладом «Как Катар использовал систему оценки, чтобы улучшить качество» выступил Скотт Мюррей, президент канадской компании DataAngel Policy Research Inc. Компания специализируется на оказании широкого спектра услуг в области изучения политики, работает как с международными, так и с национальными клиентами, интересы которых сосредоточены на системах статистики, предназначенных для мониторинга образования, здравоохранения и рынка труда. Сам Мюррей работал в таких областях, как оценивание грамотности и проведение социальных опросов.

Скотт Мюррей поделился результатами исследований системы образования. Так, выяснилось, что канадские выпускники вузов в период с 1994 по 2003 год потеряли 15% своих навыков. Выяснилось также, что 23% канадских медсестер и 70% клерков не обладают достаточной для выполнения своих обязанностей грамотностью. Кроме того, полностью полезными полученные навыки являются в течение всего трех лет, а потом начинают устаревать. «Это меньше, чем срок обучения в вузе». Эксперт отметил, что это показывает, что требуются новые пути улучшения реального уровня образования: адаптивные, с широким использованием интернета и потому дешевые и дающие достаточно быстрый результат. 
Мюррей также подчеркнул, что важно проведение региональных исследований – именно с их помощью можно довести наличие проблем до региональных властей. Он отметил также, что исследования показывают: спрос в Канаде на грамотность растет, а предложение функционально грамотных кадров остается на неизменном уровне. Это должно привести к ощутимому дефициту кадров на рынке труда. 
Продолжила семинар традиционная дискуссия, на которой главными темами обсуждения стали зарплата учителей и оценка качества образования школы для мигрантов.

Зарплата и качество: есть ли взаимосвязь?
Как добиться повышения качества образования? По какому принципу выдавать зарплату учителям? Есть ли идеальная система?
Своим примером поделился Скотт Мюррей: «Для меня эталоном на протяжении уже долгих лет является Финляндия – страна с самым высоким качеством образования и зарплатами учителей. Когда я спросил у финского представителя, в чем их секрет, он сказал мне, что учитель – самая престижная и почетная профессия для женщины, поэтому работать учителями идут самые образованные и умные женщины страны. В Канаде все обстоит несколько иначе. Мы не говорим о престижности и т.д., нет статистики о том, кто работает учителями. Зарплата преподавателей устанавливается в ходе переговоров между учительским профсоюзом и потребителями услуг. Но я могу сказать, что не везде она одинаковая. Понятно, что в богатых регионах она значительно выше. Например, в Квебеке зарплата на 40% меньше, чем в Альберте, хотя эффективность и качество выше. Отсюда вывод: от повышения заработной платы не всегда улучшается качество образования. Если у учителя будет мотивация, он будет работать и за маленькую зарплату».

Слово профсоюзам!
Как известно, в России учительские профсоюзы не выступают как серьезная сторона на дискуссиях. Хорошо это или плохо и нужно ли это нашим профсоюзам?
Виктор Болотов: «В начале 90-х к нам приезжали профсоюзы из США, которые, к удивлению наших профсоюзов, действительно обсуждали стандарты национального образования, систему оценки и содержание. Уже тогда они имели программы помощи учителю, где каждый мог совершенствовать свое мастерство. То есть социальная защита учителя для них – это не только давать деньги, но и помогать, но наши профсоюзы этого не поняли».
С точки зрения других экспертов, отсутствие голоса у профсоюзов – это плохо, так как сегодня нет объединения, выступающего от лица учителей. А это значит, что они не всегда могут высказать свои просьбы и предложения.
 
