?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Как списать у педагога, или Плати и учись
eurekanext

Грань между образованием и просвещением, легальными и полулегальными бизнес-технологиями в интернете настолько прозрачна, что иногда возникает оторопь. С каждым днем плодится все больше ресурсов, которые обслуживают школьный и студенческий трафик, причем заработать там могут как студенты-отличники, так и сами учителя.
 
Когда образование было молодым, советским и невинным, нахальные отличницы разрешали списывать двоечникам, а те таскали их тяжелые портфели после школы. Теперь же любой технически продвинутый двоечник на перемене может обратиться за помощью к преподавателю или студенту из другого города и за умеренную плату быстренько сделать домашку. А педагог, который на уроке щедро раздавал двойки и тройки, будет за те же деньги объяснять азы школьнику-клиенту. И в этом нет ничего удивительного. Образовательные услуги – это высокодоходный и довольно гибкий бизнес, который подстраивается под существующие возможности и запросы. 
Как выглядит трудоустройство в формате веб 2.0? В общем и целом, это бизнес-площадка для фрилансеров-специалистов и заказчиков. По этому принципу устроены: http://freelancer.ru/, http://www.free-lance.ru/http://www.freelancejob.ru/, http://freelance.ru/, http://www.weblancer.net/, http://www.kadrof.ru/. На самом деле список гораздо больше – это лишь те сайты, которые имеют высокий рейтинг цитируемости. Наиболее востребованы на этих ресурсах программисты, дизайнеры, райтеры (текстовики всех возможных мастей), бухгалтеры и юристы. То есть те сотрудники, которые могут работать удаленно. Специалисты по школьной программе, а также дипломированные специалисты-теоретики тоже крутятся в этом хороводе, плюс пестрят в унылых объявлениях «Репетитор. Недорого» и грешат нелегальным заработком по написанию дипломов, курсовых и даже диссертаций. И если поиск клиента для «недорогого репетитора» чреват мошенничеством и хамством, то второй вариант – прямой удар по репутации и прочие дрязги и неприятности, связанные с авторским правом и профессиональной этикой.
Пожалуй, только единицы с высоким профессиональным статусом и тягой к публичности могут позволить себе такую роскошь, как платная публичная онлайн-лекция. Лекция не интерактивная – это просто видео с монологом очень умного человека. Причем и стоимость, и контент таких лекций, как правило, не для заурядных умов и не для средних кошельков, а скорее для высшей трети среднего класса со своеобразными интеллектуальными запросами и умением ориентироваться в информационной среде. Слишком изысканно, чтобы приносить стабильный доход педагогу из заурядного российского города – среднестатистической женщины, на которой гроздьями висят домашние проблемы.
И пока одни педагоги работают по старинке, подбирая себе «комплект» учеников для дополнительных платных занятий, другие осваивают e-learning, а точнее, e-teaching – легальную подработку для преподавателей в интернете.
Гибкость, креативность и харизматичность – это, пожалуй, базовые характеристики электронных педагогов. Ведь модель «начальник – подчиненный», «учитель – ученик» размывается в такой среде. Учитель здесь – продавец услуг, который мало чем отличается от затюканного клиентками дизайнера-верстальщика. А ученик, пусть по нему даже плачет специализированное учебное заведение, – это клиент, чьи потребности нужно уважать.
Сегодня в эпоху веб 2.0 обычный школьник с анонимным электронным кошельком может получить два вида легальных услуг в сфере образования. Во-первых, участвовать в вебинарах. Во-вторых, зарегистрироваться на ресурсе наподобие http://www.tutoronline.ru/. Собственно, учителя идут по тем же двум путям.
Вебинар = веб + семинар. Это онлайн-мероприятие, на котором один или несколько лекторов (точнее, спикеров) могут проводить лекции, презентации, тренинги, совещания для группы от нескольких до нескольких тысяч участников в интернете или корпоративной сети. Вебинары бывают платные и бесплатные. Ориентированы они, как правило, на взрослую целевую аудиторию, но можно найти или организовать и персональный вебинар. Технических площадок, на которых можно разместить вебинар, сейчас довольно много. Чтобы получить представление об этом ресурсе, нужно набрать в поисковике такие ключевые слова, как «вебинар», «открытый вебинар» и «вебинар бесплатно», «бесплатные-промовебинары». Качественный бесплатный вебинар, конечно, еще нужно поискать. Почти все они – об эффективных продажах, отношениях мужчины и женщины или тактике привлечения денег, любви и удачи. Смысл вебинара – получить больше клиентов. Но все же встречаются довольно интересные интерактивные лекции на темы изучения языков и психологии.
Основные возможности веб-классов: видеоконференции, телеконференции, чат, демонстрации презентаций (Power Point) и документов (Word, Excel и др.), онлайн-опросы, возможность пригласить любое количество участников или спикеров из любой точки мира. То есть вебинар для восьмиклассников, отстающих по французскому языку, может выглядеть следующим образом: учительница из города Торжок ведет прямой эфир из своей крупнопанельной пятиэтажки, а ее знакомый носитель языка – тихий пенсионер из Эльзаса или студент-медик с многочисленной родней в Алжире – ставит произношение десяти школьникам, которые никогда друг друга не видели и разбросаны на территории от Калининграда до Курильских островов. В процессе урока дети могут задавать вопросы, общаться и даже формировать тему следующего вебинара при условии, что им понравился стиль преподавания и они станут постоянными учениками. А точнее, постоянными клиентами данной образовательной услуги.
Конечно, в этой среде не выживет педагог, который привык пересказывать учебник, а потом заниматься своими делами, оставляя ученикам задание для самостоятельной работы.
Виртуальный преподаватель умеет балансировать между развлечением (привлечением и удержанием внимания целевой аудитории) и навыками легко и доступно, а главное, увлеченно объяснять свой предмет. Ничто так не ценится в видеоконференции, как позитивные эмоции.
 
