?

Log in

No account? Create an account

Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Многоязычие школы
eurekanext


Сегодняшний номер «Вестей образования» посвящен многоязычию.

Странно в XXI веке начинать редакторский текст с банального утверждения, что освоение двух или трех языков в раннем возрасте способствует не только вхождению в многообразие культур, но и развитию личности, соответствующих нормам дошкольного и младшего возраста.

Банально, но кто же мог предположить еще 15–20 лет назад, что с высоких трибун депутаты и общественные активисты «военно-патриотического» толка начнут агитацию и пропаганду обскурантизма. Они утверждают, что усиленное изучение иностранных языков – это чуть ли не подготовка юных граждан для иностранных государств.

Это до жути напоминает, как в лихие тридцатые годы само знание иностранного языка вызывало у чекистов подозрение в шпионаже в пользу врага, и наоборот, мотивация к изучению немецкого оформлялась как вклад в будущую войну.

И в любой момент могла быть переквалифицирована в пособничество врагу!

Я считаю, что каждый человек должен знать как минимум три языка: родной, государственный и глобальный.

Если мы не даем нашим детям такую возможность – освоить как минимум три языка – мы обрекаем их не только на культурную ограниченность, на трудности с самоидентификацией, но и на потери материальные – рынок становится глобальным, но все больше ценятся личные качества человека. В том числе осознание своей идентичности и умение ориентироваться во времени и пространстве. Здесь есть и государственный интерес: стране нужен прорыв не только экономический и технологический, но и прорыв к равноправному гражданскому, культурному и интеллектуальному диалогу, преодоление языковых барьеров – не столько на уровне государственных институтов, сколько на уровне общения граждан.

При этом здесь есть пространство выбора: для бурятов родной язык, конечно, бурятский, но глобальный язык родители выбирают по-своему – кому-то английский, а кому-то китайский.

И совсем не обязательно ждать никакого распоряжения от федерального или регионального министерства.

Мы постепенно приближаемся к тому уровню самостоятельности школы и детского сада, что основные образовательные программы можно конструировать исключительно в соответствии с рамочными стандартами.

Но складывается опасная ситуация: система норм и институтов образовательной политики сложилась как вариативная, развивающая, открытая, а не замкнутая, стимулирующая самостоятельность и свободу, светская, наконец. И это была политика президента РФ, ну не само же ведомство начертило себе этот план!

И такая система уже начала давать плоды, если судить по результатам международных исследований.

А практика администрирования под давлением влиятельных обскурантов складывается прямо противоположная: стремление унифицировать содержание и учебники, свернуть многообразие, усилить централизацию, усилить клерикальное давление на школу.

Получается, что утвержденные правила тянут систему в одну сторону.

А административные требования и возникающие в последнее время показатели – в противоположную. Например, постоянно будируемый вопрос о том, сколько процентов учащихся выбрали курс основ православной культуры, а сколько – светскую этику! И угрозы в лучших райкомовских традициях: «Не выполнишь – партбилет на стол!».

И «куда бедному крестьянину податься»?

А что же руководство системой?

Такое ощущение, что министру вообще школа не интересна.

Ну, что делать, давайте сами попробуем разбираться.

В конце концов, может, это шанс гражданскому обществу соорганизоваться и вырабатывать внятные ориентиры для себя, не дожидаясь сигнала сверху.

Вот мы в «Вестях образования» шаг за шагом и проводим такие обсуждения наиболее важных и спорных тем, сегодня – многоязычия.

«Эврика» выступает за многоязычную школу, школу, в которой культивируется родной язык, государственный и глобальный. И здесь нет ни замещения, ни вытеснения, мы убеждены, что ребенок готов удерживать два-три языка, и – внимание! – это способствует усилению его идентичности. Способствует, а не препятствует!

Потому что своя культура познается на границе с другой, а языки как раз и помогают ощутить свою культуру и острей, и родней.

Не говоря уже о том, что общественная польза, польза своему народу и своей стране, обусловлена сегодня знанием языков больше, чем раньше.

Поэтому мы сегодня посвятили номер «Вестей образования» не только обоснованию этого ориентира современного образования – многоязычию, но и практическим примерам того, как это происходит.

А следовать этим ориентирам или нет, применять эти практики или создавать свои– не нам решать. Мы не начальники.

Может, и хорошо, что они сегодня такие застенчивые и безразличные.

Мешать не будут.

Александр Адамский