Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Расходуем средства или добиваемся эффектов?
eurekanext
Как известно, в самом начале минувшего лета  Правительство приняло постановление «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования». Эти деньги (20 млрд рублей) должны быть направлены до конца текущего года на модернизацию региональных систем общего образования – от развития материально-технической базы  школ (приобретение компьютеров, автобусов для перевозки ребят, оборудования для школьных столовых и т.д.) до повышения квалификации учителей и директоров школ. Среди приоритетов проекта – повышение заработной платы школьных учителей до уровня среднемесячной зарплаты в целом по экономике в соответствующем регионе. И уже в наступившем сентябре эта задача будет решена в 44 субъектах, а в оставшихся будет увеличена не менее чем на 30% к уровню первого квартала нынешнего года. 

Какие эффекты проекта можно ожидать в ближайшем будущем?
       С формальной точки зрения, для того, чтобы отчитаться перед федеральным центром, регионам достаточно израсходовать средства субсидий, провести мероприятия, предусмотренные комплексами мер, повысить зарплату учителям. Результаты будут очевидны уже в октябре-ноябре: приобретенное оборудование поставлено в школы и успешно функционирует, благосостояние учительства растет…
Но сумеют ли регионы не просто отчитаться, но действительно добиться нужных результатов и эффектов? То есть, не просто провести  аттестацию учителей, но провести ее  непредвзято и объективно. Не просто повысить их квалификацию, но по тем программам, которые помогут добиться нового качества работы, а в случае с директорами – эффективности управления школами. Не просто  поставить оборудование, а именно  в те школы, которые в нем больше всего нуждаются для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Важно и не просто номинальное повышение учительской зарплаты, а его связь  с качеством  работы, как это и предусмотрено новыми системами оплаты труда. Здесь есть определенные риски: очевидно, что повышение зарплат только учителям общеобразовательных школ может быть негативно воспринята педагогами  других образовательных учреждений.
Эффективность реализации проекта будет зависеть и от качества информационной работы. Например, если в регионе для доведения зарплаты учителей до средней зарплаты по экономике достаточно повысить ее на 10% или 15%, то может возникнуть негативный социальный эффект: люди будут удивлены, почему так мало, почему не 30%? И этот «парадокс»  тоже нужно вовремя разъяснить. 
Системный эффект проекта может проявиться и в том, что во многих регионах уже в ноябре произойдет повышение зарплаты не только учителей, но и других педагогических работников. Ожидается, что проект простимулирует приток  в школы молодых учителей – по крайней мере, необходимые для этого  меры уже предпринимаются. А с учетом опыта, накопленного летом и осенью, будут  выработаны предложения по корректировке нормативного правового обеспечения реализации проекта в 2012–2013 годах.  

Сергей Кравцов,
 директор Департамента регионального развития Минобрнауки России


  • 1
С точки зрения экономиста все верно: деньги должны работать на результат. Все дело в том, как это будет реализовываться на местах. У нас, пока, вот так:
1. На июньской сессии Законодательного Собрания Иркутской области внесены изменения в Закон «Об областном бюджете на 2011 год» по увеличению фонда заработной платы работникам муниципальных общеобразовательных учреждений на 757,7 млн. рублей, и внесены соответствующие изменения в Закон Иркутской области от 17 октября 2007 года № 91-оз «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений».
Так, в целях реализации поручения Председателя Правительства Российской Федерации, данного на заседании Правительства Российской Федерации 4 апреля 2011 года, по вопросу модернизации системы общего образования и поэтапного повышения заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике региона, с 1 сентября 2011 года расходы на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в расчете на одного обучающегося, воспитанника муниципального образовательного учреждения увеличены на коэффициент – 1,09.
Для муниципальных общеобразовательных учреждений с момента введения системы оплаты труда работников, отличной от Единой тарифной сетки, расходы на оплату труда работников в расчете на одного обучающегося, воспитанника увеличены на коэффициент – 1,2.
В целях реализации Постановления Правительства Иркутской области №142-пп от 6 июня 2011 года «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» фонд оплаты труда увеличен на коэффициент 1,029.
Предусмотренные в 2011 году средства позволят с сентября 2011 года увеличить среднюю заработную плату учителя на 30% с 13723 рублей до 17840 рублей и, таким образом, сократить разрыв между средней заработной платой учителя и средней заработной платой по экономике Иркутской области до 14%.
2. при этом в школах Усть-Илимска фонды заработной платы в школах сократились и на совещании сказали, что повышение может быть только за счет перераспределения средств.
3. на форуме в нашем министерстве уже появился недоумевающий вопрос учителя высшей категории, который получает 9 тысяч на ставку.
4. в Усть-Илимске в показатель средней заработной платы внесли всю зарплату администрации школ, а не за часу педагогической деятельности, поэтому показатель, прямо скажем, зашкаливает и учителя с работниками детских садов были просто шокированы, когда услышали посчитанный показать на августовском совещании.
А в документах, которые отправили наверх - все отлично!