Другой тип вебдванольного ресурса из этой же области – это Tutoronline.ru. Ресурс – ближайший родственник, а точнее, узкоспециализированное дитя фрилансерских бирж. С той лишь разницей, что педагогу, желающему зарабатывать в этой сфере, нужно указать свои паспортные данные, академическую/ученую степень, квалификацию (должность и место работы, опыт преподавания), плюс нужно указать, что у преподавателя нет судимости. Каким образом это будет проверяться, остается за скобками, но выглядит надежно и респектабельно. 
 
В программе ресурса – 17 предметов, в том числе и иностранные языки – английский, испанский, французский и немецкий. Можно подготовиться к ЕГЭ и ГИА. Из информации о ресурсе можно понять, что «Тьютор онлайн» создан по образу и подобию аналогичных сайтов в США, Канаде и ЕС.
Что касается процесса обучения, то этот ресурс предполагает специальный интерфейс, который можно просмотреть после регистрации. Домашнее задание загружается на специальную страницу, где и разбирается вместе с онлайн-тьютором: шаг за шагом. Там же встроены специальные инструменты, чтобы делать записи или расчеты. Например, есть встроенный справочник формул.
Тарифные планы – от 690 рублей для отличников до 14 500 для тех, кому нужно 25 академических часов. Дороговато для провинции, но этот ресурс – первая ласточка в среде себе подобных. Что интересно, на сайте есть блог, где кураторы образовательного процесса публикуют свои заметки – среднее арифметическое между рассказом для почемучек и содержанием обычного школьного урока. Например, «Минус на минус дает плюс. А почему?» или «Кто изобрел интернет?», «Русские символисты», «Никола Тесла»... Понравилась статья, возникло желание поучиться у этого педагога? Плати и учись.
 
Новая хрестоматия:
http://www.e-learning.by/ – портал электронного обучения
http://www.elearningpro.ru/ – ассоциация e-learning специалистов
Анастасия Чеховская