Единый стандарт – единое пространство
«Если нет единого образовательного стандарта, может развалиться единое образовательное пространство. С другой стороны, есть Якутия и Ставропольский край, где абсолютно разные традиции и по-разному проходит взросление детей. Как сохранить баланс, создать единое образовательное пространство, не исключающее самостоятельности регионов?» — начал обсуждение вопроса Анатолий Каспржак. Канадский оппонент с удовольствием ответил ему, обратив внимание на то, что в наших странах схожие проблемы. Разница лишь в том, что его беспокоит единое образовательное пространство для бедных и богатых.
По мнению Скотта Мюррея, ключевой в этом деле является статистика, именно она рассказывает о качестве: «Мы ведем диалог между хорошо и плохо работающими подразделениями. Понятно, что часто мы сталкиваемся с расхожими результатами, на что люди нам отвечают, что они другие и не могут работать как все. К примеру, у нас есть регион Альберт – нефтяная деревня, где в большинстве своем живут богатые люди. По всем образовательным показателям Альберт лидировал, однако стоило нам копнуть глубже, выяснилось, что показатели обманчивы. Все в этой провинции строится на деньгах. Когда мы обнаружили статистику поведения детей, посещаемости и т.д., эта самая провинция упала на предпоследнюю позицию. Следующим важным моментом в нашей работе является методика сравнения. Все наши учителя имеют возможность сравнивать свою работу, производить оценку, выявлять недостатки и корректировать свои действия. Возвращаясь к отличным друг от друга результатам, стоит отметить, что все школы в Канаде работают с одними и теми же материалами, но качество разное. Для того чтобы решить эту проблему, мы пользуемся опытом других стран».
Несмотря на разницу в результатах, единственно объективным и не подвергающимся сомнениям является результат государственного экзамена. По словам канадского эксперта, те учащиеся, которые получили высокий балл при сдаче главного государственного экзамена, получают не менее хорошие результаты при сдаче других экзаменов. Это, в свою очередь, доказывает его объективность. Также канадцами практикуется более дешевая оценка качества образования – интернет-тесты. Размещая специализированные тесты в сети, они отслеживают скорость и качество выполнения тестов. Этот метод можно использовать и во внутришкольной оценке знаний, которой так не хватает в нашей системе.
Также Скотт Мюррей отметил, что одна из важнейших задач модернизации образования, как в Канаде, так и в России, - выравнивание регионов по уровню и качеству образования, а эффективность системы измеряется не результатами лучших школ и учеников, а сокращением разрыва в результатах (между лучшими и   худшими).   В этой связи С. Мюррей считает важным  организацию специальной оценки   «школьного контекста» и  проведения сравнения школ  с учетом этого контекста, а также  сравнения по масштабу «приращения» результатов и эффективности использования имеющихся ресурсов.
Очень важно при этом вместо диктата сверху  создать   инфраструктуру получения объективных данных и их распространения для самих практиков, чтобы  они сами  делали выводы.
Исак Фрумин подвел итоги первой части семинара и сказал: «Мы сегодня услышали о том, чего в нашей жизни не бывает. Оказывается, кто-то в мире, в Канаде, уже изучает реальные навыки населения, а не подсчитывает количество дипломов». Фрумин уточнил, что Канада и Россия – два мировых лидера по доле молодых людей, получающих высшее образование, что делает опыт североамериканской страны особо интересным для нас.
 
Учимся говорить по-русски
 Вторая часть заседания была посвящена обсуждению вопросов обучения мигрантов. Сообщение по этому вопросу сделала Елена Ленская. Дискуссанты  согласились, что обсуждение вопроса необходимо разделить и рассматривать все проблемы и перспективы поочередно, отдельно друг от друга. Ими был выделе ряд основных, наиболее важных вопросов: проблемы и перспективы деятельности этнокультурных школ, отдельно – обучение русскому языку детей временных мигрантов, отдельно – проблемы культурной интеграции детей мигрантов, желающих остаться в России и получить вид на жительство.
Почему для России необходимо поддерживать миграцию? Причиной этому стал продолжающийся демографический кризис. Население России одновременно стареет и сокращается. По Данным о населении мира, Россия занимает предпоследнее место среди всех стран по темпам естественного прироста населения (-0,6 процента). Согласно прогнозам, население России в период с 2010 по 2050 гг. сократится еще на 17 процентов (с 144 до 119 млн. человек). Ситуация складывается таким образом, что Россия должна поощрять миграцию, как способ борьбы с депопуляцией.
Часто создается впечатление, что подавляющее большинство иммигрантов в Россию являются русскоязычными или даже этническими русскими из республик бывшего СССР. Однако, основной проблемой, относящейся к мигрантам, в настоящее время является даже не преступность, ксенофобия или финансовый вопрос. Наиострейший вопрос - образование.
По данным Департамента образования Москвы, сегодня только в столице учится свыше 70 тыс. детей мигрантов. Из них около 30% учащихся плохо или совсем не говорят по-русски. По стране не владеют русским языком более 20% мигрантов, более 50% не в состоянии заполнить даже элементарную анкету.
Сегодня «иностранные» дети учатся в обычных общеобразовательных школах. В итоге коренное население просто переходит в другую школу. Учителя вынуждены снижать уровень подготовки учеников, ориентируясь на мигрантов, которые вообще с трудом понимают, о чем идет речь на уроках. Если так пойдет и дальше, то на социальное «дно» падут не только те «иностранные» дети и их семьи, но и подавляющее большинство школ.
С одной стороны, граждане России хотят дешевую рабочую силу, чистые улицы, политые газоны и недорогое жилье. С другой стороны, они не могут мириться с минусами присутствия трудовых мигрантов в своей стране. Конечно, хорошо было бы, если бы мигрант был образован, благоухал туалетной водой и декламировал Бродского в перерывах между подходами к асфальтоукладчику. Но...
Исходя из вышеперечисленных проблем экспертами были предложены интересные идеи взять в качестве полезного примера существующие в Израиле русские школы, в основе которых не только национальный компонент, но и  традиционно сильное математической образование. Виктор Болотов подчеркнул, что образовательная политика по отношению к мигрантам должна быть дифференцированной в начальной, основной и старшей школе, ее субъектами должны быть не только учащиеся, но и семьи, а операторами – не только школа, но и СМИ. Исаак Фрумин предложил планировать меры, по отношению к  талантливым детям из среды мигрантов, учащимся, способным добиваться высоких результатов.
В конце заседания группой дискуссантов был принят ряд организационных решений, а именно, обсудить на очередных заседаниях группы вопросы деятельности учреждений повышенного уровня, обновления содержания образования, этнокультурных школ, детей-мигрантов, национальную систему оценки качества образования. На следующем заседании группы будут обсуждаться вопросы, связанные с созданием полноценной  системы оценки качества образования.
Алена Шадрина