Электронная газета "Вести образования"

Previous Entry Share Next Entry
Каким должен быть учитель новой школы
eurekanext
Мы стоим на пороге новой эры в образовании – стандарты, одобряемые и критикуемые, горячо обсуждаемые в средствах массовой информации, продемонстрировав неравнодушие общества к судьбам будущего поколения, неумолимо стоят на пороге школы.  Первоклашкам и их родителям предстоит на собственном опыте ощутить те изменения, которых так ждала и так боялась наша школа.

В чем заключается смысл новизны, чем прежняя работа учителя будет отличаться от традиционной, в чем видится благо и  какие риски будут сопровождать введение новых стандартов? Хотелось бы подойти к анализу данного вопроса с точки зрения влияния стандарта на современного учителя Чеченской Республики.
По данным входного тестирования курсов повышения квалификации, в основной своей массе, учитель – это среднестатистический студент советского периода, не повышавший свою квалификацию на протяжении последних 10–15 лет, мало разбирающийся в вопросах модернизации системы российского образования, не владеющий современными образовательными технологиями, с недостаточной профессиональной компетенцией. Средний возраст учителя в Чечне 45–50 лет. Необходимо уточнить, что этот портрет мало чем отличается от портрета среднестатистического учителя РФ. Следует отметить, что при этом большая часть учителей республики имеет высшую и первую категории.Главный риск при введении стандарта, на наш взгляд, связан с неверием большей части учителей в модернизацию, с нежеланием переучиваться,  с неясностью тех задач, которые ставят на местах управленческие структуры. В этом не столько вина,  сколько беда учителя. Для него идеи модернизации превращаются в кипу новых отчетов, именуемых ныне мониторингом, за которым теряется весь смысл и сама суть преобразований. 

Как  правило, все дискуссии о необходимости модернизации образования,  о новой системе преподавания заканчиваются ссылкой на лучшую в мире советскую школу, безответственных родителей, низкую заработную плату учителя и престиж профессии, который упал ниже этой самой заработной платы. Все это, на наш взгляд, связано со смещением акцентов в понимании предназначения педагога,  как в самом государстве, так  и в обществе, и среди родительской общественности. Постоянные нападки на школу, обвинения учителей в несостоятельности  поставили образование в роль подсудимого,  вина которого в доказательстве не нуждается, по принципу – «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Все это не  могло не привести к крайней точке кипения, с которой  начинается сначала возмущение – «не только мы одни в ответе», а затем преобразование, вызванное желанием изменить ситуацию. Важно то, что, в конце концов, все понимают – так жить нельзя. Дело не только в учителе и в его профессиональной компетенции. Дело в самом времени, которое стало другим. «И жить торопимся, и все успеть спешим», перефразировала бы я поэта.

Компьютерный век изменил не только технологии, но и образ мышления. Все свидетельствует о том, что мы с вами безнадежно отстаем от наших детей. И эта пропасть имеет тенденцию к увеличению. Однако труд педагога остается стратегической миссией любого государства. Современный, квалифицированный, компетентный учитель- это центральная фигура развития экономики страны. Модернизацию выиграет та школа, в которой появиться руководитель, способный осознать роль такого учителя и создать необходимые условия для его творческого развития. 

Директор школы – главное движущее  звено, локомотив, от скорости и верности движения которого зависит когда, как и к какому конечному результату придет данный состав. Директор –- менеджер, управленец, представитель государства на этом участке, по его действиям судят о том, в каком направлении и как строится образовательная политика республики и страны в целом.

Учитель должен усвоить, что в школе главный не директор, а ребенок!  Это он своим посещением приносит школе деньги, из которых складывается зарплата учителя и директора. Директор  призван создать соответствующие условия для учителя, чтобы он хорошо учил и комфортно себя чувствовал; для ребенка, чтобы ему было уютно и хотелось идти в школу и после первого сентября и после девятого класса. Директор несет ответственность перед обществом, государством и родительской общественностью за результаты образования. С точки зрения права, совершенно обоснованно, что новый Закон « Об образовании» нормативно закрепляет ответственность организаторов образовательного процесса за качество образования.

