Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Увидеть добро
eurekanext


Религиозность – дело глубоко внутреннее. Ее неотъемлемые компоненты – смирение, отказ от самоправедности и гордыни, покаяние, ответственность человека за свой выбор между добром и злом, за свои помыслы и деяния.


Внешняя воцерковленность сама по себе еще не делает человека истинно верующим. Об этом очень точно сказал великий русский поэт Александр Александрович Блок:

«Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.

Три раза поклониться долу,
Семь – осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне...»


Религия неотделима от нравственности. Иначе религия, с одной стороны, питает страх, с другой – виды на награду. Хотят служить Богу, например, восхваляя его, превознося его могущество и премудрость, не думая о том, как исполнять Божеские законы, мало того – даже не пытаясь постигнуть их силу, мудрость и т.п. и следовать им. Если не соединять религии с нравственностью, то религия сводится к вымогательству милости. Хвалебные гимны, молитвы, хождения в церковь должны только давать человеку новую силу, новое мужество к исправлению или же быть излиянием сердца, воодушевленного представлением о долге. Все это только приготовления к благим делам, а не самые благие дела, и нельзя стать угодным Богу никак иначе, как только становясь лучше и лучше.
Об этом мудро сказано у Иммануила Канта в его лекциях «О педагогике». Благочестие заключается в том, чтобы совершать поступки в соответствии с волей Божией, – и детей следует воспитывать в этом духе.
Благодаря предварительному разъяснению, соединяющему понятие о Боге с понятием о свободе воли, ребенок лучше научится почитать Божественное провидение о тварях и убережется от пристрастия к разрушению и жестокости, которое проявляется в многообразных способах мучить слабых животных.
Необходимо также привить детям способность видеть добро во зле: например, видеть, что дикие звери и насекомые чрезвычайно чистоплотны и трудолюбивы, что птицы, истребляющие насекомых, охраняют тем самым сады и т.д.
Начинать воспитание детей в этом духе следует с самых ранних пор, следя при этом, чтобы они не ценили людей по их вероисповеданию, ибо, несмотря на все различия в типах вероисповеданий, каждый истинно верующий надежнее неверующего.
Но кто не может убедиться в бытии Бога, тот все равно не может считать себя свободным от всякой обязательности по моральному закону. Все равны перед нравственностью. Моральное достоинство человека развивается по мере роста его духовной культуры.

Борис Бим-Бад


?

Log in

No account? Create an account