Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Вертикаль гордости
eurekanext
Очерки Ханафи Гулиева, директора школы № 2 г. Тырныауза, уже хорошо знакомы нашим читателям. Их герои – дети. И те  взрослые, которые посвятили этим детям жизнь. Поэтому самая главная «героиня» повествования – просто жизнь. А она одновременно и незатейлива,  как вообще незатейлива жизнь в поселках и малых городах, и невероятно сложна, как вообще сложна жизнь сама по себе, а особенно – на нынешнем Северном Кавказе.

Невидимые миру слезы. Невидимые миру радости
–  А вы обратили внимание на мою обувь? – спросил меня Альберт.  
– Ну-ка  покажи! Ничего себе,  такие классные, носи на здоровье! Кто тебе их купил?
– А я сам. Летом работал на поле, собирал огурцы, помидоры. 
Диалог произошел в моем кабинете на первое сентября, ко мне зашел  друг, и даже родственник. У меня много друзей, хотя что значит «много», когда говоришь о друзьях! Есть очень близкие – мы уже десятилетия вместе работаем, радуемся и огорчаемся, стараемся  всегда смотреть в одну сторону, хоть и не всегда получается. А Альберт – мой новый друг, хотя и не учится  в нашей школе. Ему двенадцать лет, живет он рядом – и  во время каникул, когда приезжает из своего специализированного интерната для детей с особыми проблемами, записывается в наш школьный лагерь, приходит на дискотеки, играет в футбол. Он всегда запросто заходит ко мне в кабинет, иногда подолгу сидит вместе со мной, я даю ему разные развивающие задания, игры, интересуюсь жизнью в интернате и смотрю, насколько как он вырос и изменился. Я знаю: Альберт гордится знакомством со мной  и другим детям говорит: мой дядя! Вот и пришел похвастаться ботасами, на которые заработал сам, а я не обратил внимания! 
Наверно, во многих  российских  школах есть дети, которые не пришли на праздник «Первого звонка» из-за того, что родители не смогли вовремя купить обновку, и им стыдно идти в старом в школу в первый день. Работаем ли мы с этим? Наша экономическая жизнь развивается так,  что контраст  между разными слоями населения стал слишком видимым. Детей богатых и небогатых родителей отличает уже не только одежда, телефон и электронный планшет, но и взгляд, походка, голос, мимика. Расслоение общества уже приводит некоторых наших детей к мысли «все взять и поделить». Я как-то писал о детях моих соседей – мигрантов  из Средней Азии – они   обучаются в третьем классе интерната для малоимущих детей в Тырныаузе. Живут они неплохо, не бедствуют, одеваются очень хорошо.  Мама их рассказала, какими  возбужденными они пришли с праздника «Первого звонка», где им по итогам прошедшего учебного года выдали похвальные грамоты.  Надо бы только радоваться, но,  прочитав текст на печати интерната, стоящей на  грамоте, они пришли в ужас, представив, как покажут эту бумагу в Узбекистане: ведь там дети высмеют их за то, что они обучались не в обычной школе, а в таком вот специализированном учреждении!.. Вроде мелочи, но сколько таких неуловимых мелочей мы пропускаем в нашей жизни, в жизни наших детей, а потом локти кусаем. Особенно это важно в подростковой школе, где буквально каждый день происходят потери и обретения.  


Учим ли мы детей переносить огорчения и обиды, неуспех, лишения, внезапные препятствия?