Родитель чаще всего не имеет педагогического образования, а поэтому в его обязанности не входит учить и готовить ребенка к школе. Он в этом деле не профессионал. Он не знает психологических особенностей   возрастного периода, не знает, что такое «зона актуального» и «зона ближайшего развития» ребенка,  не знает что такое «адаптационный период». Он может помочь учителю, если ответственно подойдет к своей главной обязанности – ЛЮБИТЬ ребенка, читать ему сказки, петь песни, гулять, рассказывать самые интересные вещи на свете, которые знают только мамы и папы. 

Вы никогда не задумывались над тем как часто и как мы общаемся со своими детьми? Анализы опросов, приводимые в печати, показывают, что мамы общаются с детьми в день не более 6–10 минут, ну, а папы, если они есть, и того меньше. Задача учителя – сделать из родителя помощника и союзника в нелегком постижении мира знаний. Времена родительских собраний для порки и битья «канули в Лету». Это теперь немодное занятие.  Да и характеризует вызов  в школу не родителя, а учителя, который таким образом расписывается в своей педагогической несостоятельности и малой  профессиональной компетентности.  
 

Времена родительских собраний для порки и битья «канули в Лету»

В этом и заключается, на мой взгляд, смысл стандартов, призванных изменить не столько само содержание образования, сколько условия организации образовательного процесса, методики и технологии обучения, а самое главное – другим должен стать результат обучения. Главная компетенция, которую должен приобрести обучающийся – это умение учиться, умение добывать знания и самостоятельно ими  пользоваться,  уметь общаться, быть креативным, социализированным, успешным и востребованным в современном мире. Какой родитель не хотел бы такого результата от школы, и какой родитель откажется помочь организации, гарантирующей счастливого и успешного выпускника на выходе?
Кто должен обеспечить такой результат обучения?
Учитель.
Новый учитель.
Учитель, мышление  которого развернуто на 180 градусов по вектору движения страны. Ведь, как известно, качество образования не может быть выше качества работающих в нем учителей.

До тех пор пока у учителя не сформируются мотивы, побуждающие его к творческой деятельности, пока у него не возникнет понимание своей непосредственной причастности к совершенствованию мира, никаких изменений не произойдет. Учитель должен поверить в себя. Конечно, повышение зарплаты как стимул для работы учителя – это важно. Трудно не согласиться с тем, что зарплата – это показатель престижа профессии в обществе. Но не соглашусь с тем, что она  прямо пропорциональна качеству преподавания и ответственности учителя за выполняемую работу. Повышение зарплаты с первого сентября на 30% не поднимет уровень качества преподавания  на эти  же 30%.  Не станет среднестатистический  учитель профессиональнее, грамотнее и лучше на 30% к 1 сентября. Ответственность порождает не туго набитый кошелек, это, скорее, связано с образом мысли. Не знаю учителя – миллионера от образования. Не думаю, что лучшие учителя республики выбирали профессию по уровню ее оплаты. Учитель не зарабатывает деньги, не торгует товаром, не думает о высокой прибыли, но, несомненно, должен иметь достойную зарплату, которая свидетельствовала бы о востребованности этой профессии в обществе и государстве и уважении  к ней. 

Вот об этом и говорят требования новых стандартов: о профессиональной ответственности, о владении предметом, о креативности и лояльности, об уважении со стороны учителя к ученику, со стороны родителей к учителю, со стороны директора  и к ученику, и к учителю, и к родителю.

Сегодня школа пока не демонстрирует ответственности. В результате мы имеем низкий уровень предметных знаний, неумение учителей формировать функциональную грамотность. Только часть учителей справляется с заданиями части «С» в едином государственном экзамене. По таким предметам, как «Русский язык», «Литература», «Обществознание» и «История», эти задания становятся свидетельством наличия или отсутствия у учителя коммуникативной компетенции.
Таким образом, становится понятно, почему модернизация общества связывается с образом ребенка. Он полон надежд и сил, желания созидать, проектировать, исследовать. Именно ему предстоит вступать в новую жизнь. Станет ли она для него интересной, захочется ли ему применять полученные знания и стать успешным и востребованным в обществе, будет ли он с благодарностью помнить и помогать своей школе – зависит от учителя. 
Учитель новой школы – это тот, кому доверено открыть ребенку возможности познания. Он не дает готовых решений, а говорит: «Смотри, как прекрасен мир, как интересно он устроен. А ты бы хотел узнать  об этом мире больше, ведь тебе в нем жить? Хочешь, я помогу (в противовес старому «научу») тебе с этим разобраться, я покажу тебе мир и  открою, как жить с ним в согласии и добре». Такой учитель не имеет в своем арсенале двоек.
Чему учит двойка ученика? Ненависти к школе, учителю, порождает комплекс собственной неполноценности, порождает конфликты и непонимание со стороны родителей. Все это в конечном итоге  заставляет его искать места «другой социализации». Если учеба – время проб и ошибок, то почему мы лишаем учеников права ошибаться? Только анализ собственных ошибок поможет научиться мыслить, делать правильный выбор, занять позицию человека,  ищущего смысл своей будущей жизни. 
 
