?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
С Днем воспитателя и всех дошкольных работников!
eurekanext

«А что, есть такой праздник?» – удивляются многие.
«Конечно!, – радостно улыбаемся мы седьмой год на это замечание, – 27 сентября!»
Пишу фразу, и вдруг, прочитывая, понимаю, что мы –  ДО-школьники. Интересное определение, хотелось бы кому-нибудь, чтобы сфера их деятельности была ДО-: представим себе «ДО-съедальщики» (повара), «ДО-выходцы» (ведь водители везут пассажиров, чтобы они вышли на своей остановке), «ДО-вузовцы», или еще лучше «ДО-жизники» (мы же детей в школе к жизни готовим?!), наверное, каждый может придумать что-нибудь в этом роде.
«Как вы яхту назовете, так она и поплывет!», теперь мы, кажется, нашли виноватых, почему дошкольное образование – второй сорт, как по кадровому обеспечению, так и по финансированию. И это несмотря на всем известное выражение «личность ребенка формируется до 7 лет».
Что же получается, мы вкладываем минимум в самый сенситивный период, а затем максимум – в «переделывание». Но это общие рассуждения, а что же происходит сейчас в пространстве дошкольного детства? Помните сказку про «новое платье короля»? Мы молчим, но дошкольное образование-то в соответствии с ФГТ – голое! Обычно революция происходит, когда «низы» уже не могут по-старому, назревает бунт и падение «верхов». У нас получилось более чем странно: ТАМ решили, что все надо изменить к лучшему, но КАК это сделать, толком не объяснили. Знаменитый приказ № 655 вышел еще 23.11.2009 г., идет к завершению 2011 год, а ясности не прибавилось. Почему? Давайте заглянем одним глазком на замечательный форум «для воспитателей всех городов» http://vospitatelivsexgorodov.3bb.ru. Там искренние, современные, энергичные воспитатели, родившиеся под счастливой звездой Детства, как раз обсуждали внедрение ФГТ в реальную жизнь.
 


Ничего не изменилось, все осталось прежним. Просто немного нужно изменить подход в оформлении документации. Просто нужно называть старое по-новому: вместо «развитие речи» писать «Образовательная область Коммуникация», подобласть «Развитие речи»   вместо двух слов 6 слов))))))
Я реально понимаю, что одна я это сделать (перейти на ФГТ то есть) не смогу. Надо шевелить народ... или увольнять... Воспитатели пенсионного возраста   мудрые воспитатели с опытом, проработавшие всю жизнь по старым законам, старым меркам, старой программе пока не могут полностью принять нововведения в садах, молодые не готовы, их не подготовили ни в институтах, ни в педколледжах, это переходный период.
Глаза боятся, руки с головой делают! Вы на каком этапе?
Волокита с документацией, оформление, прописывание  по-новому, а у воспитателей и специалистов главный вопрос как с детьми теперь работать и когда? Такое раздутие писанины, что можно только этим и заниматься. 
Учусь в университете три года все преподаватели, кандидаты, доктора весь мозг нам истрепали на зачетах и экзаменах про новые стандарты, и только один из 25 нам давал дисциплину свою так, как написано в книжках и должно быть по стандартам. (Мы, честно, были в таком восторге, очень понравилось, действительно класс!) Вот и думаю, как же я и мои воспитатели перейдут, когда уж сами почти авторы этих стандартов не умеют. 
В нашем регионе тишина, как будто и не слышали о ФГТ. Из области никаких указаний не было, и мы ничего не знаем. Но я своих воспитателей собрала, ввела в курс дела, скинула им на флешки все, что накачала по ФГТ, и предупредила: переходим на новое планирование и новые формы работы. Они в шоке, я сама   ум на раскоряку.
 
Замечательно, не правда ли? Между прочим, ФГТ одно на всех, а реализация его в городах России кардинально разная. Причем четко видно, как работают регионы: честь и хвала дошкольным Челябинску, Новосибирску, Омску!
Больно и грустно оттого, что на данном этапе дошкольное образование оказалось в эпицентре совершенно разнородных вихрей:
  • не согласованы между собой важнейшие документы – СанПиН, ФГТ, Закон об образовании, Типовое положение о дошкольном учреждении и примерные образовательные программы (по-моему, на сегодняшний день только одна программа получила столь желанный статус примерной), в результате, кто бы из проверяющих ни пришел, все равно детский сад будет виноват;
  • дошкольные учреждения полностью находятся в ведении муниципального бюджета. Бюджет оплачивает только такие статьи сметы, как «зарплата сотрудников», «коммунальные расходы», «питание» и периодически ремонт крыш. Может, я что-то упустила?!
Я 11 лет работаю в детском саду, и ни разу, НИ РАЗУ детским садам города не дали денег по таким статьям, как «игрушки», «канцтовары», «постельное белье» и т.п. К сожалению, такая печальная ситуация с садами по всей России. Те заведующие, кто понял, что помощи ждать неоткуда, стали продумывать возможность предоставления родителям платных образовательных услуг, и вместо того, чтобы эти деньги шли на заработную плату педагогам, оплачиваются необходимые нужды детского сада. Со всех сторон требования повышаются, и никого не волнует, откуда деньги возьмутся, а они из ниоткуда и не берутся. Но. Родители-то уверены, что деньги выделяются в полном объеме, и поэтому на всех руководящих работниках жирное клеймо – «взяточники!». Сталкиваются лбами такие нужные и важные друг другу воспитывающие взрослые: родители и педагоги. Кто кого?!
  • Да, да, да, дошкольное образование – это очень важно! Весной приезжала к нам делегация из другого города, спросив, почему среди них нет ни одного из детского сада, получила недоуменное пожимание плечами. А школы? Как ждут они наших дошколят?! В ноябре мы приходим на открытые уроки полюбоваться на наших выпускников и понимаем, что за то, что мы хвалили детей, здесь их ругают. Ценности у нас разные. Очень. Буквально в мае у нас было совместное заседание методистов д/с и завучей начальных классов, девизом которого являлось обеспечение плавного перехода, чтобы были одни традиции в обоих учреждениях, к примеру «утренний круг» (приветственные игры и обмен новостями) перед уроками или мобильная фотовыставка «Здравствуйте, это – Я». Хорошо мы пообщались. Душевно. И, как выяснилось в сентябре, неэффективно.