Успех = терпение + самоуважение 
Сейчас мы упорно пытаемся втолковать и учителям, и родителям, и учащимся, что важнейший эффект образования – это чувство личного успеха, чувство своей значимости и весомости. Мы говорим ученику: ты можешь, можешь, можешь быть успешным! А если можешь, – должен!  Но учим ли мы детей переносить огорчения и обиды, неуспех, лишения, внезапные препятствия? Сколько среди учителей людей, компетентных в этом вопросе? Давайте возьмем простой пример: участие педагогов в  различных профессиональных конкурсах. Не знаю, как в других местах, но у нас с желающими (правильнее сказать: с нежелающими) большие проблемы. На какие  ухищрения только не приходится идти администрации, чтобы хотя бы школа была в числе участников действа!  Средний возраст участников всероссийского конкурса «Учитель года» говорит, на мой взгляд, о том же. Сравним количество участников и победителей – ведь  большая разница! – а  никто не провел хотя бы опрос (или  я не знаю о нем?),  каково было, например, участникам конкурса ПНПО «Образование», которые проиграли или не попали в списки победителей. Сколько было пролито слез? Сколько  человек из них потом еще раз приняли участие в конкурсе, переломив собственную гордыню,  а сколько нет,  сколько затаивших обиду и давших себе клятву больше никогда не подвергаться публичности? Очень много. Я уж не говорю о том, умеем ли мы преодолевать трудности, социальные, семейные, коммуникативные? Сколько стало обид и жалоб с введением дифференцированной оплаты труда в нашей и без того неспокойной школьной стране?  А нужно все пережить  и уметь не отчаиваться, сострадая ближнему, иметь мудрость, духовную силу и мужество.
Вот как сказал в своей книге «Православие. Очерки учения православной церкви» С.Н. Булгаков: «Человек живет в мире и его истории, он подвластен принудительной необходимости этого мира, но не принадлежит ему и способен возвышаться над ним. Чрез это противоборство сил мира и духовных устремлений в человеке устанавливается та историческая диагональ, по которой движется жизнь в ту или иную эпоху». Внутренняя жизнь, если она действительно проживается, подобна реке: вечно течет, но не сякнет. «Кто сегодня таков же, как и вчера, с тем что-то не так». «Справедливый меняется сорок раз на день, лицемер же сорок лет пребывает все в том же состоянии... Таухид (доктрина единобожия) требует обязательного прохождения человеком  серии последовательных переживаний с углубляющимися и сменяющими друг друга уровнями понимания» (Идрис Шах). Если обратить сказанное на учителя, то речь идет о его способности  тонко чувствовать  каждого ребенка, самого себя, о стремлении  к самосовершенству,  о готовности учиться у живой  жизни,  у природы, у всех окружающих людей, в том числе  и у детей.
Любой современный человек нуждается в самоуважении. А в первую очередь, наверное, в этом нуждаются горцы, которые так любят гордиться собой (заслуженно или нет – другой вопрос). Гордятся своей родословной, происхождением, родственниками, связями,  материальным и социальным благополучием. В жизни у людей, живущих в горах важное значение имеет «вертикаль». Она наполняет   важнейшим  смыслом   быт, мораль, культуру, дух. Горец, огражденный со всех сторон громадой скал, слишком зависим от неба, точнее,  от этой вытянутой вверх  картины мира, в которую он органично вписан. Небо – это  свет, дождь, снег, луна, солнце, звезды, боги, а горы со всех сторон  малопродуктивны, а благ, прибывающих в мир горца по горизонтали, практически нет. 


Любой человек нуждается в самоуважении

Этимология школьной ноосферы
Вот почему вся пространственная динамика перенаправлена по вертикальному руслу, вот почему  и первый человек – в  их сказаниях – спустился  с неба. В нартиаде (эпосе народов Северного Кавказа) первым человеком-нартом был Ерюзмек. Он доставляется на землю с помощью синего камня, цвет которого роднит его  с небесами, тем более что в карачаево-балкарском языке понятия «небо» и «синий» выражаются единым словом «кёк».  Имя «Ёрюзмек» состоит из двух понятий «ёр» – высота, + «юзмек» – осколок,частица, складывающихся в итоге в предельно точное обозначение сущностной черты героя – «частица высоты». Если индоевропейская этимология слова «человек» (homo) восходит к понятию «земля» (humus), то карачаево-балкарское понятие «мужчина, человек» (эр) напрямую связывается с концептом «высота» «ёр» (по материалам З. Кучуковой).  А арабы считают: каждый человек сотворен Всевышним с определенной целью,  и душа человека знала эту цель до того, как облачилась в нечто, именуемое человеческим телом. Память об этой цели стирается в момент рождения, поэтому говорят, что новорожденные часто плачут именно от боли такой утраты. Не случайно ведь одно из значений арабского слова «инсан» (человек) – забывший. Постоянное следование духу справедливости, культивирование справедливости в мышлении и поведении способствует вспоминанию этой цели. В христианстве говорят о крике новорожденного как о первородном грехе, подразумевая эгоцентризм человека. Если попытаться объединить все три значения понятия «человек», получается: земля, забывшая небо, или небо, забывшая землю. Но на то мы и люди, чтобы, учась, мы обретали память о родстве. Своем общем, человеческом  родстве.  И не это ли называется ноосферой? 
Ханафи Гулиев
Фото Жамала Хаджиева



  • 1

Вертикаль гордости

User a_sult_h referenced to your post from Вертикаль гордости saying: [...] Оригинал взят у в Вертикаль гордости [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account