Может ли быть успешный ученик у неуспешного учителя? Может ли неговорящий учитель научить красноречию своего воспитанника?  Дети – это зеркала,  в которых отражаются все наши педагогические находки и ошибки, промахи и открытия.
Главным риском  в реализации образовательного стандарта второго поколения я бы определила  еще и  умение донести до учителя значимость его сегодняшней миссии – социокультурной модернизации образовательного процесса, и способность воспринять суть преобразований самим педагогом.


Может ли быть успешный ученик у неуспешного учителя?

Успешная личность, мотивированная на качественный труд, творчество, непрерывное духовное, профессиональное, социальное и культурное развитие – таким видится портрет современного учителя. Наш педагог не всегда заинтересован в современных образовательных технологиях, его уровень социальной культуры зачастую не соответствует запросам времени или безнадежно от него отстает. Наш учитель мало или слабо мотивирован на труд и творчество в профессиональной среде. Поэтому иногда создается впечатление,  что усилия министерств и институтов проходят при безучастном созерцании и непонимании происходящего учителем. Желание изменить ситуацию должно быть сформировано внутри самого учителя, как потребность и необходимость, обеспечивающая комфортное и достойное пребывание в современном обществе. Только так можно обеспечить самоуважение и поднять престиж профессии в обществе.

Нельзя в постоянно обновляющемся мире жить знаниями, полученными 20–30 лет назад,  даже в самой лучшей в мире образовательной системе. Мир давно ушел далеко вперед. Идеи модернизации могут понять лишь те, кто сам движется вперед, постоянно меняясь, не полагаясь на авторитеты прошлого, не творя кумиров, там, где и следа от былого не осталось. Время неумолимо двигается вперед, мир не ждет отстающих. Нет шанса запрыгнуть в поезд, мчащийся на полном ходу, но есть шанс остаться на задворках истории, так и не поняв, что произошло в окружающем мире. Спастись можно лишь сформировав адекватную позицию по отношению к тому, что происходит в мире, успев определить свое место в системе меняющихся приоритетов. Учитель должен понимать, что в современных условиях он перестал быть «определяющим источником норм поведения». Он по-прежнему значим, но уже не так авторитетен. Закрепить эту значимость, необходимо пересмотрев свой образ мыслей, увидев себя и свое место  в будущем. И дело тут вовсе не  в возрасте. Пожилые учителя,  приходящие на курсы  повышения квалификации, уверенные в безуспешности и ненужности этой затеи, уходят с убеждением, что не все еще потеряно, что есть и силы и знания, и учиться новому не так страшно, а  вместе с этим убеждением появляется  чувство самоуважения и уверенность в себе и в своих силах. Надо помнить, что ты – личность социальная, а значит степень твоей адаптации в обществе, твой социальный статус зависят, прежде всего,  от отношения к самому себе. Если личность не любит и не уважает себя, то окружающие очень быстро забывают о ее существовании.

Главное действующе лицо стандарта, от которого зависит успех его внедрения,  –  это учитель. Следовательно, успешность осуществления миссии зависит от личности учителя. Если абсолютное большинство учителей, директоров, завучей и других  работников системы образования проникнутся  идеями стандарта, поймут, что это шанс консолидации нации, окажутся способными к конструктивному, осмысленному изменению собственного труда, не будут воспринимать стандарты как угрозу их стабильному,  беспроблемному существованию, тогда возникнет то взаимопонимание, организуется та команда, которой под силу будет произвести модернизацию системы образования.

Ганга Эльмурзаева,
ректор Института повышения квалификации
педагогических кадров Чеченской республики



?

Log in

No account? Create an account