Re: а у нас вот так!

Сергей Кравцов: Пока рано говорить, как прошло повышение заработной платы учителей. Это мы увидим в конце сентября, когда учителя получат аванс, и в начале октября, когда они получат зарплату. Причем, повышение может быть разное, в зависимости от качества работы учителя. Главное, чтобы регион выполнил взятые на себя обязательства, закрепленные в соглашении.

Re: а у нас вот так!

Можт, о чем-то и рано говорить, но о том, что пишет Альбина - по-моему, чуть ли не поздно! Ведь уже видно, что что-то идет не так! Если по региональным постановлениям выходит, что ФОТы увеличились, а на практике у школ - уменьшились, то что-то идет не так, и просто сидеть и молча ждать у моря погоды бессмысленно: само не рассосется.
Да и с показателем, очевидно, надо разобраться! Наверняка же предусматривалось, что будет учитываться при его сборе только основной персонал... Или нет? (Предусматривает ли федеральный центр, что при расчете средней зарплаты педагогов учитывается зарплата руководителей? Где учителям можно познакомиться с тем, что федеральный центр требует от регионов заложить в показатели?)
Уважаемый Сергей Сергеевич! Вы могли бы ответить на вопросы, вытекающие из поста Альбины, по существу? И если в Иркутской области нарушают федеральные требования, то, может, не ждать, пока проект или его этап закончится, а менять ситуацию уже сейчас, когда еще можно что-то исправить?

Как просили, по концу сентября. Только 2 дня назад мы получили трудовые договора, которые фиксированы датой 2 сентября, но до сих пор не подписаны. Почему? Школы пытались уложиться в нормативы.
Итак, я - учитель высшей квалификационной категории, победитель Нацпроекта, имею звание "Отличник образования", моя нагрузка - 23 часа, то есть чуть больше ставки. Должностной оклад - 7982 руб 14 коп., состоит из оплаты за аудиторные часы 5571 руб 75 коп, доплата за категорию 1504 руб 37 коп, доплата за проверку тетрадей - 181 руб 69 коп, доплата за звание - 724 руб 33 коп. ВСЕ!
За проживание в районе, приравненном к Крайнему Северу, все имеют коэффициент - 2,1.
Город "живет" по методике из расчета ученико/час. Так вот в нашей школе он в прошлом году стоил 2 руб 43 коп, а в этом году - 2 руб 28 коп. Где тут повышение не совсем понятно! За кабинеты мы и другие школы не получаем! За работу в кабинетах информатики - доплат нет, лаборантов тоже, все делаем практически сами. Программист только ставит ПО. Оплата часов из дополнительного образования еще меньше, почему-то, говорят есть такие документы. Пригласили преподавать учителя из филиала ВУЗа, аттестованного там на 13 разряд, этот разряд не приняли в школе, она почти за 2 ставки получает как я за 1. Во всех школах экономят на всем, чтобы оплатить часы нагрузки учителей по учебному плану.
Базовая часть заработной платы - это гарантия государства, как я понимаю, только вот почему эта гарантия все время уменьшается при декларировании повышения непонятно. Если говорят о повышении стимулирующей части, так надо этот момент людям уточнять, а то обыватели уже думают, что мы миллионы получаем. И добавлять в ФОТ школам обещанные проценты, потому что за счет перераспределения - это значит забирать у своих коллег и самих себя, чтобы потом добавить мизер.
А по документам у нас красота!!! Повышение по всем статьям! Жонглирование цифрами - одно из достижений последних лет. Стоит вспомнить, что за этими - живые люди, отдающие себя нелегкому труду.
В наших школах большая часть уже пенсионеры, 70% примерно, они держатся еще на пенсиях. А что делать тем, кто до пенсии еще долго должен трудиться, особенно в свете новых предложений по изменению пенсионного законодательства? Молодые учителя приходят единицы, из них остаются в школе еще меньше. А кто возьмет на себя такой груз ответственности при все увеличивающихся требованиях? Проще в магазине за 15 тыс отработать и уйти домой спать и отдыхать спокойно!
Если не права, приведите аргументы!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account