Все, не хочу больше о грустном, праздник все-таки! На днях разговаривала с трехлетней Ульяной:
– Как отпуск провела?
– На море была.
– А каких рыбок видела?
– Не было там рыбок.
– Неужели море совсем пустое было?
– Конечно, нет, – с водой!!!
Как хорошо, что в море хоть вода осталась!
 
Ну а теперь специально для воспитателей (отрывок из книги «Доверяйте президенту», М.: Эврика, 2005 г.):
«Все президенты когда-то были детьми, маленькими карапузами, у которых складывалась представление о мире из наблюдений за окружающими: за их поступками, действиями, отношениями с другими людьми. Представьте себе, что вы умеете предсказывать будущее и теперь точно знаете, что вот этот малыш, который сейчас сидит перед вами на горшке, через 40 лет станет президентом. Изменится ли ваше отношение к нему? Пропустив мысли о корыстных благах, которые он может принести лично вам, вы вдруг понимаете, что на вас лежит огромная ответственность. Все мы мечтаем о прекрасном будущем для нашей страны, но тут же сокрушаемся, что нет достойных правителей: они думают только о себе. Но ведь и они в свое время посещали детские сады, и наверняка кто-то из читающих эту книгу, глядя репортажи из Госдумы, недоумевает: ведь такой хороший мальчик был… К примеру, мы говорим: «Какой хороший мальчик – делится своими игрушками». А президент? Мы до сих пор жалеем о проданной Аляске и с волнением ждем решения о Курильских островах. «Ребенок обязан слушаться старших!» – твердим мы. Но понравилось бы нам, если бы наш президент «смотрел в рот» более старшему главе какого-то государства. «Будь паинькой, соблюдай правила», – уговариваем мы малышей. Но, согласитесь, президенту необходимо чутко и своевременно реагировать на изменения, происходящие в мире, и издавать соответствующие распоряжения. Давайте будем воспитывать наших детей как потенциальных президентов, а вдруг получится?!»
 
С праздником!!!
 
Ирина Панифидникова
Фото из личного архива автора


  • 1
Очень рада была прочитать такой откровенный и честный текст. Была я на встрече с профсоюзными деятелями 3 сентября и тоже поняла: 15 лет говорят о помощи и поддержке городскому образованию, а "воз и ныне там". Стандарты меняются и управление образованием тоже, только изменения это - в разном направлении идут. А жаль! Я писала статью "Читаю о Герцене, думаю о ФГОС". В школах со стандартом такая же история: говорильни много, а решения принимаются - авторитарно, пишут о новых формах, а организуют всю деятельность в городском сообществе по старым канонам советских времен (или как я, или неправильно), настаивают на качественных изменениях, а средства на организацию внеурочной деятельности сокращают.
Только на альтруизме, уже даже не на энтузиазме, и держатся школы и сады. А потому и желания понять друг друга не возникает, проще отговориться, чем пойти навстречу друг другу через буреломы министерских документов.
Удачи, успеха, радости, понимания в этот праздник и всегда!!!

Да здравствуют единомышленники!

Альбина, спасибо Вам большое за поддержку, я очень ценю ваше мнение.
Вот и наступило утро нашего профессионального праздника, прошла по любимым сайтам, так или иначе связанных с образованием - нигде ни одного поздравления в адрес наших воспитателей. В прошлом году ни на сайте Министерства образования РФ, ни на региональных, ни на городских сайтах поздравления так и не появились...
Давайте посмотрим вместе - промелькнет ли где-нибудь в СМИ теплые слова всем дошкольным работникам?!!
Ирина Панифидникова
К сожалению, буквально накануне праздника в новостях первого канала прошел сюжет о некомпетентном воспитателе. Зачем? Чтобы мы помнили свое место, а у других и мысли не возникало пойти в дошкольное образование?!!

  • 1