Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Для нового стандарта нужен новый учитель
eurekanext

В Москве прошло III заседание президиума совета УМО по психолого-педагогическому образованию. Главной темой обсуждения стали метапредметные результаты образования, или способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
 
Ирина Улановская, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО и лаборатории психологических проблем подготовки педагогов МГППУ, занимается диагностикой метапредметных результатов начального образования. Она считает, что метапредметные результаты являются продуктом деятельности школы, в отличие от способностей: «Это то, с чем дети могут прийти в школу, и то, чем школа пользуется. И эксплуатирует». При этом, по мнению Улановской, метапредметные результаты  не могут быть сведены к продуктам освоения отдельных учебных предметов. «Они могут случиться в совокупности всего того, что происходит в образовательном учреждении, – считает она, – и дают определенный импульс для того, чтобы ребенок нормально обучался в основной школе».

В презентации Ирины Улановской на конкретных примерах показано, как решается задача диагностики метапредметных умений, которые, согласно новому стандарту, являются целями начального образования.

Аркадий Марголис, первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, поделился своей точкой зрения и сказал, что в рамках нового стандарта никто пока не смог диагностировать метапредметные результаты.
Новый стандарт, основанный на деятельностном подходе, требует, чтобы у детей развивались эти самые метапредметные компетенции. А это значит, по мнению Виталия Рубцова, председателя УМО, профессора, ректора МГППУ, что и учителей надо обучать новым технологиям. Причем деятельностная работа – это совершенно другая норма, которой нельзя обучать дистанционно, «через телевизор».

«Эврика» ведет сетевую разработку системы оценки образовательных результатов. На семинаре, который проводился в Пензе 23 сентября 2011 года, эксперт «Эврики» Алексей Воронцов выступал с докладом про концепцию оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта к результатам образования.

Формально директора говорят, что перешли на новый стандарт. Но Рубцов уверен, что в новом учебном году ничего нового не произошло, и назвал причину. Оказывается, дело в том, что не была организована новая система повышения квалификации учителей.
Раньше стандарт начального образования строился таким образом, что не надо было ориентироваться на развитие детей. Теперь все иначе. Изменился стандарт – изменились требования к образованию. Для того чтобы дети развивались, учитель должен стремиться иначе выстраивать ситуацию. Пока же ясно одно, считает Аркадий Марголис: выявить способность учителя формировать у учащихся начальной школы метапредметные результаты невозможно. Поэтому главная задача на сегодня – подготовить учителя и научиться оценивать результаты его работы. И Рубцов настаивает на том, чтобы оценка труда педагогического работника проверялась по образовательным результатам тех, кого он учит. 
 
P.S. Институт проблем образовательной политики «Эврика» будет формировать сеть экспериментальных площадок для апробации способов оценки результатов образования в начальной школе.
Более подробно это будет обсуждаться осенью, на традиционной эвриканской конференции.
 
 Олеся Салунова

?

Log in

No account? Create an account